На современном этапе подготовка к школьному обучению из психолого-педагогической переросла в проблему большой социальной значимости. В связи с этим особое внимание требует решение задачи формирования социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, укрепление и развитие эмоционального положительного отношения ребенка к школе, желание учиться, что, в конечном счете, формирует школьную позицию.
Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги и психологи высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, в своевременном развитии их способностей, в т.ч. социальных, а так же пробуждения устойчивого интереса к школе, учению.
Изучаемая тема является одной из самых актуальных проблем на протяжении на всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная готовность, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
Итак, общая готовность предполагает эмоциональное развитие ребенка, моторное и физическое, когнитивное и социально-личностное.
Остановимся на социальной готовности ребенка к школе. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление в разнообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их. Прежде всего, это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам, независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, т.е. извлекать из него пользу для своего развития.
Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникает хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормально продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому способность воздержаться от собственных импульсов и выслушивать других - это важный компонент социальной компетентности.
Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, в случае школьного обучения - класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель обращается лично к нему. Поэтому чувствовать себя членом группы - это еще одно важное свойство социальной компетентности.
Дети разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того, чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.
К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить детей другим, конструктивным моделям разрешения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать разрешения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.
Если ребенок не ходит в детский сад, общается только с родителями, не знает правил коммуникации со сверстниками, то самый умный и самый развитый ребенок может оказаться изгоем в классе и поэтому задача социального развития - формирование коммуникативных навыков и этических ценностей в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях.
Если этого нет, то первоклассник может столкнуться, во-первых, с отторжением сверстниками, во-вторых, с непониманием ситуации общения с учителем. Уже первый школьный день может закончиться жалобой на то, что учитель его не любит, не обращает на него внимания, - а работать иначе он не может. Так у пишущего, читающего, но социально не адаптированного ни к группе, ни к взаимодействию, ни к чужому взрослому ребенка начинаются проблемы. Причем одна проблема в школе не проходит бесследно - одна всегда тянет за собой другую.
Здесь очень важна положительная концепция "Я", которая предполагает доверие к себе, рассматривается как чувство уверенности в эффективном и соответствующем ситуации поведении. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно, добьется положительного результата при решении трудных задач. Если ребенок доверяет себе, то в его действиях проявляется уверенность как стремление к достижению положительного результата.
Теоретический анализ и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему разнообразных форм и методов в рамках цикла проектов. Для реализации этих задач необходимо педагогу вместе с детьми обсуждать различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривать картины, привлекать внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организовывать театральные спектакли и игры. В качестве примера рассмотрим один из проектов.
Подготовительная к школе группа
Проект "Путешествие в школьную страну"
Характеристика проекта:
Тип проекта: игровой.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (развлечение).
По характеру контактов участников: среди детей одной группы.
По содержанию: межпредметный.
Проблема: Чему учат в школе?
Цель: Создание игрового пространства для социализации ребенка.
Задачи:
- обогатить впечатления детей о социальном мире;
- закрепить знания детей о школьной жизни;
- развивать умственную активность, активизировать мышление, быстроту реакции;
- воспитывать у детей чувство товарищества, взаимовыручки;
- вызвать интерес и стремление к своему будущему - обучению в школе.
Предполагаемый результат: Рисование графических моделей "Чему учат в школе".
Презентация:
- отражение в рисунках своих впечатлений;
- составление рассказов: "Путешествие в школьную страну".
Описание осуществления основного этапа проекта
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное и познавательное путешествие. Но куда мы отправимся, я не скажу. Вы сами должны догадаться.
Звучит запись песни "Наша школьная страна" муз. К.Ибряева
Воспитатель: Что же это за страна, о которой поется в песне?
Дети: Школьная страна.
Воспитатель: Мы отправимся в школьную страну, чтобы узнать, чему учат в школе. Чтобы интереснее было нам путешествовать, разделимся на две команды и посмотрим, чья команда успешно доберется в школьную страну.
Воспитатель: На пути нам придется несколько раз сделать остановку, где команды должны будут выполнить задание, без чего мы не сможем продолжить путешествие: звучит музыка.
