И воспитание, и образование нераздельны…

Разделы: Музыка


"И воспитание, и образование нераздельны..." (Л.Н. Толстой)

"Успешное обучение всегда носит воспитывающий характер.
Оно не только развивает умственные силы ребёнка,
но и формирует всю его личность: 
его волю, чувства, поведение."
(А.Дистерверг)

В последние годы всё больше детей поступают в музыкальную школу, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развития. Значительные изменения коснулись мотивации обучения детей в классе скрипки. Если раньше на струнные инструменты принимали учащихся, не прошедших конкурс в класс фортепиано, то сегодня интерес детей к обучению игре на скрипке заметно вырос. Такова, по крайней мере, ситуация в нашей школе.

Тем не менее, решение проблемы набора не устранило методических трудностей, связанных с обучением детей, в современных условиях: возрастающей учебной нагрузки в общеобразовательной школе, наличия "отвлекающих факторов" (компьютерные игры, интернет и др.). Одним из путей их преодоления является комплексный подход, благодаря которому в едином направлении действует преподаватели разных дисциплин.

Как сделать обучение в музыкальной школе интереснее и привлекательнее, при этом не подменяя обучение развлечением? Как воспитать умение слушать музыку и размышлять о ней? И что нужно для того, чтобы занятия музыкой способствовали творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывали у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению инициативы, желанию сделать что-то своё, новое?

Задумываясь над этими вопросами, мы стали искать пути, методы и формы оптимизации процесса обучения. Результатом этого стала программа совместных действий, одним из направлений которой является воспитательная работа.

В нерасторжимом единстве основной педагогической формулы "воспитание ? обучение", по нашему глубокому убеждению, акцент должен быть поставлен на первой части этой формулы. Поэтому, воспитательной работе мы отводим значительную часть времени. На протяжении нескольких лет совместной работы у нас сложились определённые традиции, которые позволяют сделать жизнь класса интереснее и насыщеннее. При выборе форм воспитательной работы мы стараемся организовать разнообразную деятельность детей. При этом руководствуемся принципом: "воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка, во взаимодействии его с окружающей социальной средой".

Основу составляют, так называемые, классные часы, большая часть из которых тематические. Они посвящаются юбилейным датам, творчеству известных композиторов и исполнителей, знакомству с жанрами, стилями и направлениями в искусстве.

Особой популярностью пользуются встречи в "Музыкальной гостиной". Следуя пожеланиям учащихся, мы подготовили и провели цикл вечеров ансамблевого музицирования: "Играем вместе", "От дуэта до октета", "Музыкальная семья". Каждая такая встреча ? результат плодотворного сотрудничества преподавателей, учащихся и их родителей, которые принимают участие не только в подготовке, но также выступают на сцене со своими детьми. Такие вечера способствуют активному расширению кругозора ребят. Они гармонично развивают художественную сторону личности каждого ребёнка, так как каждый из них выступает перед слушателями поочерёдно в качестве солиста, ансамблиста, аккомпаниатора, искусствоведа, экскурсовода, певца, рассказчика и т. д., охватывая тем самым довольно широкий круг творческой, сценической и музыкально-просветительной деятельности. Именно всестороннее гармоничное развитие детей мы ставим во главу угла. Существенным является и то, что происходит сплочение ребят в коллектив не формально созданный, а коллектив искренне заинтересованных, прочно связанных узами творчества детей и взрослых. Взаимоуважение, взаимопомощь, дружба ? такие качества воспитываются в учащихся. Дети много трудятся и учатся быть ответственными и самостоятельными. Есть довольно много условий достижения успешного результата при подготовке вечеров. Но самым главным из всех слагаемых успеха является увлечённость, заинтересованность преподавателей, детей и родителей.

