Формы предпрофильной подготовки в школе 2-й ступени

Разделы: Администрирование школы


В концепции профильного обучения на старшей ступени общего (полного) образования, утвержденного Министерством Образования РФ обозначены цели перехода к профильному обучению. Немаловажное значение среди них занимает предпрофильная подготовка учащихся, которая дает возможность получить дополнительную подготовку по выбранным предметам для дальнейшего обучения в профильных классах 3-й ступени. Поэтому основные цели предпрофильной подготовки в школе 2-й ступени

– выявление интересов учащихся,
– проверка их возможностей.

Уже к 9-му классу основной школы ученик должен:

– получить информацию о возможных путях продолжения образования,
– оценить свои силы,
– принять ответственные решения по выбору профиля.

Основными принципами предпрофильного образования являются:

– личностно ориентированная направленность,
– углубление и расширение содержания,
– обеспечение условий для самореализации своей индивидуальности.

Ожидаемыми результатами должны стать:

– осознанность выбора профиля,
– повышение качества знаний учащихся,
– выбор индивидуального маршрута.

Содержание предпрофильной подготовки имеет определенные направления и свои задачи:

1. Информационное направление:

– расширение представления учащихся об образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных групп,

2. Психологическое:

– расширение представление о себе, своих способностях и возможностях,
– развитие умения соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессией,
– развитие рефлексии.

3. Деятельностное:

– вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую социально значимую деятельность,
– создание технологического выбора и изменение образовательного маршрута.

Элективные курсы, как одна из форм на ступени предпрофильной подготовки, составляют индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Они выполняют три основные функции:

1. “Надстройки” профильного курса (курс становиться углубленным).

2. Развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предпрофильному предмету.

3. Способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В концепции профильного обучения обозначено: элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

– способствовать самоопределению ученика,
– создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле,
– познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности,
– активизировать познавательную деятельность школьников,
– повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Организация предпрофильной подготовки в нашей школе строится на основе Федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312, приказа отдела образования Ковдорского района “Об утверждении Положения плана сетевой предпрофильной подготовки” № 386 от 04.09.2009 г., учебного плана школы, на основании приказа директора школы “Об организации предпрофильного обучения”. Предпрофильная подготовка реализуется в рамках 6-ти дневной учебной недели. Курсы по выбору 8-9 классов включены в учебное расписание шестыми или первыми уроками. Учащиеся 8-9 классов самостоятельно, исходя из своих профильных интересов и склонностей, выбирают тот или иной курс, чтобы проверить себя и свои силы. Изучение курсов по выбору является обязательным. Кроме того учащиеся 9 класса посещают элективные курсы в рамках эксперимента по апробации модели сетевой предпрофильной подготовки. Для учащихся 5-7-х классов организованы факультативные курсы вне расписания.

Особенностями курсов является:

– вариативность,
– краткосрочность,
– нестандартизованность.

Они предусматривают использование современных образовательных технологий, предлагающих деятельностное и ценностное освоение содержания ( информационных, проектных, проблемного обучения). Они не дублируют базовый курс, готовят ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе, выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формируют практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.

Для ведения курсов по выбору используются не только программы , рекомендованные Министерством образования Р.Ф., но и авторские программы, разработанные педагогами образовательного учреждения. Предпрофильное обучение организуется не только за счет элективных курсов. Поэтому в 2008/2009 уч.году школа вступила в эксперимент “Формы предпрофильного обучения в школе 2-й ступени”. Нами была разработана программа, которая включает в себя:

– сроки реализации (2008-2011 уч.г.),

– цели (повышение качества знаний и совершенствование предпрофильного образования).

Определены основные этапы реализации программы:

  1. Подготовительный (2008/2009 уч.г).

  2. Диагностический (постоянно)

  3. Практический ( 2009/2010 уч.год).

  4. Заключительный (2010/2011 уч.год).

Предопределены ожидаемые результаты:

– ориентация учащихся на профильное обучение на старшей ступени обучения,
– индивидуальные планы учащихся,
– повышение качества знаний учащихся,
– успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы.

