Создание единого музыкального пространства в дошкольном детстве как средство нравственного воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Кто музыки не носит в своём сердце,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лжецом:

В.Шекспир

Музыкальное воспитание рассматривается в педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Успех музыкального развития зависит, прежде всего, от родителей и всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу с родителями для полноценного развития ребенка.

Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является: "Создание единого музыкального пространства, для развития нравственных качеств посредством совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

Задачи:

1. Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи в современных социокультурных условиях.

2. Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи.

3. Развивать нравственный потенциал семьи посредством совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

4. Ознакомить родителей с инновационными методами музыкально-нравственного воспитания детей.

5. Возрождать традиции совместного проведения семейного досуга, где показать ценность семейных отношений.

6. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Изучив особенности взаимодействия ДОУ и семьи в современных социокультурных условиях, были сделаны выводы, что потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Снижается воспитательный потенциал семьи в современном социуме и, соответственно изменяется её роль в процессе первичной социализации детей.

Наша задача помочь молодому поколению россиян адаптироваться в современных условиях жизнедеятельности. Принять устоявшиеся нравственные нормы общежития в современном социуме, а также успешно реализовать свои потребности в социализации могут новые формы работы с семьей и детьми дошкольного возраста, где процесс самоорганизации и самореализации, прежде всего взрослых (родителей) дает возможность ребенку естественного вхождения в общественную систему нравственных отношений.

Эффективность работы зависит от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

- проявление активности и инициативы со стороны родителей;

- осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

В процессе работы над методической темой "Создание единого музыкального пространства, для развития нравственных качеств посредствам совместной деятельности педагогов, родителей и детей" определились наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи. Это такие как: индивидуальные беседы с родителями; консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье; выступления на родительских собраниях с докладами о музыкальном образовании детей; открытые музыкальные занятия и развлечения с детьми для родителей; папки передвижки.

Тем для обсуждения с родителями очень много. Ведь нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное воспитание. Кого учить музыке - всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребёнку музыка? С какого возраста лучше начинать музыкальное воспитание? Как учить музыке дошкольников? Какая музыка важнее для человека?

Из опыта работы стало понятно, что быстрее устанавливается контакт и появляется результат, когда у родителей есть возможность поучаствовать вместе с детьми в совместных мероприятиях. Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей.

Одной из форм такой деятельности является театр в детском саду.

В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями педагогами и детьми.

Для воспитывающих взрослых театральная деятельность - источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. В ходе совместной театральной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослыми действий ребёнка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия с взрослыми и детьми. Театральная деятельность вызывает интерес даже у тех родителей, которые отказались от непосредственного участия в наших спектаклях. Такое неподдельное любопытство идёт на пользу общего дела, и это даёт возможность собрать наибольшее количество родителей, до которых можно донести основы музыкального развития ребёнка в семье, а значит сделать родителей своим помощниками.

В первом нашем представлении согласились участвовать 5 родителей, которые играли роли мам: козы, кошки, курочки, пчёлки и ведущей. Все они добросовестно ходили на репетиции, учили свои роли, помогали в изготовлении костюмов. Чётко исполняли рекомендации, но не проявляли творческого подхода. Они боялись забыть слова, стать не там, были порой закомплексованны и очень переживали за выступление. Представление прошло замечательно. Посмотрев "Сказку о том, как котёнок искал маму", зрители горячо приветствовали участников, особенно радовались дети. Они гордились своими родителями. И родители изъявили желание продолжать театральные постановки. Тогда было внесено предложение, поставить музыкальную сказку для детей силами взрослых.

На следующий год к нам присоединились ещё несколько родителей, среди которых было два папы. Выбор остановился на сказке "Колобок на новый лад".

На первой репетиции мы распределили роли и обговорили детали декораций, костюмов и атрибутов. Наши встречи проходили в атмосфере доброжелательности и юмора. На второй репетиции одна из мам предложила по-своему интерпретировать роль бабушки, которая под музыку пританцовывая, месила тесто. Все, конечно, поддержали творческие начинания. Этот пример сподвиг остальных родителей к новым находкам. Каждый участник стремился привнести в свою роль, что-то своё, добавить изюминку, показать свою самобытность и мастерство. Всё шло своим чередом, и приближалась премьера. Папы готовили декорации, мамы добавляли в костюмы недостающие элементы. Наступил день показа нашей музыкальной сказки. В последний момент один из пап отказался, испугавшись, и решил не участвовать. Тогда на помощь пришла его супруга, которая смогла повлиять на эту проблему. Мы все вместе решили поддержать застенчивого папу, вселить чувство уверенности и любви к собственному ребенку, который так трепетно ждал выступление своего отца.

