Урок по обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием технологии деятельностного метода. Тема: "Звук [л] и буква Л"

Разделы: Логопедия


Цель:

– познакомить детей со звуком и буквой Л.

Материал для занятия:

Конверт с запиской от “Инопланетянина”, картинка с изображением предметов (лук, облако, лопата, иголка, кот) для чтения слов по первым звукам.

Индивидуальные карточки с буквой Л на каждого ребёнка, карточки со слогами для чтения слова “молодцы”, детская мебель (стол, стул), азбуки, пеналы на каждого ребёнка, карточки с одеждой и конверты с нарисованными на них шкафами (для деления слов на слоги), ребусы для каждого ребёнка, буквы (гласные, согласные), кружочки красного и синего цветов.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность.

– Ребята, какое сегодня замечательное утро!

– Покажите это! Улыбнитесь друг другу. А вы любите играть?

– Посмотрите внимательно, кажется, кто-то прилетел к нам в гости, какой-то интересный человечек.

– А что у него в руках? Какой-то яркий конвертик, наверное, это для нас с вами.

– Хотите посмотреть, что там внутри?

– Помогите мне его открыть. Здесь что-то есть. Что же тут написано? “Дорогие ребята, я не могу добраться до вас, меня окружают какие-то красные и синие квадратики, подскажите мне, что это такое?”

2. Актуализация знаний детей

Дидактические задачи:

Тренировать мыслительные операции, речь.

– Ребята, вы догадались, что за синие и красные квадратики окружают человечка? (Это гласные и согласные звуки).

– А как, ему разобраться которые гласные, а какие согласные звуки?

(Сначала надо произнести звук. Когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит изо рта свободно, не встречая препятствий, а когда произносим согласные воздух встречает преграду в виде языка и губ.) А хотите посмотреть в каких квадратиках запутался инопланетянин?

(Игра “Гласные и согласные звуки”)

Ход игры: взрослый называет звук, дети на слух определяют гласный это звук или согласный и занимают домик данного звука, взрослый уточняет, как определил это ребёнок.)

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания.

– Здесь зашифровано имя человечка.

(На листе бумаги нарисованы картинки: лук, облако, лопата, игла, кот).

– Как его зовут?

– Попробуйте прочитать. ( Дети перечисляют названия картинок, каждый придумывает своё имя)

– У нас получились имена: Лук, Облако, Лопата

– А мы до этого делали с вами такие задания? (Нет)

– А в чём вы затрудняетесь?

– А что у нас есть для того, чтобы прочитать это слово? Буквы есть? ( Нет, есть только картинки)

– А вы сможете назвать какой первый звук в первой картинке? ( Называют) – А теперь кто-нибудь догадался, как прочитать имя человечка? (Спрашивается затруднение каждого ребёнка) (Мы не знаем, как прочитать имя, нам нужна подсказка)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: Познакомить со звуком Л, с буквой Л

(Чтобы прочитать имя человечка, надо определить первые звуки в словах). (Звуки Л, О, Л, И, К) Получается слово Лолик.

– Проверяем, правильно ли вы прочитали. Читают, анализируют слово хором.

– Как зовут человечка? (Лолик)

а) Характеристика звука “л”

– А какой первый звук в слове Лолик? (Звук Л)

– А какой он? (согласный, твёрдый)

А как вы догадались, что он согласный?

(Когда мы его произносим, нам мешает язычок, он “толкается в верхние зубки”).

– Молодцы!

– А вы ничего странного у Лолика не замечаете? (части тела состоят из букв)

– Какие это буквы? (называют)

– А какая буковка у него на голове? (Л)

– Значит, с какой буквой мы будем знакомиться? ( С буквой Л)

– А какой звук нам поможет? ( Звук Л)

– А вы догадались, какая сегодня тема нашего занятия? (звук и буква Л)

5. Введение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи:

– закрепить умение составлять схемы слов, деление слов на слоги;

– закрепить умения детей проводить звуковой анализ и синтез слов (СТОЛ-СТУЛ);

– закрепить умение составлять предложения из слов;

– Для вас Лолик принёс эту буковку, давайте сядем за столы и рассмотрим её.

