“В мире есть лишь две абсолютные ценности:
чистая совесть и абсолютное здоровье”
Л.Н. Толстой
Здоровье общества зависит от состояния здоровья каждого его
члена.
Совершенно очевидно, что без создания определенных социальных условий, без
здоровой семьи, без любви к ближнему, решить эту проблему практически
невозможно.
Известно, что с самого рождения ребенка – это непрерывная, не только
биологическая, но и социальная адаптация к постоянно меняющимся условиям
микросоциальной среды. Причем этот процесс непрерывный и имеет свои кризисные
периоды.
Первый период – наиболее ранний – поступление ребенка в ясли.
Второй период – поступление ребенка в школу.
При благоприятной адаптации происходит тренировка адаптационных механизмов.
Благодаря чему дети становятся адаптационно устойчивыми и на дальнейших ступенях
социальной адаптации в их жизни.
Процесс созревания иммунной системы у ребенка продолжается многие годы и
характеризуется наличием критических периодов в развитии иммунобиологической
реактивности.
Знание критических периодов становления иммунной системы делает понятным
скачкообразный характер заболеваемости в различные периоды детства.
Первый критический период – период новорожденности. Характеризуется пассивной,
неразвитой системой фагоцитоза.
Второй период – 4–6 месяцев.
Третий период – второй год жизни.
Все эти периоды характеризуются низкой резистентностью организма к аденовирусам,
вирусам гриппа.
Четвертый период – 6–7 год жизни – рост числа заболеваний миндалин, васкулитов,
иммунной формы сахарного диабета.
Пятый период – подростковый возраст.
Таким образом, адаптация и пребывание ребенка в д/саду приходится на 3 и 4
периоды становления иммунной системы у детей, что обеспечивает важность
проведения профилактических и реабилитационных программ.
В нашем д/саду проводится работа по воспитанию здорового ребенка, оздоровлению
часто болеющих детей. Уделяется внимание комплексному использованию всех средств
физического развития и оздоровления детского организма. Эта работа возможна при
тесном содружестве медиков, педагогов, родителей.
Работа по укреплению здоровья детей строится по направлениям:
-
Создание условий для укрепления здоровья детей.
-
Комплексное решение воспитательно-образовательных и оздоровительных задач.
-
Воспитание здорового ребенка совместными усилиями д/сада и семьи.
Воспитательно-образовательный процесс строится на знании
особенностей физического и психического развития детей.
В создании развивающей среды, условий по оздоровлению детей активное участие
принимают сотрудники д/сада и родители воспитанников.
Для воспитания здорового ребенка в д/саду созданы следующие условия:
-
Физкультурный зал оборудован гимнастическими стенками, канатами, разновысотными кубами, скамейками, ребристыми дорожками, резиновыми ковриками с шипами, имеется массажер.
В группах есть сухие бассейны. На улице – плескательница, в которой дети купаются летом. -
Педагог по физкультуре изучает физическое развитие детей, используя различные диагностические методики, определяет уровень физической подготовленности и на основе полученных результатов планирует работу.
-
В целях осуществления лечебно-оздоровительной и профилактической работы с детьми функционирует медицинский, прививочный и физио-кабинеты.
Физио-кабинет оснащен: массажным столом, тубусным и маячным кварцем, лампой общего кварца, ингаляторами, системой для приготовления кислородного коктейля. -
Охрану нервной системы обеспечивает четкий режим дня, качественное проведение сотрудниками всех режимных моментов, строится щадящий режим дня.
В группах имеются зоны свободного творчества, экологические уголки, уголки “уединения”. -
Для оздоровления детей д/сад использует систему интенсивного закаливания, разработанную доцентом кафедры педиатрии Кемеровского медицинского института Вавиловой В.П.
Особенностью Программы “Здоровье” является целенаправленное, круглогодичное оздоровление детей непосредственно в д/саду. Только последовательная и комплексная восстановительная терапия при четком выполнении всех рекомендаций в течение 2-3 лет, приводит к заметному уменьшению частоты респираторных заболеваний у детей и сохранению их здоровья.
Программа “Здоровье” включает в себя:
– раннее выявление частоболеющих детей;
– организацию немедикаментозных способов их реабилитации;
– создание условий для адаптации дошкольников к детскому коллективу.
Цель Программы “Здоровье”:
На основе совершенствования медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, сотрудничества с родителями
– профилактировать возникновение респираторной патологии;
– облегчить процесс адаптации вновь поступающих детей;
– уменьшить вероятность психосоматических заболеваний.
Задачи Программы “Здоровье”:
-
Предупреждение возникновения респираторной патологии в предэпидемический и предсезонный периоды года (укрепление общего иммунитета, местного иммунитета слизистых оболочек организма, санация очагов хронической инфекции, снижение риска инфицированности ОРВИ).
-
Проведение реабилитационных мероприятий для уменьшения кратности заболевания среди частоболеющих детей.
-
Уменьшение уровня психо – эмоционального напряжения и тревожности у детей.
-
Воспитание у дошкольников ценностных ориентаций на приоритетное значение здоровья.
-
Обучение детей методам, средствам, способам сохранения и укрепления здоровья.
-
Совершенствование работы с родителями по вопросам, связанным со здоровым образом жизни в семье.
Методика интенсивного закаливания.
Использование традиционных методов закаливания не дает
оздоровительного эффекта из-за слабых холодовых воздействий.
Более того, слабые холодовые воздействия (температура воды – +15С), нередко
служат причиной охлаждения и обострения основного заболевания.
Интенсивное закаливание – это кратковременное, не более 3-х минут, воздействие
невысоких температур (+1 – +5С), стимулирует согревание организма человека, т.е.
выработку тепла, а не охлаждение.
Методика интенсивного закаливания целенаправленно увеличивает сопротивляемость и
устойчивость организма часто болеющих детей к неблагоприятным средовым факторам,
приводит к интенсификации всех обменных процессов.
Кратковременное воздействие холодом вызывает стресс организма, и, как следствие
этого, повышается активность лейкоцитов сосудистого депо (фагоцитоз),
стимулируется выброс биологически активного белка – интерферона, препятствующего
размножению в клетках хозяина вирусов широкого спектра.
У абсолютного большинства детей удается выработать стереотип, в результате
которого, холодовые закаливания становятся ежедневной необходимостью.
Подготовка к работе по методике интенсивного закаливания.
Мы рекомендуем родителям:
– в семье и в группе, в качестве профилактики простудных
заболеваний, босохождение.
Наиболее приемлемым оказался метод И.И. Саркизова – .Серазини;
– рациональные слои одежды (1–2–3).
При поступлении ребенка в д/сад обращается внимание на его биологический и
паспортный возраст. Определяют, к какой группе здоровья относится ребенок.
На основании данных заполняется “Паспорт здоровья дошкольника” и составляется
индивидуальный план оздоровления.
Реализация методики.
I.
-
Фитотерапия: фиточай, отвар шиповника.
-
Поливитамины (“Ревит” – 1 драже ежедневно, аскорбиновая кислота – 30 дней в марте).
-
Профилактика ЛОР-заболеваний – полоскание полости рта и носоглотки:
– физиологическим раствором (10 дней);
– холодной водой из-под крана;
– слабым раствором морской соли (10 дней);
– зеленым чаем. -
Физио- и рефлексотерапия:
– оздоровительный массаж;
– ионизация воздуха (люстра Чижевского);
– массаж биологически активных точек по Уманской в течение года.
II. Интенсивное закаливание:
1. 1-ая младшая группа:
– босохождение в течение дня;
– гимнастика;
– точечный массаж по Уманской;
– плантарный массаж стоп;
– местное закаливание;
– перешагивание в тазики с холодной водой (температура воды не выше +10С).
Алгоритм: 4 тазика по 5 секунд.
2. 2-ая младшая группа:
– босохождение в течение дня;
– гимнастика;
– точечный массаж по Уманской;
– плантарный массаж стоп;
– местное закаливание;
– перешагивание в тазики с холодной водой (температура воды не выше +10С);
– бег по снегу.
3. Средня группа, старшая и подготовительная к школе группы:
– босохождение в течение дня;
– гимнастика;
– точечный массаж по Уманской;
– плантарный массаж стоп;
– местное закаливание;
– перешагивание в тазики с холодной водой (температура воды не выше +10С);
– бег по снегу;
– обливание холодной водой на воздухе.
В первую десятидневку обливания родители следят за
настроением детей. Сном, аппетитом, количеством мочеиспусканий, наличием энуреза,
температурой тела в вечерние часы. Контрольный анализ мочи проводится 1 раз в 2
недели.
Закаливание дает не только удивительные результаты, но и нормализует
психо-эмоциональное состояние ребенка, улучшается память, внимание. Является
прекрасным средством регуляции сердечно – сосудистой и эндокринной систем.
В период пребывания в д/саду у детей формируются и психологические установки на
сохранение и укрепление своего здоровья, развитие навыков здорового образа
жизни. Дети получают знания о влиянии физических упражнений на здоровье, о
необходимости гигиенических процедур, закаливании, что позволяет им сделать шаг
на пути воспитания заботы о своем здоровье, шаг к здоровому образу жизни.