Введение в курс советской музыкальной литературы, по предлагаемой версии, предполагает проведение двух уроков.
Целью первого урока, конспект которого приводится ниже, становится формирование позитивного образа советской эпохи, на примере жанра советской массовой песни. Ещё живы люди, построившие мощное государство СССР. Ещё живы те, кто в Великую Отечественную войну отстаивал право этого государства на существование, а потом поднял это государство из руин. Замалчивать их победы, свершения – бесчестно. И если Ленин и Сталин являлись их кумирами, это вовсе не значит, что наши деды и прадеды были стадом глупых овец.
Нужно ли касаться негативных сторон советской эпохи вообще? Да. Об этом пойдёт речь на втором вводном уроке. Шаг за шагом, мы будем прослеживать судьбу музыки “не для всех” (концертных и театральных жанров). Вопросы учителя будут касаться тех решений советской власти, которые нанесли непоправимый вред развитию культуры и искусства, и будут ставить учащихся перед выбором: “Что сделал бы ты?” Например: “Что делать, если революция пообещала, что разделения на искусство для народа и для “элиты” больше не будет, а музыку Шостаковича народ не понимает”? Анализируя собственные ответы на поставленные вопросы, ученики с удивлением отметят, что многие из них недалеки от властных решений тех лет. А почувствовав сложность той эпохи, будут терпимее по отношению к старшим поколениям.
Это произойдёт на втором уроке. Первый же урок должен нести с собой положительные эмоции и уверенность в том, что музыкальную культуру советского периода (такого яркого и грандиозного) изучать нужно обязательно.
Конспект урока
Тема: Советская массовая песня.
Цель: формирование позитивного образа советской эпохи на примере жанра советской массовой песни.
Задачи:
- Познакомиться с советскими массовыми песнями разных лет.
- Выделить особенности массовых песен, обеспечившие этому жанру долголетие и популярность.
- Воспитывать уважительное отношение к истории страны, к старшему поколению, его взглядам, свершениям, идеалам.
Дидактические материалы и оборудование:
- Аудиозаписи: П. Дегейтер-Э. Потье. Интернационал; И. Дунаевский-В. Лебедев-Кумач. Марш из к/ф “Весёлые ребята”, Песня о Родине из к/ф “Цирк”; А.Александров – В.Лебедев-Кумач. Священная война; А. Пахмутова – Л. Ошанин. Песня о тревожной молодости.
- Листы с текстами вышеперечисленных песен по количеству учеников (Приложение 1).
- Ноты (для учителя): Смело, товарищи, в ногу (сл.Л. Радин); В. Вольский – В. Свендицкий. Варшавянка; Д. Васильев-Буглай – Д. Бедный. Проводы. Наш паровоз. (Приложение 2)
- Советские плакаты для оформления класса, фотографии ДнепроГЭС (вариант: любой другой ГЭС) формата А-4 или большего (Приложение 3)
- Красные банты по количеству учеников.
- Аудиомагнитофон, фортепиано.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению курса советской музыкальной культуры.
Седьмого ноября 1917 года в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Началась новая эпоха в истории нашей Родины, которую сейчас принято называть советской.
Это было недавно. Но вы уже мало, что знаете об этой эпохе. Для большинства из вас социализм – это ГУЛАГ, ЧК, застой, Сталин. А ведь это было интересное время, время не только “красного террора” и политических репрессий, но и "Великих строек", энтузиазма, побед и веры в "Светлое будущее всего человечества".
Как бы вы не относились к советской власти, из истории нельзя вычеркнуть очевидные факты: советский народ в разное время защищал эту самую власть не только словом, но и делом; советский народ создал великую науку и культуру, построил могучее государство – Союз Советских Социалистических Республик. Всего за 70 лет (!), (по историческим меркам – жизнь одного поколения!), из которых половину страна либо воевала, отстаивая свою независимость, либо восстанавливала разрушенное войнами.
