Цели урока:
образовательные:
- познакомить с видами углов (прямым, острым, тупым);
- способствовать формированию умения чертить прямой угол с помощью угольника, различать виды углов;
- закреплять знания о построении натурального ряда чисел; навыки счёта в изученном концентре;
развивающие:
- способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества, координировать свои действия с действиями других людей;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков при осуществлении проектной деятельности;
- воспитательные:
- способствовать формированию личностного смысла учения;
- в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков самостоятельной работы;
- способствовать воспитанию интереса к научной деятельности; трудолюбия; уважения к учёным-исследователям.
Оборудование
учителя: |
учащихся: |
проектор | учебник “Математика” М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова |
презентация PowerPoint | раздаточный материал (геометрические фигуры) |
ноутбук | проволока, лист бумаги, чертёжные угольники |
демонстрационный угольник | сигнальные линейки |
ХОД УРОКА
1.Организация учащихся.
Сегодня у нас на уроке математики гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
– Создадим хорошее дружелюбное настроение.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь.
2. Актуализация знаний.
(На этом этапе осуществляется также подведение детей к самостоятельному формулированию темы урока.)
– Ребята! Сегодня у нас урок – исследование.
– А что такое исследование?
Из своих наблюдений доказать, сделать выводы, “идти по следу”.
– Итак, мы, как настоящие учёные-математики должны заняться научной деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме.
- Работа с отрезком натурального ряда чисел.
– За работу! Первый этап исследования “Разминка для ума”
<Слайд 1>
<Слайд 2>
Как называется эта линия?
Числовой луч.
– В чём особенность этого луча?
Разделён на равные отрезки, которые пронумерованы.
– Какие числа представлены на луче? Чётные.
– Какие пропущены? Нечётные.
– Назовите их.
– Какие вопросы друг другу вы хотели бы задать, глядя на числовой луч?
(Правильность ответа проверяют сигнальными линейками)
Дети самостоятельно задают друг другу вопросы, направленные на усвоение представлений о построении ряда натуральных чисел, на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20.
– Мы работали с числовым лучом, а теперь вспомним названия этих линий.
<Слайд 3>
– Как называется первая линия?
– Что такое прямая линия?
– Как называется вторая линия?
– Что такое луч?
– Что такое отрезок?
– “Разминка для ума” продолжается.
2) Работа с раздаточным геометрическим материалом в парах.
– Возьмите геометрические фигуры.
– Какая фигура лишняя? Круг.
– Назовите остальные фигуры.
– Что общего в названиях этих фигур? В их название входит слово “угол”.
– Почему первая часть названий разная? Название фигуры зависит от количества углов.
– Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.
<Слайд 4>
3) Формулирование темы.
– Что общего во всех этих фигурах? Все они имеют углы.
Сформулируйте тему урока. Углы.
– Чтобы узнать, правильно ли вы сформулировали тему урока, решим кроссворд.
<Слайд 5>
– Итак, действительно, тема нашего урока “Углы”.
– Откройте учебники по закладке. Прочитайте стихотворение Когана из №1. На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их обозначать буквами.
-Прежде чем перейти к следующему этапу нашего исследования, отдохнём.
Физминутка
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, – присядьте смело! Поработаем ногами,
Раз, два, три!
Поработаем руками!
Раз, два, три!
Улыбнёмся: день хороший,
И похлопаем в ладоши.
3. Сообщения детей об углах.
– Следующий этап исследования “Узнай из книг”
<Слайд 6>
– Давайте послушаем, что узнали наши исследователи дома о том, где встречаются углы.
– Выходите к доске и представьте свои мини-проекты.
Красный угол – Марюнина М., картины – Рязанова М., бытовые приборы – Фак А., архитектура – Купцов П.
– Молодцы! Славно потрудились.
– Да, углы окружают нас повсюду.
<Слайд 7>
– Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.
– А теперь выполним №2 с. 7
4. Открытие нового знания.
<Слайд 8>
– Следующий этап исследования “Практическая работа”.
1. Определение угла.
– Откройте тетради. Запишите число.
– На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой А. Проведите из точки А два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).
– Попробуйте сформулировать, что такое угол.
<Слайд 9>
(Учитель комментирует флэш-ролик “Обозначение углов”).
– Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?
– В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, каждую сторону угла можно обозначить буквой,, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.
2. Практическая работа. Построение модели прямого угла.
<Слайд 10>
– Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).
– Сколько углов получилось? (Четыре).
– Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).
– На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.
– Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.
<Слайд 11>
– Какой же угол из трёх предложенных прямой? (Нижний; сиреневый).
– Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-угольнике).
– С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. (Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка. (Результат показывают сигнальными линейками)
– Итак, я вижу, что вы успешно справились с заданием. Дома вы потренируетесь в нахождении прямых углов и выполните №3.
Практическая работа продолжается.
– Возьмите проволоку. Пользуясь угольником, согните модель прямого угла. Теперь ребята 1 варианта сделают модель угла, который меньше прямого, а ребята 2 варианта – модель угла, который больше прямого.
– Какой вывод мы можем сделать? Помимо прямого существуют и другие виды углов.
<Слайд 12>
– Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.
– Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике).
Практическая работа подошла к концу. Отдохнём.
Физминутка.
Встаньте. При помощи рук покажите прямой угол, тупой, острый. Поменяйте руки. Теперь покажите острый, прямой, тупой.
5. Исследование продолжается. Следующий этап “Закрепление и обобщение знаний”
<Слайд 13>
Работа в тетради.
– Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их.
– Чем похожи и чем различаются эти углы? (Похожи: есть вершина, две стороны. Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия).
– С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала “на глаз”, потом проверить с помощью угольника. Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике. Если вторая сторона окажется внутри прямого угла, то угол острый, а если вторая сторона окажется снаружи – то тупой.
Самостоятельная работа.
<Слайд 14>
6. Подведение итогов. Рефлексия.
– Мы подошли к последнему этапу нашего исследования.
<Слайд 15>
– Какую тему мы исследовали? Углы.
– Что такое угол?
<Слайд 16>
<Слайд 17>
– Молодцы!
– Максим подведёт итог нашего исследования.
Взяв сегодня все листок,
И загнув в нём уголок,
Поняли, что угол этот
Называется прямым.
Если угол уже – острым,
Если шире, то – тупым.
– Что на уроке показалось вам самым интересным? Какое у вас теперь настроение?
Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.
Спасибо за работу. Молодцы!