Первый урок музыки в 1-м классе

Разделы: Музыка


Тема первой четверти: “Музыка вокруг нас”.

Тема урока: “И Муза вечная со мной!”.

Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения.

Задачи:

Обучающие: пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.

Развивающие: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе.

Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портреты композиторов: П.И.Чайковского, В.Я.Шаинского, музыкальные инструменты, таблицы, карточки с творческими заданиями, нотки-медальки.

Ход урока

Дети под музыку входят в кабинет музыки.

Появляется учитель в образе "Музыкальной феи" останавливается возле фортепиано. Учитель здоровается с детьми.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуйте!

Учитель: Я – Муза, покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. У каждой феи есть имя. Я.. (Ф.И.О.): учитель музыки и на уроках, мы с вами как по "лесенке" будем подниматься к мастерству и успеху. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда “возникает” из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как зазвучит музыка.

Какие звуки вы услышали? (ответы детей)

Учитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки. Е.Королева.

Учитель: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене…

Учитель: Как можно назвать все эти звуки? Дети: Шумовые.

Учитель: Какие еще могут быть звуки? Дети: Музыкальные.

Звучит фрагмент “Па-де-де” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какими словами можно ее охарактеризовать? Кто сочиняет для нас музыку? Дети: Композитор.

Учитель: Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета)

Учитель: Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей?

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

– Кто руководит оркестром? (дирижер)

– Что же будет с музыкой, если её никто не услышит?

Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет.

– Что же необходимо, чтобы музыка существовала?

По мере ответов детей на доске появляются таблички с необходимыми компонентами существования музыки (композитор, исполнитель, слушатель).

Учитель: Ребята, я живу в музыкальной стране, в прекрасном Дворце. Сейчас закройте глаза, я поведу вас в чудесный мир музыки.

(Открыть доску с Домом-дворцом).

Учитель (музыкальная фея) поёт:

Этот теплый светлый дом,
С детства каждому знаком,
Все хотят сюда прийти,
Чтобы знания найти.
Здесь все рады вам всегда,
Ведь тут чудная страна...

Учитель: Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу вам предложить игру "Вопрос-ответ" – я буду задавать вопрос, а все будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что вопросы музыкальные:

– Как тебя зовут? – Любите ли вы музыку? – Детские песни? – Вы любите танцевать? – Весёлая музыка, вам нравиться? – А грустная?

Учитель: Спасибо. А для меня музыка стала частью моей жизни. Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания, которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет.

Задание № 1. Откроется 2 окно, если вы отгадаете загадки о музыкальных инструментах? Кто знает – поднимайте руку. (После ответов детей учитель показывает музыкальные инструменты)

1) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь)
2) От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон)
3) У этого инструмента Есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль)
4) Опускаем молоточки На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон)
5) Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на … (Дудке)

Задание № 2. Отгадайте, что звучит? И я открою 4 букву.

Послушайте, как звучат эти инструменты. (Ложки, бубен, барабан, металлофон, пианино). Закройте глаза. Я буду играть на разных инструментах, а вы – угадывать, какой инструмент звучит.

Задание № 3. Следующее задание называется – "Кто, на чём играет?"

Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет – гармонист. На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. А на балалайке? (балалаечник) А на скрипке? (скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву.

Задание № 4. Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: "Шумит, поёт, играет", ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.

Например: Лес? – Что делает? – Шумит (потопайте ногами) Оркестр? – Что делает? – Играет (похлопайте руками) Хор? – Поёт (пойте звук "А")

Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль. Открываем 5 букву.

Задание № 5.

– А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру, для этого достаньте карточки, и послушайте правила игры.

Найдите картинки с музыкальными звуками. (На картинках изображены шумовые и музыкальные звуки). Открываем 3 букву.

Задание № 6.

Последнее задание называется – “Отгадай по голосу”. Ученик с закрытыми глазами должен узнать по голосу, кто из детей его зовёт.

В конце игр открываются все окна дворца, а там слово – МУЗЫКА.

Учитель: Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом дворце. Так называется чудесная страна, где я живу. И где будут проходить наши уроки. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывать тайны “В мире Музыки”.

Учитель: На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили?

Дети: (Ответы детей.)

Учитель: Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.

Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.

Дыхательная гимнастика

– Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Артикуляционная гимнастика

“Футбол”: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

– “Вальс”: с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

– “Туча” и “Солнышко”: вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.

– “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

Учитель: После такой разминки мы готовы к пению.

(Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей).

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушайте, и выполняйте все, о чём поётся в песенке.

Песня "Петь приятно и удобно" слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.

Если хочешь сидя петь.
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно.
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Учитель: Ребята, вы стали школьниками, и я предлагаю спеть песню о школе.

Песня: “Учат в школе”, музыка В.Шаинского

Учитель: Хорошая песенка?

А хотите узнать, как появляются хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета.

Секрет №1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека, ничего не получится.

Секрет №2. Весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.

Секрет №3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать.

Учитель: С помощью, каких знаков записывают музыку?

Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка "Волк и сколько: козлят?" Так сколько нот?

А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Поможет нам в этом следующая песенка.

Песня “До, ре, ми, фа, соль” Ан. Александров

(Педагог исполняет 1 куплет, а детей активизирует петь припев, то есть гамму)

После разучивания песни педагог берёт с фортепиано нотки медальки.

Учитель: А вот и нотки! Послушайте, о чём они просят?

Расставьте, пожалуйста, нас по местам,
Особый порядок, создайте вы, нам.
Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались,
А после по тем же ступенькам спускались!

(Дети под музыку бегают, c последним её аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда).

Учитель: Есть много замечательных детских песен, которые написал Владимир Шаинский (показ портрета). Сегодня с вами разучим одну из этих песен, вам она очень понравиться.

Песня “Вместе весело шагать” В. Шаинский (после разучивания, исполнить песню, импровизируя музыкально-пластические движения).

Учитель: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравился наш урок, я прошу украсить мой дворец цветами, которые вы найдёте в конвертах. И я ещё долго буду помнить о таких чудесных детях (дети украшают дворец).

Учитель: Ребята, у меня есть сестры, добрые феи. Нас девять муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества. На следующих уроках я вас с ними познакомлю.

(В конце урока дети встают в круг).

Учитель: Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов?

Дети: Аплодисменты.

Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Дети под музыку выходят из кабинета музыки.

Литература

  1. Программы общеобразовательных учреждений музыка 1-7 классы. Авторы: Критская Е.Д., Шмагина Т.С., Сергеева Г.П.: "Просвещение", 2007.
  2. Учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса. М.: “Просвещение”, 2008.
  3. Музыка 1-4 классы /Сост. Критская Е.Д., Шмагина Т.С., Сергеева Г.П. М.: Москва “Просвещения” 2004.
  4. Читаем, учимся, играем № 11 2006г.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа Часть 2. Москва “Просвещение” 2010.