1. Интеллектуальная остановка: разминка - вопросы командам.
1 команда | 2 команда |
В детском саду проводятся занятия, а в
школе? (уроки) В детском саду Вы приходите в группу, а в школе? (в класс) |
В детском саду с детьми работает
воспитатель, а в школе? (учитель) Ребята в детском саду называются воспитанники, а в школе? (школьники) |
2. Загадочная остановка.
Черный Ивашка, Деревянная рубашка Где носом ведет, Там заметку кладет (карандаш) Толстая кошка |
То я в клетку, то в линейку Написать по ним сумей-ка? Можешь и нарисовать, Что такое Я? (тетрадь) Отгадай, что за вещица, |
3. Театральная остановка.
Драматизация сценки
"Как Классная Доска и Мел поссорились" | "Клякса и двойка - незваные гости" |
Народная остановка - пословицы, поговорки о книге
Чтение - лучшее учение. Книга - мост в мир знаний. Книга мала, а ума придала. Книгу читаешь - на крыльях летаешь. |
Азбука - к мудрости ступенька. Знать азбуки секрет - увидеть целый свет. В книге ищут не буквы, а мысли. Мало уметь читать, надо уметь думать |
4. Буквенная остановка.
Посмотри на букву Ш, буква очень хороша.
Живёт она в таких словах: школа, мышка, кошка, шах.
Буква "Ш" предлагает нам поиграть в игру. Всякий раз, как только вы услышите в слове звук "Ш", вы должны будете хлопнуть в ладоши.
В НАЧАЛЕ СЛОВА | В СЕРЕДИНЕ СЛОВА |
5. Математическая остановка.
"Пэ" шаталось по дороге, у нее устали ноги,
Нам дала она задание, проявить надо старание.
Мы должны придумать слова, которые обозначают действия и начинаются на звук [П]. Я буду показывать цифру, а вы столько раз будете выполнять это движение: подпрыгнуть, присесть, потянуться, перешагнуть, пройти, поднять руки, поклониться. Звучит музыка, дети выполняют движения.
Мы успешно добрались до школьной страны, она состоит из классов.
Пройдем и мы в класс (садятся за столы)
Нас встречает Петрушка (взрослый)
Петрушка: Здравствуйте, ребята, я хочу познакомить вас с правилами, который должен знать и выполнять каждый школьник (читает стихотворение и сопровождает слова соответствующими действиями, дети повторяют).
Когда он сесть прикажет - сядь (садятся)
Учитель спросит - надо встать (встают)
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними (поднимают руки)
А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные, быстро умеете находить ответ.
Петрушка задает детям вопросы, а они дружно и весело отвечают.
Кто мечтает подрасти, в школу поскорей пойти?
- Это я, это я, это все мои друзья.
Будет кто держать в порядке школьные свои
тетрадки?
- Это я, это я, это все мои друзья.
Стул сломает в школе кто, разбросает все пальто?
- Нет не я, нет не я, это не мои друзья.
Получать кто будет детки, лишь отличные
отметки?
- Это я, это я, это все мои друзья.
Кто на уроках без стеснения будет уплетать
варенье?
- Нет не я, нет не я, это не мои друзья.
Кто в портфель возьмет игрушку, куклу, мишку и
хлопушку?
- Нет не я, нет не я, это не мои друзья.
Нормы поведения, кто должен соблюдать.
О дисциплине в школе не будет забывать?
- Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Ребята, пока мы добирались в школьную страну, что мы с вами делали?
Дети: Считали, находили буквы, отгадывали загадки, вспоминали пословицы, играли, слушали друг друга, учились дружить
Воспитатель: Да, если бы мы этого не умели делать, мы бы не смогли путешествовать.
Ребята, так мы с вами уже все умеем, может быть этого достаточно, чтобы не ходить в школу? А что еще мы не умеем делать? (писать, решать сложные задачи, читать большие рассказы, и т.д.).
Вывод: Значит, в школу нам надо ходить, чему же нас будут учить в школе? (ответы детей)
Давайте проверим, правильно ли мы определили, чему учат в школе.
(звучит песня М. Пляцковского "Чему учат в школе")