Разработаны основные направления экспериментальной работы:

– педагогическая диагностика,
– изучение социальных запросов учащихся и родителей,
– издание плана развития учащихся предпрофильной ступени обучения,
– психолого-педагогическое сопровождение,
– наработка элективных курсов,
– методик обучения.

В рамках подготовительного этапа реализации проекта было проведено расширенное заседание методического совета школы, определены педагогические условия введения предпрофильной подготовки, разработана модель управления предпрофильной подготовки и нормативно-правовой базы ее реализации, создана система взаимодействия с родителями, проведены родительские собрания, проведено анкетирование учащихся, разработаны программы элективных курсов, проведено совещание педагогического коллектива по вопросам предпрофильной подготовки, составлен учебный план и расписание элективных курсов. (Слайд)

На диагностическом этапе реализации проекта проведено обследование учащихся по выявлению склонностей, направлений и мотивации к освоению того или иного вида деятельности, изучены способности к самоопределению, умения принимать решения, выявлены уровни готовности учащихся к профильному самоопределению и профильному обучению. Был составлен аналитический отчет по результатам диагностики. Профессиональная ориентация, определение склонности к профессии: отданы следующие предпочтения: человек-техника – 1 место, человек-человек – 2 место, человек-знаковая система – 3 место, человек-художественный образ – 4 место, человек-природа – 5 место. Результаты личностного и профессионального самоопределения (определение человеческих ценностей):

– активная деятельная жизнь – 92%;
– интересная работа – 83%;
– наличие хороших и верных друзей – 75%;
– уверенность в себе – 58%;
– творчество – 50%;
– красота природы и искусства – 42%;
– познание, стремление к новому – 34%.

На практическом этапе идет апробация форм предпрофильной подготовки:

– классно-урочная,
– кружковая,
– клубная деятельность,
– внеклассная деятельность (экскурсии, встречи со специалистами разных профессий, беседы о профессиях).

Ведется разработка “портфолио” для учащихся 7-9-х классов:

– проведены классные часы “Портфолио учащихся”,
– определены сроки формирование “портфолио”,
– утверждены критерии оценивания,
создана комиссия.

Результаты изучения курсов по выбору выявляются в рамках следующих форм контроля:

текущий контроль: беседы с учащимися, анкетирование,
обобщающий контроль: 1) презентации личных достижений, образовательной деятельности (доклады, сообщения, защита проектов), 2) открытые итоговые занятия, 3) участие в научно-практической конференции “Шаг в будущее”, в муниципальных, региональных, Всероссийских и Международных конкурсах (слайд с показом), 4) участие в олимпиадах (слайд с показом).

В связи с тем, что с 2009/2010 учебном года наша школа была преобразована в основную общеобразовательную школу, перед школой встала проблема, как организовать учебно-воспитательный процесс основной школы таким образом, чтобы сформировать вокруг личности подростка единое образовательное пространство, где были бы созданы условия для реализации и развития интеллектуальных и творческих способностей детей, их развития и совершенствования, условия социализации детей и подростков в окружающем мире через интеграцию основного и дополнительного образования. Поэтому в 2009/2010 учебном году мы организовали такую форму предпрофильного обучения, как клубная деятельность.

В школе созданы все условия для организации предпрофильного обучения:

– кадровое обеспечение (2 – Заслуженных учителя РФ, 10 – Отличников просвещения, 9 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 20 – 1 кв. кат.),

– материально-техническое обеспечение (оборудованные кабинеты, учебно-наглядное и лабораторное оборудование, компьютеры),

– созданы Еврохим-классы (физики, лингва-кабинет), как пример поддержки образовательного учреждения градообразующим предприятием. Связь с градо-образующим предприятием – это не только кабинеты, но и информационная поддержка (экскурсии, встречи, беседы, поездки на Кольскую АЭС, в музеи) (слайд с показом).

Однако есть и свои проблемы, над которыми нам еще предстоит работать:

1. Педагогические кадры стареют, отдельные педагоги с большим трудом осваивают новые технологии, с нежеланием проходят курсы повышения квалификации, отказываются вести элективные курсы по выбору в рамках апробации сетевого предпрофильного обучения. Мы думаем, что эти проблемы решаемы.

Презентация