Помним ли мы о подвиге этого поколения? Проявляем ли к нему уважение? Без уважения к собственному прошлому не может быть настоящего и будущего. На Востоке, где умеют хранить традиции, не случайно говорят: "Кто выстрелит в прошлое из ружья, в того будущее выстрелит из пушки".
Давайте попытаемся понять наших дедов и прадедов, тех людей, которые жили, трудились, воевали, умирали во имя определенных целей и ценностей. Может для кого-то это станет открытием не известного до сих пор мира.
Мы будем слушать песни, оставшиеся нам от Советской эпохи. Как вы думаете, почему песни, а не симфонии, кантаты оперы?
Ученики: Потому что песня – самый простой, доступный музыкальный жанр. Эти песни были широко известны. Их знают наши родители. Они снова входят в моду. Их поют в телепередачах. Нам нужно понять тех людей. А песня отражает события и чувства людей.
Учитель: И ещё. Никто не собирается навязывать вам своих убеждений, но лишь напомнить о минувшей эпохе, о стране, самозабвенно и героически строившей "светлое будущее", и о людях, ее населявших. Послушайте музыку, вчитайтесь в тексты песен и попытайтесь понять, чем жили люди в то время, чем дышали, к чему стремились. На советских массовых песнях было воспитано не одно поколение людей, и очень хороших людей, многие из которых сегодня живут рядом с нами. А теперь… (подражая говорящему с трибуны оратору): Товарищи! Пролетарская революция, о которой так много говорили большевики, свершилась. Крестьяне получили землю, рабочие – заводы. Революция стала избавлением народа от гнета, нищеты, скотского существования…. (к ученикам) Среди вас есть дворяне, аристократы? Почему вы не хлопаете и не кричите “Ура!”? Теперь вам принадлежит всё! Вам, а не господам, которые унижали и угнетали ваших дедов и прадедов сотни лет. (Ученики хлопают и кричат “Ура”)
Но революцию надо было защищать. Против нас выступили 14 иностранных держав, в том числе: Англия, Франция, США, Япония, Германия. Мы потеряли 3/4 территории: Украину, Сибирь, Кавказ, Дальний Восток. В стране началась гражданская война. Надо было сплотить народ, воодушевить его на борьбу за идеалы революции.
Именно в то трудное героическое время и родились массовые песни. Эти песни звали к подвигу, закаляли волю, формировали мысли людей. И люди уже знали, что вся-то наша жизнь есть борьба, и готовы были стоять насмерть и понимали, что “иного нет у нас пути, в руках у нас винтовка”, а остановка, отдых, счастье – только в мировой коммуне. Эти песни воспринимал каждый, даже неграмотный. Песни указывали путь к освобождению. Изо дня в день, из года в год несли в народ мысль о свободе. Песня влияла на человека, песня воспитывала массы. Песня становились неотъемлемой частью народной жизни.
Первые такие песни возникали стихийно, их переделывали из старых песен, заменяя слова. Например, слова песни “Смело, товарищи, в ногу!” сочинил Леонид Радин на мелодию известной в то время студенческой песни. Песни приходили из других стран. Из Польши пришла в Россию “Варшавянка”. А вот образец самодеятельного творчества неизвестных авторов. “Наш паровоз” (Называя песню, учитель исполняет первый куплет из каждой песни, с фортепианным сопровождением).
Позже, в процесс сочинения включились профессиональные композиторы. Но многие их песни считают народными, например, песню “Проводы” композитора Д. Васильева-Буглая на слова Демьяна Бедного. Попробуем спеть все вместе. Юноши будут изображать Ивана, крестьянского сына, а девушки – его “матушку” (Исполняется песня “Проводы”)
У всех этих песен есть общие черты. Какие?
Ученики: Они все маршевые, с призывными мелодиями. Ритм “чеканный”. Слова, как лозунги. Строгие, суровые. А “Проводы” – шуточная. Всё равно о борьбе.
