Проблемный вопрос: “Жить или курить?”
Форма урока: урок-беседа, обсуждение, решение проблемного вопроса “Жить или курить?” при решении задач.
Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся по темы “Проценты” на примерах решении задач по вычислению процентов, отрабатывать практические навыки в вычислении процентов.
- Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни “Жить или курить?
- Расширить знания о вреде курения и понятии “здоровый образ жизни”.
Ход урока
I. Оргмомент.
(Приложение 1, слайд 1)Сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его, обсуждая проблему для всего человечества, – наше будущее, здоровое будущее без вредных привычек, одна из которых является пагубная привычка – курение. Была проведена анонимная анкета, в течение урока мы выясним процентное соотношение ваших ответов.
Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. Во многих странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2 -3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел.
Можно смело сказать, я думаю, что большинство скажет: “Это модно”. А мы давайте подумаем – модно ли это?
А может быть стоит задуматься над проблемой “Жить или курить?”
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему “Проценты”.
II. Устная работа
. (Приложение 1, слайд 2)а). Прочитай число и представь его в виде процентов:
0,5; 1/2; 0,17; 1,01; 1/5; 4,6; 2; 4/100; 2,11.
б). Представьте проценты в виде дроби:
13%; 4%; 25%; 1,3%; 112%; 5,35%; 85%.
Итак: а) Что такое процент?
б) Как найти один или несколько процентов числа?
III. Решение задач.
Ученики: Открывают тетради, записывают число и тему урока. (Приложение 1, слайд 1)
Учитель: К нам на урок, сегодня, пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете решать задачи на процентное соотношение, а заодно узнать ваше мнение о таком “модном” вопросе среди подростков “Куришь ли ты?” У меня к вам просьба — помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме. (Приложение 1, слайд 3)
Задача 1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония, – в одной сигарете, если никотина – 2%; синильная кислота составляет 2/5 часть никотина; табачного дёгтя в 7,5 раза больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дёгтя; полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.
Ученики: У доски один ученик записывает краткую запись задачи и её решение, все остальные коллективно обсуждают и решают в тетрадях.
Учитель: Влияют ли эти вещества на организм человека?
Ученики: обсуждают коллективно и высказывают свои мнения.
Учитель: Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний.
Какие заболевания могут быть у курильщика?
Ученики: обсуждают коллективно, приводят примеры различных заболеваний:рак лёгких, заболевания сердца, лёгких, печени и т. д.
Учитель: Возникает вопрос: Почему же всё – таки люди курят?
Ученики: обсуждают и далают вывод, что люди курят по привычке, чтобы снять нервное напряжение, за компанию.
Учитель: Сегодня на нашем уроке присутствует наш медик, который расскажет вам о вреде курения.
Медицинский работник: рассказывает о вреде курения.
Учитель: Когда же чаще всего начинают курить?
Ученики:Ученики рассказывают в каком возрасте и в каком классе они начали курить.
Учитель: Конечно же в подростковом возрасти.
Учитель: А теперь решим следующую задачу. Приложение 1, слайд 4)
Задача 2.
В нашей школе 120 мальчиков и 54 девочки. Определите, сколько курящих детей в нашей школе, если курящих мальчиков – 22%, а девочек — 31%.
Ученики: Один ученик у доски определяет количество мальчиков, другой ученик – количество девочек, все остальные работают самостоятельно в тетрадях, а потом сравнивают ответы с доской и считают вместе общее количество детей.
Учитель: Почти половина учащихся школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы, появляется неприятный запах изо рта, ухудшаетс зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов,появляется раздражительность, неуравновешенность, из – за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
Устная работа: Учащиеся решают задачу устно, обсуждая её решение всем классом.
(Приложение 1, слайд 5)
Задача 3. При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3 – 5 лет обнаружено, что 70% имеют по 2 заболевания — органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания, а сколько по одному?
Учитель: Сокращается ли продолжительность жизни курильщика?
Ученики: Жизнь курильщика сокращается.
Учитель: На сколько лет может сократить свою жизнь курильщик мы узнаем, если решим следующую задачу. (Приложение 1, слайд 6)
Задача 4. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Ученики: Учащиеся обсуждают задачу коллективно, записывают решение в тетради.
Учитель: Стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен?
Ученики: Приходят к выводу, что курить начинать не стоит.
Учитель: А как вы думаете, кто является примером для подражания?
Ученики: Обсуждают коллективно.
Учитель: Обратимся теперь к нашим анкетам. (итоги анкетирования) (Приложение 1, слайд 7)
Учитель: В первую очередь – взрослые, и конечно же, родители. Дети, рождённые в семьях курильщиков в 4–5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими заболеваниями, такие дети более раздражительны.
Средний вес новорождённого ребёнка 3 кг 300г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет на 125 граммов меньше, а если курит мать -на 300граммов.
Согласитесь, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь он будет расплачиваться за легкомыслие своих родителей.
Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может кто – то из вас приведёт примеры полезности?
Ученики: Обсуждают, но положительных примеров привести не могут.
Учитель: Так вот, во всём мире идёт борьба с куревом. Серьёзный работодатель может отказать в приёме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример: если хороший секретарь – машинист курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4 % ошибок. Сколько ошибок делает машинистка на странице?
Ученики: Обсуждают всем классом и дают правильный ответ.
Учитель: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым эффективен в радиусе 10 метров от дымящей сигареты. Довольно громкий скандал произошёл в конце 80 годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в кабинете с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак лёгких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.
Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах, а также в барах, ресторанах.
Не пора ли и нам задуматься серьёзно над вопросом “Жить или курить?”и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.
IV. Домашнее задание.
Задача. Определите, сколько денег в год из своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 32 рубля.
V. Подведение итогов.
Учитель: На этом наши задания закончились, мы ответили на поставленные вопро-
сы и решили задачи на определение процентов. Осталось нам сделать вывод, который необходим каждому из нас:
Учитель: Модно?
Ученики: Нет.
Учитель: Полезно?
Ученики: Нет.
Учитель: Стоит ли начинать?
Ученики: Нет.
Учитель: А всё-таки – жить или курить?
Ученики: Отвечают коллективно.
Выставление и комментирование оценок. Молодцы ребята, спасибо за урок.