– На что она похожа? (на шалаш, на крышу, на “А” без палочки)

– А теперь обведём её пальчиком, а потом заштрихуем в том направлении, как показывает стрелка.

б) Чтение слогов с буквой Л

– Лолик внимательно наблюдал за вами и прислал какое-то послание на лунном языке.

– Давайте его почитаем (хором)

– ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

– А что это означает?

– Это значит молодцы!

– А кто из вас произнесёт это слово радостно?

– А грустно? – А кто вопросительно? – А кто громко?

в) Деление слов на слоги – Ребята, Лолик говорит, что он прилетел к нам. Чтобы познакомиться с предметами, с вещами которые нас окружают. – Давайте расскажем ему о них. – У вас на столах картинки, назовём их (носки, платье, платок, шарф, колготки, брюки, майка, фартук, юбка, шуба, шапка). – А их можно назвать одним словом? (одежда) – А куда мы вешаем одежду? (в шкаф)

– Вот перед вами 3 шкафа, внимательно посмотрите на них, что вы видите?( у одного шкафа одна дверца, у другого 2, у третьего 3)

– Одежду, в названии которой один слог мы “повесим” в шкаф с одной дверцей, два слога-2 дверцы, 3 слога -3 дверцы.

(Опускают картинки в шкафы)

– У кого из вас встретилась одежда со звуком “Л” (ответ ребёнка)

г) Анализ слов

– Лолик всё понял про нашу одежду. А теперь он хотел бы узнать о других предметах.

– Давайте назовём предметы мебели, где встречается звук “л” ( стол, стул), (выставляется кукольная мебель)

– Что это? (стол)

– А для чего он нужен? (за ним кушают, сидят)

– А сколько слогов в слове стол? (1)

– А сколько звуков? (4)

– Какой первый звук? (“с”)

– Он какой? (согласный, твёрдый, глухой)

– Второй звук? (“т”, согласный, твёрдый, глухой)

– Третий звук? (“о”, гласный)

– Последний звук? (“л”, согласный, твёрдый)

– Составим схему слова из фишек.

– А теперь откроем кассы, достанем буквы (о, л, т, с), составим из них слово.

– Какое слово получилось? (стол)

– А в слове стул будет такая схема? (да)

– А как слово стол превратить в стул? (поменять букву о на букву у)

– Как назвать одним словом стол и стул? (мебель)

– Вот Лолик и о нашей мебели всё знает.

д) Физминутка.

– Ребята, а давайте сейчас покажем Лолику наши земные игры. Игра называется “Гласные и согласные” (дети приглашаются на коврик, где раскиданы кружочки красного и синего цветов, обозначения гласных и согласных звуков. Дети разбегаются по залу, ведущий раздаёт буквы, после слов “ Раз, два, три, домик свой займи”, дети должны занять свои домики, кто не успел занять домик называет слово на букву, которую держит в руках.)

е) Игра “Рассыпанные слова” ( составление слов из слогов) – А теперь расскажем Лолику о продуктах, о еде. – У вас на столах карточки со слогами, внимательно прочитайте все слоги , попробуйте составить из них слова.

– Какие слова у вас получились? ( мо-ло-ко, са-лат, лап-ша, бул-ка, кол-ба-са)

– Во всех словах встречается буква Л.

ж) Анализ словесного состава предложения.

Игра “Живые предложения” -А теперь Лолик хотел бы познакомиться со зверями наших лесов, в названиях которых встречается звук “л”

– Назовите их. (Лось, белка, волк)

– А теперь составим из этих слов предложения.

(Лось спит под деревьями. Белка грызёт орешки. Волк живёт в логове. Белка делает запасы на зиму. Белка живёт в дупле.)

(Дети обозначаются словами, например, один ребёнок – белка, другой – грызёт, третий – орешки, дети выходят вперёд и выстраиваются в предложение, а остальные делают анализ этого предложения, какое слово первое, второе, какое третье, сколько слов в предложении, с какой буквы пишется предложение)

6. Итог.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

– Вот мы и поиграли. Вам понравилось? Какие игры вызвали у вас затруднение? С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какую букву привёз нам Лолик? А с кем бы вы хотели встретиться в следующий раз? Скажем Лолику “До свидания”.