Учитель: Вы не знаете ощущения, рождающегося в душе в момент исполнения песни многотысячной толпой. Сейчас попробуем. (Учитель раздаёт красные банты. Ученики прикрепляют банты на грудь). Ведущей песней революции был “Интернационал”, песня Парижской коммуны, переведённая на русский язык. До 1944 года “Интернационал” был нашим государственным гимном, и по сей день является гимном Коммунистической партии. Исполняют его стоя. (Звучит запись песни “Интернационал”. Второй куплет исполняется всем классом под аудиозапись. После исполнения происходит краткий обмен мнениями о полученных эмоциях)
Учитель: Новое государство рабочих и крестьян отстояло свою независимость. Закончилась гражданская война. В 1922 году к власти приходит Сталин. Отсталая, разорённая, нищая страна начинает строить социализм. Так завещал великий Ленин. Без заграничных кредитов. Без техники и специалистов. Всенародные стройки, то есть всем народом. Без хлеба, одежды, обуви люди работали по 18 часов в сутки. Каменные глыбы долбили вручную. Это был не просто энтузиазм. Это была вера. Не в бога, а в светлое будущее (без всякой иронии!). Это была вера, способная двигать горы. Несмотря на ужасающую материальную нищету, люди ощущали приподнятость настроения. Потому что помнили, как жили отцы. Потому что верили, что их дети будут жить лучше. (показывается фотография ДнепроГЭС). Вопрос: сколько лет уйдёт на такую стройку, при условии, что работать вы будете вручную: лопата и лом?
Ученики (предлагают варианты): 100, 50, 20 лет.
Учитель: Советские люди построили её за 5 лет. А за 15 лет построили 30 таких электростанций и 9 тысяч заводов-гигантов. Завод-гигант, например, металлургический комбинат, занимает площадь большую, чем весь наш посёлок. На таком предприятии работают 10-15 тысяч человек. Ростовский “Сельмаш”, когда вы его построите, выпустит за один год сельхозмашин в 1.5 раз больше чем все заводы царской России. В 1937 году наша страна вышла на 2 место в мире по уровню промышленности, добившись полной экономической независимости. Жить стало лучше? Жить стало веселее?
Ученики: Да. Конечно.
Учитель: Именно так сказал наш “любимый вождь и отец всех народов” Иосиф Виссарионович Сталин в 1935 году: “Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее”.
Новая жизнь – новые песни. (Звучит Марш из к/ф “Весёлые ребята”)
Королём новой песни становится Исаак Дунаевский, композитор 30-х, который гордо говорил о себе: "Я певец советского преуспеяния". Сейчас мы услышим песню, которая стала “музыкальной эмблемой” советского патриотизма. Послушайте, и скажите, чем новые песни отличаются, и чем похожи они на песни революции и гражданской войны.
(Звучит в аудиозаписи или видеозаписи “Песня о Родине”)
Ученики в процессе обсуждения приходят к следующим выводам:
– песня стала лиричнее,
– соединила в себе черты народной песни, легкого,
бодрого марша и даже песенного джаза,
– появился новый герой: положительный,
простодушный, веселый, спортивный,
– личное соединяется с массовым (любовь к стране,
гордость, счастье – это мысли, чувства и героя, и
народа).
Учитель: Советская песня, подлинно массовая, всенародная по содержанию и общедоступная по форме, строится по следующей схеме: в центре – положительный герой. Он не один, рядом с ним шумный, оживленный коллектив празднично бодрых юношей и девушек. Они радуются жизни и доказывают свою преданность социалистическим идеалам самыми разными способами: в борьбе, в труде, в строительстве, в самосовершенствовании, в самопожертвовании и т. д. Народ – Большая семья. “Отец Большой семьи”, товарищ Сталин, мудро руководит страной, относится к героям как к своим сыновьям, постоянно заботится о своём народе, ведёт его от победы к победе. Мать – Родина, родная земля.
