Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Сформировать знания о почвах;
- Показать вклад В.В. Докучаева в создании почвоведения;
- Познакомить с новыми терминами “почва”, “почвенный профиль”, “механический состав”, “структура почвы”;
- Продолжить учить работать с картой, таблицами, схемами.
Оборудование: учебник Бариновой И. И., чашечки с 3 образцами почв, схемы, рисунки, таблица “Показатели полевого метода определения механического состава почв”, атласы для 8-го класса.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1) Проблемный рассказ о 100 дневном опыте [Приложение 1].
2) Беседа.
- определите тему и цель нашего урока?
- Сегодня мы сможем ответить на следующие вопросы: Как образуется почва? Какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы?
Почему почвы разнообразны? Что такое механический состав и структура почвы? Что такое почвенный горизонт?
3.Основная часть урока.
1) Доклад ученика о В.В. Докучаеве.
Определение почвы
2) Работа с 3-мя образцами почв.
- Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на доске учитель вывешивает определение термина “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”)
- Сколько времени необходимо для образования почвы? (“образование, которого происходило в течение длительного времени”)
- Какие компоненты природы взаимодействуют между собой для образования почвы? (“в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).
Важнейшим свойством почвы является плодородие.
Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.
3) Работа с 3 образцами почв.
- Определите, какой образец является самым плодородным?
- Как вы догадались? (черный цвет)
Образование почвы.
4) Работа по учебнику на с.93 рис. 51.
- Как образуется почва?
- Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования? (климат, рельеф, животные, растения, материнская порода, время, деятельность человека) Приведите примеры.
5) Работа с рисунками [Приложение 2].
Назовите организмы, увеличивающие наличие перегноя в почве. Приведите примеры.
Механический состав
В зависимости от того, на какой горной породе образовалась почва, они могут быть глинистыми, суглинистыми, супесчаными, песчаными.
6) Работа со схемой [Приложение 3].
Песчаные и супесчаные почвы требуют полива в засушливую погоду, в них много почвенного воздуха. Суглинистые и глинистые почвы быстро заболачиваются, в них мало почвенного воздуха. В чем преимущества песчаных и глинистых почв?
7) Работа по учебнику с. 95 рис. 53.
- Определите соотношение песка и глины в почвах различного механического состава.
- Как можно узнать, какая по механическому составу почва у нас на огороде? Посмотрите таблицу “Показатели полевого метода определения механического состава почв” [Приложение 4].
8) Практическая работа
- Определите механический состав 3 образцов почв и разложите таблички (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная) под номерами почв.
- Проверяем: №1 – глинистая, №2 – супесчаная, №3 – песчаная.
Структура почвы – способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки. Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Зернистые – черноземы, мелкокомковатые – подзолистые, бесструктурные – глинистые, песчаные.
9) Работа со схемой [Приложение 5].
- Определите структуру образцов почв и разложите таблички. Какие почвы по структуре у вас получились?
- Проверяем: №1 – бесструктурная, №2 – комковатая, №3 – бесструктурная.
Почвенный профиль.
10) Работа по учебнику с. 96 рис. 54.
Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты.
А0 – лесная подстилка, луговой войлок.
А1 – перегнойно-аккумулятивный (гумусовый) горизонт. Данный горизонт пронизан корнями. Много микроорганизмов, червей, насекомых, личинок. Происходит накопление органического вещества и накопление гумуса 0,1…10-12 %.
А2 – элювиальный горизонт (вымывания) имеет цвет печной золы, название “подзолистый”.
В – горизонт вмывания. В этом горизонте корней мало. Он плотный, накапливаются оксиды железа и алюминия (красновато-бурый цвет), карбонаты (белесые пятна, пленки, прожилки), гипс, соли. Мощность 1-1,5 м.
С – материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса, нет корней.
Молодые почвы обычно не имеют четко выраженных горизонтов.
11) Работа в тетради.
Нарисуйте почвенный профиль [Приложение 6].
Разнообразие почв
Состав, структура, внешний вид, цвет почвы зависят от взаимодействия многих компонентов природы. Природные условия нашей страны разнообразны. Поэтому разнообразны и связи между компонентами природы. Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на почвенную карту – пестрота ее цветов свидетельствует о наличии в разных районах нашей страны различных почв.
12) Работа по карте.
– Определите, какие почвы преобладают в нашей местности?
4. Итог урока.
– А если бы сейчас встретились с древними учеными, чтобы вы им сказали об образовании почв.
– Что называют почвой?
– Назовите факторы почвообразования.
– Как различают почвы по механическому составу?
– Назовите основные свойства почвы.
– Какая структура почвы считается лучшей?
– Назовите почвенные горизонты.
Домашнее задание.
§ 15, с. 93 – 97, вопросы на с. 97.Список литературы:
- Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2009. – 303с.
- Большая детская энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2000.
- География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. 656 с.
- География России. Природа России: 8 кл.: Атлас. – Дрофа, 2007.
- Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 352 с.
- Энциклопедия для детей. Т 3. География./ Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.