Создание здоровьесберегающего пространства в МАДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


“В мире есть лишь две абсолютные ценности:
чистая совесть и абсолютное здоровье”
Л.Н. Толстой

Здоровье общества зависит от состояния здоровья каждого его члена.
Совершенно очевидно, что без создания определенных социальных условий, без здоровой семьи, без любви к ближнему, решить эту проблему практически невозможно.
Известно, что с самого рождения ребенка – это непрерывная, не только биологическая, но и социальная адаптация к постоянно меняющимся условиям микросоциальной среды. Причем этот процесс непрерывный и имеет свои кризисные периоды.
Первый период – наиболее ранний – поступление ребенка в ясли.
Второй период – поступление ребенка в школу.
При благоприятной адаптации происходит тренировка адаптационных механизмов. Благодаря чему дети становятся адаптационно устойчивыми и на дальнейших ступенях социальной адаптации в их жизни.
Процесс созревания иммунной системы у ребенка продолжается многие годы и характеризуется наличием критических периодов в развитии иммунобиологической реактивности.
Знание критических периодов становления иммунной системы делает понятным скачкообразный характер заболеваемости в различные периоды детства.
Первый критический период – период новорожденности. Характеризуется пассивной, неразвитой системой фагоцитоза.
Второй период – 4–6 месяцев.
Третий период – второй год жизни.
Все эти периоды характеризуются низкой резистентностью организма к аденовирусам, вирусам гриппа.
Четвертый период – 6–7 год жизни – рост числа заболеваний миндалин, васкулитов, иммунной формы сахарного диабета.
Пятый период – подростковый возраст.
Таким образом, адаптация и пребывание ребенка в д/саду приходится на 3 и 4 периоды становления иммунной системы у детей, что обеспечивает важность проведения профилактических и реабилитационных программ.
В нашем д/саду проводится работа по воспитанию здорового ребенка, оздоровлению часто болеющих детей. Уделяется внимание комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детского организма. Эта работа возможна при тесном содружестве медиков, педагогов, родителей.

Работа по укреплению здоровья детей строится по направлениям:

  1. Создание условий для укрепления здоровья детей.

  2. Комплексное решение воспитательно-образовательных и оздоровительных задач.

  3. Воспитание здорового ребенка совместными усилиями д/сада и семьи.

Воспитательно-образовательный процесс строится на знании особенностей физического и психического развития детей.
В создании развивающей среды, условий по оздоровлению детей активное участие принимают сотрудники д/сада и родители воспитанников.

Для воспитания здорового ребенка в д/саду созданы следующие условия:

  1. Физкультурный зал оборудован гимнастическими стенками, канатами, разновысотными кубами, скамейками, ребристыми дорожками, резиновыми ковриками с шипами, имеется массажер.
    В группах есть сухие бассейны. На улице – плескательница, в которой дети купаются летом.

  2. Педагог по физкультуре изучает физическое развитие детей, используя различные диагностические методики, определяет уровень физической подготовленности и на основе полученных результатов планирует работу.

  3. В целях осуществления лечебно-оздоровительной и профилактической работы с детьми функционирует медицинский, прививочный и физио-кабинеты.
    Физио-кабинет оснащен: массажным столом, тубусным и маячным кварцем, лампой общего кварца, ингаляторами, системой для приготовления кислородного коктейля.

  4. Охрану нервной системы обеспечивает четкий режим дня, качественное проведение сотрудниками всех режимных моментов, строится щадящий режим дня.
    В группах имеются зоны свободного творчества, экологические уголки, уголки “уединения”.

  5. Для оздоровления детей д/сад использует систему интенсивного закаливания, разработанную доцентом кафедры педиатрии Кемеровского медицинского института Вавиловой В.П.

Особенностью Программы “Здоровье” является целенаправленное, круглогодичное оздоровление детей непосредственно в д/саду. Только последовательная и комплексная восстановительная терапия при четком выполнении всех рекомендаций в течение 2-3 лет, приводит к заметному уменьшению частоты респираторных заболеваний у детей и сохранению их здоровья.

Программа “Здоровье” включает в себя:

– раннее выявление частоболеющих детей;
– организацию немедикаментозных способов их реабилитации;
– создание условий для адаптации дошкольников к детскому коллективу.

Цель Программы “Здоровье”:

На основе совершенствования медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, сотрудничества с родителями

– профилактировать возникновение респираторной патологии;
– облегчить процесс адаптации вновь поступающих детей;
– уменьшить вероятность психосоматических заболеваний.

