Проект программы "Музыка". 1-й класс коррекционной школы

Разделы: Музыка

Класс: 1


Пояснительная записка.

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека как субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации. В концепции художественного образования указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр обучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.

Данная программа по курсу «Музыка в 1 классе» предназначена для коррекционно-развивающего обучения школьников. Она составлена с учётом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Характерные для этих учащихся повышенная истощаемость ЦНС и, в связи с этим, сниженная работоспособность, недостаточность произвольного внимания, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память – все эти и другие особенности учащихся класса коррекции являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учёбе.

Основным отличием от типовой программы является нацеленность на собственную музыкальную практику ребёнка, на формирование основ детского музыкального творчества в единстве с другими видами художественного творчества. Проект программы нацелен на разностороннее развитие личности, на усиление эмоционально нравственного и воспитательного воздействия музыки; позволяет использовать новые технологии обучения, способные обеспечивать индивидуализацию обучения, осуществить разноуровневый подход к обучению в классе коррекции.

Методическая новизна заключается в том, что учебный материал построен в форме игры, что отвечает естественным духовным запросам детей и является побудителем детского творчества. Новизна и в структурном делении урока на два блока.

В соответствии с выдвинутой концепцией образования целью программы является «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве форм и жанров, воспитывать в учащихся музыкальную культуру». Цель достигается решением 4-х ведущих взаимосвязанных задач.

Воспитательная задача состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке и на основе этого развития у них умения чувствовать, любить и оценивать музыкальные произведения, испытывать потребность в общении с музыкой.

Образовательной задачей является формирование необходимости овладения знаниями о музыке, формирование осознанного восприятия музыкальных произведений, умение применять музыкальные знания, не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов.

К развивающим задачам относится развитие у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового), музыкального мышления, развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки. А так же коррекция музыкального мышления, воображения, памяти.

Основными условиями для реализации являются:

  1. Наличие учебного 33часового годичного цикла (занятия проводятся один раз в неделю по сорок минут).
  2. Учебно-методическое оснащение программы: учебно-тематическое планирование, дидактический материал, наглядные пособия.
  3. Т.С.О – музыкальные инструменты, музыкальный центр, детские шумовые инструменты, фонотека.

Весь материал расположен в системе, складывающейся из нескольких циклов. Особенностью организации образовательного процесса является структурное деление урока на два блока:

  1. Теоретические сведения по музыке, где темы, намеченные в проекте программы, усваиваются учащимися в самой общей форме. Задачей является подведение учащихся к пониманию связей музыкальных занятий с жизнью, что воспитывает готовность к дальнейшему освоению в последующих классах основных сфер в музыке.
  2. Практически-игровая деятельность, цель которой в разностороннем развитии личности, в формировании креативного мышления в спектре композиторской, литературной, изобразительной, хореографической, исследовательской видов деятельности, что, безусловно, ведёт к развитию музыкальных и творческих способностей детей ЗПР.

Теоретический материал, условно названный «историей музыки», включает в себя:

  1. Ведение – 1 час.
  2. Мои любимые игрушки и праздники – 9 часов.
  3. Музыкальный зоопарк – 3 часа.
  4. Сказка в музыке – 8 часов.
  5. Природа в музыке – 9 часов.
  6. Обобщение – 4 часа.

Система оригинальных игр и творческих заданий состоит из 30 упражнений (Приложение).

Основной принцип построения программы – принцип цикличности. Каждый блок, каждая тема проходят через цикл – от первоначального интереса, эмоционального всплеска, через серьёзный анализ, дифференцировку средств выразительности к осознанию и переживанию музыкального произведения на практическом уровне в художественно-практической, театрализованной, игровой деятельности. Цикл «Природа в музыке» и «Мои любимые праздники» изучается на протяжении всего учебного года и имеют характер сквозного развития.

В процессе занятий у детей должны диагностироваться следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Усвоение теоретического материала в самой общей форме.
  2. Умение откликаться на музыку различного характера и различать его (спокойный, весёлый, торжественный, грустный, ласковый, шутливый и т.д.).
  3. Понимание, что музыка имеет содержание, воспринимать её выразительно-изобразительные средства.
  4. Умение различать яркие средства музыкальной выразительности, наиболее характерные интонации, тембры, темповые, динамические оттенки, регистровые изменения.
  5. Развитие исполнительских навыков: петь естественным голосом, легким, подвижным, плавным звуком, произносить отчётливо слова. петь, ускоряя, замедляя, усиливая или ослабляя звучание; точно выполнять ритмический рисунок; различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки.
  6. Импровизация несложных мелодий.
  7. Выразительная передача в движении характера музыки; придумывание и комбинирование элементов движений.
  8. Игра на детских шумовых инструментах.

В качестве контроля Универсальных Учебных Действий можно использовать следующие формы:

Виды Универсальных Учебных действий могут иметь 4 уровня:

  1. Общее восприятие материала.
  2. Узнавание музыкального материала.
  3. Частичное воспроизведение материала.
  4. Полное воспроизведение материала.

Содержание программы

Вводное занятие (1 час).

Размышление над вопросом: что такое музыка, и кто нужен для того, чтобы она получилась. Написанная, но неисполненная музыка ещё не музыка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная – тоже ещё не вполне музыка. Настоящей музыка (как часть жизни) становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Через наводящие вопросы подвести ребят к словам «композитор», «исполнитель», «слушатель». Задача урока – показать какое место занимает музыка в жизни человека. Музыкальный материал – песня Шаинского «Чему учат в школе» или «Если б не было школ».

Мои любимые игрушки (5 часов).

Рассказать, что музыка может «рисовать картины», передавать разные чувства и настроения людей. С помощью пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского представить себе жизнь детей того времени, когда сочинял музыку композитор, их игры, характер, настроения. Сделать сравнительный анализ с произведением Е. Крылатого «Игрушки». Отличается ли характер, настроение и эпоха. Учить подбирать соответствующие слова-«настроения». Вызвать желание чтения стихов об игрушках, желание театрализации произведения и его иллюстрации, либо выражения своего отношения к герою через «цветовой квадрат». Задачи – ввести в мир музыкальных образов игрушек, развитие эмоциональной отзывчивости, вызвать желание «поиграть» с музыкой. Музыкальный материал – П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла» (из «Детского альбома»), Е. Крылатов «Заводные игрушки» (из т/ф. «Приключения Электроника»). В качестве дополнительного материала цикл В. Горянина «Мои игрушки» на стихи А. