Начальный этап работы над темой "Виды мажора и минора" в младших классах ДМШ

Разделы: Музыка


Виды мажора и минора – это одна из основных тем в курсе сольфеджио. Опыт показывает, что существуют проблемы в усвоении этой темы учащимися ДМШ. Нередко ученики затрудняются ответить, что происходит со звуком в том или ином виде мажора или минора. Ещё одна очень распространенная ошибка связана с гармоническими ступенями мажора и минора. Думаю, что все преподаватели сталкивались в своей практике с подобными ответами учеников (а может быть и студентов?): "Гармонический мажор – это мажор с повышенной, пониженной шестой (или седьмой?) ступенью". Подобные ответы являются скорее закономерностью, а не случайностью. Связаны они с некоторыми объективными и субъективными причинами.

Следуя традиционной программе по сольфеджио, изучение данных тем происходит таким образом:

  1. Изучение тем начинается с минора.
  2. Виды минора осваиваются отдельно от видов мажора.
  3. Предполагается большой временной разрыв между подобными темами (изучение видов мажора только в 6 классе).
  4. В школьной программе предлагается изучение только двух видов мажора.

К субъективным причинам можно отнести собственно метод подачи материала. Таким образом, возникла необходимость разработки методики, позволяющей доступно и в короткий срок времени преподнести достаточно объёмный материал.

Методика рассчитана на учащихся младших классов (2-3 класс) и является первым этапом работы над данным комплексом тем. Методическая разработка опробована с учениками 2 класса в 2006-2008 году.

Толчком к созданию данной методической разработки явилось введение в курс сольфеджио элементов музицирования по системе Н. А. Бергер. Методика, которой посвящена эта работа, предполагает определенный уровень владения фортепиано. Обращение к фортепиано учащихся всех отделений (с параллельным использованием "немой" клавиатуры) облегчает работу на уроках сольфеджио. Дети с удовольствием играют и осваивают клавиатуру. Введение в сольфеджио элементов музицирования позволяет реализовать один из основных принципов методики развития музыкального слуха, который выводит в своей работе Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха должно происходить в условиях сочетания различных видов музыкальной деятельности. Исполнительская деятельность является в этом комплексе одной из основных.

Первая глава посвящена описанию методики, её основополагающим принципам воздействия.

Целью данной методической разработки является формирование слуховых представлений, соответствующих определенному виду лада. Перед учащимися ставится задача – через различные виды деятельности усвоить звуковую модель, в которой сконцентрированы признаки того или иного вида мажора или минора.

Для успешного решения поставленной задачи, одним из важнейших факторов является форма подачи материала. Дети воспринимают и эмоционально откликаются на музыку через категории, связанные с её интонационной формой. Они отзывчивы на изменения темпа, динамики, тембра и артикуляции. Методика опирается на взаимодействии музыки и слова, на образы доступные для детского восприятия. Опираясь на интонационный слух, мы решаем задачи, связанные с музыкальной "грамматикой". Вторая глава работы посвящена особенностям подачи учебного материала.

Основные принципы методики.

Сложности, связанные с усвоением видов мажора и минора являются следствием умозрительного запоминания материала. Звучание определённого вида лада должно быть связано с определённой звуковой моделью. Усвоение звуковой модели позволяет ребёнку слышать и ориентироваться в том, что он слышит.

Звуковая модель концентрирует в себе информацию, которую необходимо усвоить. Но сама модель должна соответствовать принципу доступности и должна быть простой для  восприятия и запоминания. Модель, используемая в данной методике, основана на поступенном движении мелодии от I–V ступени (зона "А" по Н. А. Бергер). К этой зоне пристраивается VII ступень, прилегающая к I ступени. К V ступени пристраивается VI ступень.

Таким образом, те ступени, которые мы должны выделить, попадают в зону "особого внимания".

Специфика изучаемой темы предполагает реализацию принципов повторности и сравнения.

Первая модель соответствует натуральному виду мажора. Каждая следующая модель основывается на предыдущей модели, но отличается изменениями, которые соответствуют определённому виду лада. Таким образом, ребёнок находится в условиях, когда он сравнивает звуковые модели. Это позволяет ребёнку самому делать "открытия". На основе слухового опыта и пережитых "открытий" учащиеся формулируют понятия и выводят правила. В этой ситуации дети проявляют себя как теоретики, которые делают выводы и выстраивают свои теории.