Задачи Программы “Здоровье”:

  1. Предупреждение возникновения респираторной патологии в предэпидемический и предсезонный периоды года (укрепление общего иммунитета, местного иммунитета слизистых оболочек организма, санация очагов хронической инфекции, снижение риска инфицированности ОРВИ).

  2. Проведение реабилитационных мероприятий для уменьшения кратности заболевания среди частоболеющих детей.

  3. Уменьшение уровня психо – эмоционального напряжения и тревожности у детей.

  4. Воспитание у дошкольников ценностных ориентаций на приоритетное значение здоровья.

  5. Обучение детей методам, средствам, способам сохранения и укрепления здоровья.

  6. Совершенствование работы с родителями по вопросам, связанным со здоровым образом жизни в семье.

Методика интенсивного закаливания.

Использование традиционных методов закаливания не дает оздоровительного эффекта из-за слабых холодовых воздействий.
Более того, слабые холодовые воздействия (температура воды – +15С), нередко служат причиной охлаждения и обострения основного заболевания.
Интенсивное закаливание – это кратковременное, не более 3-х минут, воздействие невысоких температур (+1 – +5С), стимулирует согревание организма человека, т.е. выработку тепла, а не охлаждение.
Методика интенсивного закаливания целенаправленно увеличивает сопротивляемость и устойчивость организма часто болеющих детей к неблагоприятным средовым факторам, приводит к интенсификации всех обменных процессов.
Кратковременное воздействие холодом вызывает стресс организма, и, как следствие этого, повышается активность лейкоцитов сосудистого депо (фагоцитоз), стимулируется выброс биологически активного белка – интерферона, препятствующего размножению в клетках хозяина вирусов широкого спектра.
У абсолютного большинства детей удается выработать стереотип, в результате которого, холодовые закаливания становятся ежедневной необходимостью.

Подготовка к работе по методике интенсивного закаливания.

Мы рекомендуем родителям:

– в семье и в группе, в качестве профилактики простудных заболеваний, босохождение.
Наиболее приемлемым оказался метод И.И. Саркизова – .Серазини;
– рациональные слои одежды (1–2–3).
При поступлении ребенка в д/сад обращается внимание на его биологический и паспортный возраст. Определяют, к какой группе здоровья относится ребенок.
На основании данных заполняется “Паспорт здоровья дошкольника” и составляется индивидуальный план оздоровления.

Реализация методики.

I.

  1. Фитотерапия: фиточай, отвар шиповника.

  2. Поливитамины (“Ревит” – 1 драже ежедневно, аскорбиновая кислота – 30 дней в марте).

  3. Профилактика ЛОР-заболеваний – полоскание полости рта и носоглотки:
    – физиологическим раствором (10 дней);
    – холодной водой из-под крана;
    – слабым раствором морской соли (10 дней);
    – зеленым чаем.

  4. Физио- и рефлексотерапия:
    – оздоровительный массаж;
    – ионизация воздуха (люстра Чижевского);
    – массаж биологически активных точек по Уманской в течение года.

II. Интенсивное закаливание:

1. 1-ая младшая группа:

– босохождение в течение дня;
– гимнастика;
– точечный массаж по Уманской;
– плантарный массаж стоп;
– местное закаливание;
– перешагивание в тазики с холодной водой (температура воды не выше +10С).

Алгоритм: 4 тазика по 5 секунд.

2. 2-ая младшая группа:

– босохождение в течение дня;
– гимнастика;
– точечный массаж по Уманской;
– плантарный массаж стоп;
– местное закаливание;
– перешагивание в тазики с холодной водой (температура воды не выше +10С);
– бег по снегу.

3. Средня группа, старшая и подготовительная к школе группы:

– босохождение в течение дня;
– гимнастика;
– точечный массаж по Уманской;
– плантарный массаж стоп;
– местное закаливание;
– перешагивание в тазики с холодной водой (температура воды не выше +10С);
– бег по снегу;
– обливание холодной водой на воздухе.

В первую десятидневку обливания родители следят за настроением детей. Сном, аппетитом, количеством мочеиспусканий, наличием энуреза, температурой тела в вечерние часы. Контрольный анализ мочи проводится 1 раз в 2 недели.
Закаливание дает не только удивительные результаты, но и нормализует психо-эмоциональное состояние ребенка, улучшается память, внимание. Является прекрасным средством регуляции сердечно – сосудистой и эндокринной систем.
В период пребывания в д/саду у детей формируются и психологические установки на сохранение и укрепление своего здоровья, развитие навыков здорового образа жизни. Дети получают знания о влиянии физических упражнений на здоровье, о необходимости гигиенических процедур, закаливании, что позволяет им сделать шаг на пути воспитания заботы о своем здоровье, шаг к здоровому образу жизни.