Всё вместе выглядит так: на фоне щедрой природы, где вечно царит весна, в полном согласии живут молодые, то есть нестареющие люди, которых любит и кормит мать-земля. Все вместе – молодежь, мать-земля и мудрый “отец” – образуют счастливую Большую семью. Родина поет, хлеб растет, жизнь – постоянный праздник. Похоже на сказку… Скажите, жизнь действительно была столь прекрасной?
Ученики: Нет. Была нищета, репрессии, голод…
Учитель: Значит, в песнях врали? Никакой “страны героев и мечтателей” не было? Не было “праздничного звона новостроек”, страна не поднималась на смертный бой, ну и, само собой, стран, где “человек проходит, как хозяин” полным полно, а “слово гордое – товарищ” было вовсе не “дороже всех красивых слов”. Все это песни сказочных, волшебных людей, которых на самом деле не было? Такое советское фэнтэзи.
Ученики: Ну, что-то было, а чего-то не было.
Учитель: Но если “что-то уже было”, значит, и всё остальное можно было бы сделать и построить! Было бы желание. Так в чём цель советской песни?
Ученики: Вызвать желание воплотить эту сказку в жизнь. Возвысить человека, укрепить в нём уверенность в своих силах. Песня помогала человеку быть счастливым.
Учитель: Верно. Советская песня НЕ ОТРАЖАЛА реальность, а пыталась поднять её до своего уровня волшебности, монументальности, героичности, солнечности или лиричности... Её целью было воспитание нового человека: энергичного, стремящегося к высотам знания и культуры; хорошего товарища; героя, патриота, содержание жизни которого – вдохновенный труд во имя торжества коммунизма.
А потом началась война. Радостные, бодрые песни-марши 30-х годов, уступили место песням, проникнутым патриотическим содержанием (звучит запись первого куплета песни “Священная война”).
Мы победили. И советский народ вновь поднял страну из руин и превратил её в могучую супердержаву: мы были первыми в космосе; мы добывали больше всех в мире нефти, природного газа, чугуна, стали; наша энергетическая система не имела себе равных в мире; в СССР работала одна четвертая всех ученых мира; СССР вернул все территории, которые потерял во время Гражданской войны (Сахалин, Калининград, Бессарабию, Западную Украину, Западную Белоруссию); из каждых 10 городов 7 было образовано в годы Советской власти; в СССР не было безработицы; система бесплатной медицины, по признанию Всемирной организации здравоохранения, была лучшей системой в мире, а советскую систему образования считают лучшей в мире до сих пор (и это образование было бесплатным для всех); мы получали бесплатные квартиры, которые строило для нас государство; мы достигли невероятных высот в спорте, культуре и искусстве.
И всё это время рядом с человеком шла песня, которая воспитывала, звала за собой, воодушевляла на новые свершения (звучит запись “Песни о тревожной молодости”).
Нам было, чем гордиться. И сегодня, когда уничтожен Советский Союз, старшее поколение продолжает защищать, духовно отстаивать именно эти ценности, ибо без них России не быть великой и самостоятельной державой. Вы сказали, что сейчас эти песни снова запели с экранов телевизора. Зачем? Ведь у вашего поколения своя музыка? Чем она отличается от старых песен? Чего в ней не хватает?
Ученики: В советских песнях есть что-то светлое, уверенное, доброе. Настроение поднимают. У них – подвиги, стройки, всё грандиозное. Вперед, к новым победам.
Хочется жить, творить, трудиться. В наших – как-то мелко, полустёб, типа "бери от жизни все", "оттянись со вкусом". Бестолковые.
Учитель: Советская песня несла комбинацию ценнейших эмоций и состояний, какую не может нести ни один другой музыкальный жанр! Ни классика, ни рок, ни поп-музыка! Поэтому, эти песни выделены в музыке в отдельный жанр. Единственный в мире жанр советской массовой песни родился и существовал только в нашей стране. Музыка, целью которой было воспитание нового человека.
