Цели:
- выделить факторы, характеризующие климат, дать понятие ученикам о его ритмичном изменении в истории нашей планеты, определить природные и антропогенные причины и последствия этих изменений;
- дать характеристику климата Приморского края, на основе данных из различных источников выявить процесс изменения климата в нашем регионе;
- определить возможные меры по решению проблем;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Материалы: таблица “Развитие жизни на Земле”, пособие – “Часы Эволюции”, карта Евразии. Таблички со словами “Похолодание” и “Потепление”, карточки для работы в группах, материалы к игре “Парниковый эффект”.
1. Актуализация знаний. Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Да – нет”:
– Климат – это состояние атмосферы в рассматриваемом месте в отдельный момент
времени (нет).
– Погода – это состояние атмосферы в рассматриваемом месте в отдельный момент
времени (да).
– Климат – это географическая характеристика местности, многолетний режим погоды
(да).
– Климат местности, в первую очередь определяет широта (да).
2. Постановка проблемной ситуации. Мы с вами вспомнили, что “климат” по определению является географической характеристикой местности, многолетним режимом погоды. Значит ли это, что климат – постоянная, неизменная характеристика? Что вы знаете о глобальном потеплении и изменении климата? Какие последствия этих процессов могут возникнуть? (Ученики выдвигают свои гипотезы, приводят в качестве примеров фактические данные).
3. Определение темы урока. Сегодня на уроке мы вспомним о факторах, определяющих климат Приморского края, и постараемся выяснить, существует ли в нашем регионе проблема изменения климата. Для того чтобы подтвердить наши предположения и прийти к общим выводам, мы выполним работу в группах (по 6 человек) – 7 минут.
1-я группа исследует изменения климата и их последствия в прошлом нашей
планеты.
2-я группа определит природные причины изменения климата.
3-я группа покажет зависимость изменения климата от деятельности человека.
4-я группа разгадает кроссворд на тему “Факторы, определяющие климат Приморского
края”.
5-я группа даст характеристику климата Приморского края.
4. Совместное открытие знаний и применение их на практике. Ребята, мы начинаем презентацию ваших групповых работ. В процессе презентации мы ответим на интересующие нас вопросы. С течением времени климат на Земле медленно меняется. Для того чтобы понять, какие изменения могут возникнуть в будущем, мы должны изучить климат прошлого.
Презентация работы 1-й группы. Задание: используя таблицу, отметьте на Ленте Времени изменение климата: потепление, похолодание, ледниковые периоды условными обозначениями. Сделайте вывод. (Пример эталонной таблицы.)
№ | Период | Особенности периода | Изменения климата |
1 | Девонский | Появляются первые земноводные, плауны и хвощи. | Жаркий, сухой климат. |
2 | Каменноугольный | Появляются пресмыкающиеся. Леса из огромных плаунов, папоротников. | Похолодание. |
3 | Пермский | Исчезают около половины групп живых организмов. Появляются хвойные растения. | В Северном полушарии становится суше и холоднее. |
4 | Триасовый | Господство пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих. | Потепление. |
5 | Юрский | Появление первых птиц. Господство динозавров. | Влажный климат. |
6 | Меловой | Появление цветковых растений. Вымирают динозавры и другие животные. | Похолодание. Потепление. |
7 | Неогеновый | Развитие млекопитающих. Появление человекообразных существ. | Похолодание. |
8 | Антропогеновый | Млекопитающие: шерстистые носороги, мамонты. Появление первых людей. | Похолодание, ледниковый период, стойкое потепление. |
Ученики прикрепляют карточки, обозначающие изменения климата, на Ленту Времени. Потепление обозначается полукругом красного цвета, похолодание – треугольником синего цвета, ледниковый период – снежинкой.
Вывод: в истории нашей планеты наблюдались изменения климата – потепления, похолодания, ледниковые периоды. Эти изменения влияли на существование обитателей нашей планеты. (Рассказ по таблице с демонстрацией Ленты Времени). Учитель может использовать пособие “Часы Эволюции”. 1 час – 150 млн. лет, 1 минута – 2.5 млн. лет.
Рассказ учителя: Научное изучение климата началось 300 лет назад. Поэтому ученые вынуждены искать разные способы к разгадке его изменения.
Например: исследование окаменелостей растений и животных; изучение годичных колец деревьев; помогают также записи в судовых журналах, картины и т.д. Похолодания на Земле наблюдаются каждые 100000 лет (на наших часах – каждые 2.5 секунды).