Традиционно итогом каждого учебного года является концерт-отчёт класса перед родителями. Концерт ? одна из самых ярких составляющих в процессе обучения. Концерт ? это праздник. Приятно доставлять радость слушателям, делая первый шаг к пониманию музыки, к совершенству. В концерте принимают участие все ученики класса без исключения, даже самые слабые. Для каждого ребёнка специально подбирается такая пьеса, с которой он обязательно справится. Дух соревнования заставляет заниматься даже ленивых и не очень способных. Выступая на концертах, ребята стараются исполнять произведения артистично, ярко, выразительно. Тот, кто не может исполнить свободно и ярко сольную пьесу наизусть, играет в ансамблях по нотам, ведет концерт или читает стихи. На репетициях и прослушиваниях к предстоящим выступлениям присутствуют все ученики. Слушая друг друга, дети дают критическую оценку всем играющим. После чего ребёнок быстрее и качественнее исправляет свои недостатки. Готовясь к концертам, выступая на сцене, дети становятся более уверенными, общительными. В них развивается умение держаться на сцене, достойно вести себя в зале. И это, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни. Родители, сравнивая выступления своих детей с другими, начинают реально оценивать успехи ребят и труд преподавателей. Во многом, благодаря этим концертам, некоторые ученики остаются для учёбы в ДМШ ещё на один ? два года после её окончания. Бывшие выпускники приходят на наши вечера в "Музыкальной гостиной" в качестве слушателей и участников, приводят к нам своих детей.

Одно из направлений воспитательной работы ? изучение народной культуры. Обратившись к этой теме, мы ставили перед собой задачу ? разбудить познавательный интерес к истории и культуре своей "малой" родины. Начали мы со знакомства с русскими обрядовыми праздниками. Совместно с детьми и родителями мы подготовили театрализованные представления. Дети, став непосредственно участниками действа, погрузились в атмосферу народного гулянья. Для этих праздников были сшиты костюмы, разучены песни и стихи, подготовлена специальная музыкальная программа, куда вошли произведения народной и классической музыки. Дети вместе с родителями, уже без участия преподавателей, оформили помещение и приготовили блюда обрядовой кухни. Кроме этого, в каждое мероприятие мы включаем, по возможности, страничку из истории нашего города, его музыкальной жизни. Дети знакомятся с творчеством самарских композиторов, исполняют их произведения. Все вместе мы посещаем концерты филармонии, выставки, музеи и театры города.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и проверки приобретённых знаний и умений мы проводим творческие игры "Самый умный" и "Музыкальный эрудит".

В начале этой работы мы полностью готовили и проводили эти игры сами. Постепенно стали привлекать детей и их родителей. И теперь, по сложившейся классной традиции, дети сами делятся на команды, готовят представление своей команды ("визитка"). Каждая команда вместе с родителями готовит форму для себя и все необходимые атрибуты. Если первые игры проходили в виде соревнований, в которых определялись победители, то последние игры проводятся "для души". В конце каждой игры вручаются дипломы в разных номинациях самым активным детям и родителям. Задания к играм готовят как преподаватели, так и сами дети. Они включают вопросы по программному материалу, задания на сообразительность, а также творческие задания по музицированию (подбор мелодий и аккомпанемента, чтение с листа , импровизация).

В результате многолетней работы у нас сложились следующие формы деятельности учащихся: общественные смотры знаний (конкурсы, контрольные уроки, академические выступления); творческие отчёты по предметам (концерты для родителей); праздники знаний и творчества (тематические концерты, семейное музицирование, народные праздники, турниры знатоков); просветительская деятельность учащихся (концерты вне школы, участие в школьных мероприятиях, а также в классных часах других преподавателей).

Материал для реализации своей познавательной активности дети находят, прежде всего, в школе. В классе собрана специальная библиотека, книги которой переходят из рук в руки. Есть фонотека и видеотека с записями выступлений известных исполнителей и самих учащихся. Кроме этого они пользуются фондами районной и областной библиотек.

Такое разнообразие деятельности детей во время обучения в школе приводит к тому, что они и после её окончания не теряют связи с музыкой, продолжая музицировать. Большинство из них остаются активными слушателями и пропагандистами музыкального искусства. И это, на наш взгляд, главный положительный результат нашей работы.