Почему эти песни вновь зазвучали? Почему нынешняя власть поощряет их возрождение? Потому что ничего другого, более значительного и ценного, у нас сегодня нет, что могло бы воззвать к священному чувству русского патриотизма и национального достоинства. Не песнями же Тимоти воспитывать.
А теперь я предлагаю вам сыграть роль жюри и вручить “Сталинскую премию” за лучшую песню (или по номинациям: лучшая мелодия, текст, исполнение). (Ученики совещаются и выбирают одну из прослушанных песен. Песня – победитель исполняется хором).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
1.Основной метод, применяемый учителем – суггестия. Цель – убедить, внушить, заразить верой в “светлое будущее”. Смело опирайтесь на социальное происхождение учеников. За 20 лет педагогической работы среди моих учеников потомок дворянского рода встретился один раз (значит, и его предки лояльно отнеслись к новой власти).
2. Обязательно исполните 1-2 песни хором. Если вы преуспеете в создании соответствующей тому времени атмосферы, и ученики подойдут к исполнению песни серьёзно, эффект эмоционального единения будет потрясающим для них самих.
3. Протяжённость “Интернационала”, “Песни о Родине” достаточно большая. Необязательно воспроизводить их в полном объёме. Пусть у учеников на столах присутствует полный словесный текст, а при исполнении, (воспроизведении), ограничьтесь одним-двумя куплетами. Кроме того, это позволит ознакомиться с большим количеством песен за время урока.
4. Очень хорошо, если у Вас есть возможность показать песни из к/ф “Цирк” или “Весёлые ребята” в видеоформате. Зрительный ряд усиливает восприятие. Тем более, современным подросткам вообще трудно объяснить “на пальцах”, что представлял из себя советский “гранд-стиль” в искусстве 30-х годов.
5. Не “зацикливайтесь” на определении характерных признаков массовой песни. Яркие средства музыкальной выразительности семиклассники определят легко. Важнее, чтобы учащиеся “вчувствовались” в искренний, оптимистичный дух песен.
6. Введение игрового приёма в конце урока (вручение сталинской премии) не только сделает урок интереснее. Это будет и повторением, и закреплением, и моментом рефлексии. Если урок “получился”, к игре подростки подойдут со всей серьёзностью.
7. В виде домашнего задания, предложите ответить на вопросы:
Кто для тебя Сталин: гениальный вождь, “мудрый отец” или “кровавый тиран”? А для твоих родителей? Бабушек? Сравни ответы, проанализируй различия.
Советские песни заполнили некую пустующую нишу в современной музыке. Причём достаточно большую. Почему современные композиторы до сих пор не сочинили ничего равноценного? И почему советские песни, перепетые современными эстрадными звёздами, не вызывают в душе чувства гордости и любви к нашей стране?
Почему нынешняя российская власть, путём многочисленных теле-шоу активно пытается внедрить советские песни в жизнь современной молодёжи?
8. Музыкальный материал, используемый на уроке, не является обязательным и может быть заменён другим по желанию учителя. Тексты и записи советских массовых песен, информацию об авторах и исполнителях, плакаты Советской эпохи Вы сможете найти на сайте www.sovmusic.ru, материалы которого использовались при подготовке к уроку.
Литература
- Бутенко А.П. – Откуда и куда мы идем – М.: 1992.
- Верт А. Н. – История советского государства – М.: “Прогресс-Академия”, 1995.
- Вперёд, заре навстречу: песни революции и гражданской войны. – М.: Музыка, 1987.
- Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981.
- Прохорова И.А., Скудина Г.С. Музыкальная литература советского периода для 7-го класса ДМШ. – М.: музыка, 1999.
- Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке. – М.:Знание, 1985.