Сравнивая звуковые модели, учащиеся осваивают сначала 3 вида мажора, а затем 3 вида минора. Поскольку звукоряды одноименных тональностей идентичны и удобны для сравнения, модели даются в C-dur и с-moll. Для реализации принципа доступности, необходимо создать условия, в которых ребёнок сможет работать с моделями.

В данном случае дети попадают в ситуацию сказки. На уроке рассказывается сказка, которая начинается очень просто: "Жил да был весёлый гном". Каждому виду мажора и минора посвящён один куплет музыкальной сказки. Все куплеты связаны между собой сюжетом. Каждый следующий куплет вытекает из предыдущего.

Но не следует рассказывать всю сказку сразу. Как здесь не вспомнить мудрую Шехеразаду! А если домашняя работа по этой теме не сделана, то продолжение сказки можно отложить до следующего урока. Срабатывает чувство здорового любопытства. Это вносит некоторую интригу в настроение урока. Кроме того, следующую звуковую модель можно давать только после усвоения предыдущей модели.

Текст музыкальной сказки выстроен в соответствии со звуковой моделью. Мажор и минор соответствует слову "грустный" и "весёлый" гном. Изменение ступени связано с определённым действием, отраженным в тексте. Понижение VI ступени в мелодии – в тексте: "гном весёлый загрустил". Таким образом, создаётся установка, что ступени в мажоре вдруг "загрустили" т.е. понизились. Поскольку VI ступень является самым высоким звуком в мелодии, то внимание на этой ступени акцентируется. А многократное повторение VII ступени способствует запоминанию его качества.

Формирование слуховых представлений происходит через усвоение звуковых моделей. Звуковая модель даётся в неразрывной связи музыки, слова и образа. Все модели объединены сюжетной линией и подчинены сюжетной логике развития. Это позволяет воспринимать изучаемые темы в комплексе. Дети, вовлеченные в процесс урока, становятся его активными участниками. Они поют, играют, сравнивают, анализируют, делают выводы. Те знания, которые усваивают дети, являются результатом их деятельности.

Особенности подачи учебного материала, этапы работы над темой

Данная методическая разработка предполагает определённый стиль общения с учениками. Преподаватель должен настроиться на волну творчества и вдохновения, найти приёмы воздействия, которые организуют внимание детей. От того, с какой интонацией будет преподнесен данный материал, зависит эффективность его воздействия. Особенно важен в этом отношении первый урок, урок знакомства со сказкой. Детей настраивают и готовят к тому, что сказка необычная, а музыкальная. Поэтому её не рассказывают, а поют. А начинается эта сказки, как и многие сказки со слов: "Жил да был весёлый +". Хорошо срабатывает приём, когда дети договаривают стихотворную строчку. Это способствует налаживанию контакта и активизации внимания детей.

Жил да был весёлый + (гном).
Он построил новый + (дом).

Не стоит петь сразу всё четверостишье. Пусть дети проявят творчество и пофантазируют, какой дом мог построить гном.

Окна + двери и + труба.
Дом высокий! Красота!!!

Немаловажно, с какой интонацией, фразировкой будет исполнена сказка. Интонацию VII – I ступени на последней строчке, можно перенести на октаву выше (дом высокий!).

Далее история продолжается.
И решил весёлый гном
Спрятать домик за забор.

Здесь тоже можно найти тему для разговора и обсуждения. Конечно, маленький гном очень гордился большим домом. А зачем он решил спрятать домик за забор? Ответы могут быть очень неожиданными +

Стал он песню напевать
И заборчик +. Поливать

Неожиданно, заборчик можно поливать из лейки, как цветы. Детям нравится.

А заборчик стал расти (можно ускорить темп)
И дорос он до + двери.
И дорос он до + трубы.
И дорос он до +луны.
И дорос он + звезды (детям предлагается договорить каждую строчку песни).

Луна и звезда детям очень нравится. На каждое новое слово мелодия исполняется на октаву выше. "Звезда" получается очень высоко.

В работе с этой методикой, необходимо соблюдать два момента:

1. Внимание к тексту.