Премьера прошла прекрасно. Родители и дети были в восторге, в зале кричали браво. Дети ещё долго делились своими положительными эмоциями. В процессе общих постановок у нас сложились тёплые отношения, теперь мы педагоги знали точно, что такие родители опора в нашем общем деле - деле нравственного воспитания наших ребят. Перед представлениями, которые собирали огромное количество зрителей, проводились консультации на темы музыкального воспитания ребёнка. Родители знакомились с папками-передвижками.

Ребята выросли и ушли в школу, очень хотелось продолжать начатое дело, ведь именно такой подход был наиболее эффективен в работе.

На этот раз выбор пал на группу с родителями неэмоциональными, закомплексованными. Большинство взрослых не поддерживало своих ребят на развлечениях и утренниках. Холод и безразличие чувствовался даже в праздники. Дети порой испуганными глазами смотрели в зал, чтобы найти хоть чуточку одобрения в своих родных людях. Педагоги пыталась всячески переломить эту ситуацию. Три раза в год мы собирались в этой группе на родительских собраниях. Но большого отклика не ощущалось. Расшевелить, сделать своими соратниками в нравственном воспитании вот, что нужно было педагогам от взрослых. И тогда методист предложила подготовить праздник "Моя семья - мой отчий дом". В программу, этого праздника входила консультации на тему: "Особенности музыкального развития детей в семье", выступление детей, сказка для детей силами взрослых "Как старик корову продавал", в конце представления танец силами взрослых "Течёт река" и общий танец "Буги-вуги".

Родители 4 детей с желанием откликнулась на это предложение. Остальных участников пришлось уговаривать и убеждать. К этой работе подключились воспитатели и социальный педагог.

С первой репетиции некоторые родители поставили условие, что выполнять они будут не всё. Пришлось с ними согласиться, чтобы впоследствии подвести их к правильному осмыслению своей роли. На репетициях мы распределили роли, были показаны действия каждого героя. И уже в процессе подготовки взрослые увлеклись общим делом, начали, искать новые подходы, сами изъявляли желание и придумывали себе музыкально-танцевальные выходы своих персонажей. Праздник получился на славу. В зрительном зале на первых рядах сидели не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, сёстры и братья. Ведь все они были приглашены на праздник семьи. В зале царила радостная заинтересованная обстановка. Участники и приглашённые не хотели уходить домой. Таким образом, удалось заинтересовать родителей, вовлечь их в совместную деятельность. Показать им и их детям ценность семейных отношений.

 

В процессе работы родители были ознакомлены с методами музыкально-нравственного воспитания детей посредствам проведения таких консультаций как: "Музыка начинается в семье", "Праздник в вашем доме", "Особенности музыкального развития детей в семье", "Всем, а не избранным". Оформлены папки-передвижки: " От природы музыкален каждый", "Детские игры и забавы на дне рожденье вашего малыша", "Чем занять вашего малыша", "Начинайте с колыбели". Были проведены выступления на групповых родительских собраниях на темы: "Музыка как условие формирования и развития способностей ребёнка - дошкольника", "Ваш ребёнок на занятиях музыкой", "Музыка в жизни ребёнка", "Музыка детства".

За это время установился тесный контакт с родителями, возникло взаимопонимание, появились тёплые взаимоотношения. Как дети, так и родители обрели источник новых знаний, эмоциональных переживаний и ощущений. Появились понимание взрослыми действий ребёнка; был приобретён опыт совместных переживаний; произошло осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменился характер поведения, взаимодействия с взрослыми и детьми. Это помогает детям естественно входить в общественную систему нравственных отношений. Ребята научились гордиться своими родителями, увидели их с другой стороны. Представления дали новые возможности донести основы музыкального развития ребёнка в семье наибольшему количеству слушателей.

Цель была достигнута. И в этом нам, педагогам, помогли музыка и театр, которые несут в себе бесконечную неисчерпаемую возможность передачи духовных ценностей. Недаром в эпоху Ренессанса итальянские мастера делали надпись на клавирных инструментах "Музыка лечит душу".

А в душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному. И от нас взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.

 

Литература.

[1]. Матадорский Л.Р. "Музыка начинается в семье". Издательство "Знание" Москва 1982 год.

[2]. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. " Семейный театр в детском саду" совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Издательство "Мозаика-Синтез" Москва 2008 год.

[3]. Праслова Г.А."Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста". Издательство "Детство-прес" Санкт-Петпрбург 2005 год.

[4]. Ред.Радынова. О. П. "Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада". - М.: Просвещение, Владос,

[5]. Михайлова М.А. "Развитие музыкальных способностей детей" популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль "Академия развития" 1997 год.