Ряд периодов в истории Земли последние 2 млн. лет характеризуются сильным похолоданием и образованием ледников. Последнее оледенение закончилось 10000 лет назад. Мы живем в межледниковую эпоху.
Например: 18000 лет назад Северную Европу, часть Сибири, Канаду, северные районы США и т.д. покрывали ледяные щиты толщиной до 1000 м. Ледник вобрал в себя так много воды, что Британские острова были соединены с Европой сушей (демонстрация карты Евразии).
Почему менялся климат на нашей планете? На этот вопрос нам ответит вторая группа.
Презентация работы 2-й группы. Задание: определить природные причины изменения климата, заполнить таблицу, сделать вывод. Слова, выделенные курсивом, вписываются учениками. (Пример эталонной таблицы.)
№ | Причины похолодания | Примечания | Причины потепления |
1 | Изменение земной орбиты. | – | Новое изменение земной орбиты. |
2 | Изменение наклона земной оси. | – | Новое изменение наклона земной оси. |
3 | Извержение вулканов. | 1991 г. Извержение вулкана Пинатубо (Филлипины). Средняя температура на Земле на 5 градусов ниже, чем обычно. | Снижение вулканической активности. |
4 | Солнце менее активно. | Периодичность возникновения пятен на Солнце (11 лет). | Солнце активно. |
5 | Падение астероидов. | Тунгусский метеорит (1908 г.) | – |
Слова для вставок: новое изменение земной орбиты, изменение наклона земной оси, снижение вулканической активности, Солнце менее активно.
На доске под словами “Похолодание” и “Потепление” размещаются карточки с ключевыми словами.
Вывод: изменение климата может произойти без участия человека, по причине изменений в природе.
Презентация работы 3-й группы. Задание: показать влияние деятельности человека на изменение климата. Заполните таблицу, изучите диаграммы, сделайте вывод. Слова, выделенные курсивом, вписываются учениками. (Пример эталонной таблицы.)
№ | Причины потепления | Парниковые газы | Решение проблемы |
1 | Добыча и использование энергии. | Углекислый газ, фреоны, метан, озон. | Использование возобновляемых источников энергии. |
2 | Промышленность. | Использование новых технологий и материалов. | |
3 | Сельское хозяйство. | ||
4 | Вырубка лесов. | Восстановление леса. |
Слова для вставок: добыча и использование энергии, углекислый газ, промышленность, фреоны, сельское хозяйство, метан, вырубка лесов, озон.
На доске под словом “Потепление” размещаются карточки ключевыми словами, обозначающими причины потепления.
Вывод: деятельность человека оказывает значительное влияние на изменение климата.
Презентация работы 4-й группы. Задание: разгадать кроссворд, определить какие условия влияют на климат Приморского края (работа со словарем).
По вертикали: (клетки с цифрами не заполняются)
|
Презентация работы 5-й группы. Задание: дать характеристику климату Приморского края. Соединить линиями начало и конец фразы.
1 | Средняя температура зимой | От +16 до +20 градусов. |
2 | Осадки летом. | Дует со стороны материка. |
3 | Ветер летом. | Горные долины. |
4 | Средняя температура летом. | Примерно та же, что и у Северного Кавказа. |
5 | Широта | От -8 до -24 градусов. |
6 | Ветер зимой. | Около 800 мм. |
7 | Рельеф. | Дует со стороны Тихого океана. |
Ученики составляют рассказ о климате нашего края.
Вывод: Приморье находится в зоне умеренного муссонного климата.
Подведение итогов урока. По данным различных исследований, начиная с середины19 века, средняя годовая температура стала увеличиваться. В Приморье также отмечено повышение температуры. Нашей планете предстоит войти в очередную ледниковую эпоху. Возможно, это произойдет уже в следующем тысячелетии. Однако в связи с парниковым эффектом наблюдается потепление. Что ждет нашу планету и наш край в будущем?
Домашнее задание. Ученики делятся на группы. 1-я группа – экологи, определят возможные последствия потепления; 2-я группа – географы, раскроют особенности географического положения нашего края; 3-я группа – экономисты, расскажут о развитии Приморского края; 4-я группа – юристы, консультанты в области правоведения; 5-я группа – физики – изобретатели новых технологий. Каждой группе дается опережающее задание (поиск и анализ информации, оформление выводов). Учитель координирует работу детей, ученики готовятся к презентации – защите своих проектов.