Через интонацию, изменения темпа, остановки акцентируется внимание на ключевых словах. Эти слова связаны с элементами музыкальной речи, которые необходимо запомнить. Ключевые слова согласно изучаемой теме, связаны с III, V-VI, VI-VII ступенями.

"Весёлый гном"– это III ступень в мажоре, "грустный гном" – это III ступень в миноре. Восприятие III ступени в этой методике, предполагает предварительную работу. Дети научены различать III мажорную и минорную ступень, и умеют её играть на фортепиано. Следуя методике Н. А. Бергер, мы отрабатываем эту ступень на пьесе Д. Кабалевского "Клоуны".

Характерную для натурального минора интонацию VII – I связывают со словом "одиноко". Необходимо настроить детей на состояние, которое испытывает главный герой сказки, спросить, что чувствует гномик и что он видит. Седьмая ступень далеко от первой – это ощущение расстояния, простора (заборчик обиделся и ушёл) и одиночества.

2. Подача музыкального материала.

Основное правило, которое должно соблюдаться при исполнении этой сказки – подача музыкального материала должна исходить из образа и ситуации, которая описывается. Изменяя темп, динамику, штрихи, фактуру мы преподносим звуковую модель так, чтобы дети поверили и услышали в музыке тот сюжет, с которым она связана. Например, исполняя 3 куплет, реплики обиженного забора в аккомпанементе сопровождаются октавным удвоением в низком регистре, на форте (в мелодии VII – I мелодического мажора, изображаем большие шаги).

После знакомства с 1 куплетом, дети поют песню со словами. Затем пробуем спеть эту песню нотами в C-dur. Исполняем всем классом, сопровождая пение игрой на "немой" клавиатуре. Если опыт общения с клавиатурой есть, то задание не вызывает трудностей.

Следующий, очень важный этап работы – показ мелодии на "лесенке". Мы используем "лесенку", в которой объединены мажор и минор. В ней схематично отображено пространственное положение I, II, IV, V (ступени, являющиеся общими для одноименных тональностей), III, VI, VII (определяющие ладовое наклонение).

Дети уже имеют опыт общения с такой "лесенкой" и выглядит мажорный и минорный звукоряд. При показе акцентируется внимание на то, что песенка звучит на одной стороне лесенки. Поэтому такой мажор называют натуральным. А что ещё называют натуральным? Дети очень часто вспоминают "добрым" словом консерванты. Показ по лесенке сопровождается пением нотами.

В конце урока самым смелым ученикам предлагается исполнить мелодию на фортепиано. Обычно желающих сыграть песенку много, тогда можно приглашать детей к инструменту группами.

В качестве домашнего задания, детям предлагается оформить тетрадь для правил. Это необычная тетрадь. Поскольку дети младших классов ещё плохо пишут, то правила для детей выдаются в печатном виде. Но предварительно они должны оформить страничку для этого правила.

Детям даётся задание нарисовать картинку к первому куплету. Задание выполняется с удовольствием. Ведь особенных художественных талантов для этого не нужно. Дом и забор рисуют все! После того как страничка с темой оформлена (тема урока предварительно записывается в тетрадь), и дети сами дали определение изучаемому понятию, выдаётся правило, которое вклеиваются в тетрадь.

При объявлении темы в начале урока, можно использовать картинки с изображением гнома. Используя визуальный ряд, можно дать дополнительное задание на сравнение картинок. Отличия в картинках связать с изменениями VI, VII в мажоре и миноре.

При повторении песни на следующем уроке, необходимо обратить внимание на интонацию V-VI-V, VII – I. Используя клавиатуру и "лесенку" дети сравнивают эти обороты, находят отличия, определяют расстояние тона и полутона (вспоминаем большую и малую секунды). Затем поём и играем эти обороты, слушают их в гармоническом и мелодическом звучании.

Второй куплет, посвящённый гармоническому мажору, следующий очень важный этап работы. Детям необходимо точно дать установку, что они должны сравнить два куплета песни и понять в чем разница между ними. При исполнении второго куплета через интонацию и темповые изменения выделяем те обороты, на которые нужно обратить внимание.

Материал преподносится по той же схеме:

  1. Знакомство с продолжением сказки.
  2. Пение со словами.
  3. Пение нотами (игра на "немой" клавиатуре), но предварительно выясняем, как изменилась мелодия песни. Обычно дети правильно определяют, какой звук изменяется. Акцентируется внимание на то, что звук "загрустил". Дети сами определяют, что звук понизился, и называют знак, который понижает звук.
  4. Показываем песенку на "лесенке". Важно обратить внимание на то, что VI пониженная ступень "живёт" в миноре (мажор-то уже не натуральный, с "консервантами"?!). Обязательно обратить внимание на гармоническое сопровождение. Дети сами определяют, что на VI ступени в сопровождении звучит минорный аккорд.
  5. Игра второго куплета на инструменте.
  6. Задается домашнее задание по данной теме: оформить страничку в тетради для второго куплета (в тетрадь можно вклеивать слова каждого куплета), играть два куплета песенки в C-dur.

Следующие модели прорабатываются подобным образом. Когда дети играют песню в основной тональности достаточно свободно, пробуем играть в других тональностях. Обычно используем тональности от белых клавиш.

На основе накопленного материала, можно организовать работу с определением видов мажора и минора на слух. Такой слуховой анализ можно давать после знакомства со вторым куплетом. Ученик играет песенку, дети определяют вид мажора. Если играющий ошибается, после установочного слова, произнесённого преподавателем или учащимися – "Стоп!", определяем и исправляем ошибку.

В заключение этой главы, хочется обратить внимание ещё на одну важную сторону общения с учащимися. В процессе урока мы должны не только учить детей, но и воспитывать. История, которая лежит в основе этой методической песенки, очень проста. Важно в  простом сюжете увидеть серьёзные вещи. Например, поговорить о слове "Прости!". Это слово очень трудно сказать даже взрослым, не говоря уже о маленьком гноме. Но если получится сказать это трудное слово, то + (а в мелодическом миноре это слово гармонизуется мажорной субдоминантой!). С детьми нужно говорить на уроках на серьёзные темы, рассуждать с ними и выслушивать их мнения. И тогда простой, и смешной сюжет наполнится смыслом. А совсем нереальные герои (особенно говорящий забор) оживут и напомнят, может быть, о ситуации, которые случаются не так редко.

 Заключение

Эта методическая разработка является начальным этапом работы над темой – "Виды мажора и минора". Опыт показывает, что дети легко определяют и различают различные виды мажора и минора. Опираясь на звуковые модели, могут сформулировать свои знания в правило. Если ребёнок затрудняется дать определение гармонического мажора, то мы вспоминаем звуковую модель. Поём и загибаем пальцы: "Гном весёлый загру+стил". Делаем вывод: "загрустил" – ступень понижается, 6 палец – VI ступень.

Но не ждите от детей, что они тут же будут записывать гаммы. Проверено! Много ошибок и работа для них непонятная и сложная. Следующий этап работы по данной теме – сведение VI и VII ступени в один звукоряд. Для этой цели можно сочинить продолжение истории про гнома.

Например:

По дороге гномик шёл
На дороге +гриб нашёл

Данная разработка даёт возможность достаточно в короткий промежуток времени усвоить объёмный материал. Дети проходят все этапы восприятия новой информации: слышу (вижу) – ощущаю – воспроизвожу – играю.

Что касается последнего этапа, то возможен ещё один вариант работы с данным материалом. Идея создания маленького спектакля "Про гнома" (возможно с некоторой доработкой сценария), пока остаётся нереализованной.

Эта работа явилась попыткой проанализировать и выявить основные принципы, на которые опирается данная разработка. В ней не преследовалась цель подробно и дословно описать работу с этой методикой. Ведь каждый преподаватель, используя какой-либо метод, вносит в работу что-то своё. В этом проявляется личность и творчество преподавателя.

Список литературы:

  1. Бергер Н. А. Краткий курс музыкальной грамоты в таблицах. – Санкт-Петербург: издательство "Мудрость". 2003 г.
  2. Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения Музыке (Голос нот). – СПб.: КАРО, 2004. – 368с.– (Модернизация общего образования).
  3. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности – М.: Таланты – XXI век, 2004. – 496с.
  4. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996. – 184с.
  5. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.:"Институт практической психологии", 1995. – 417 с.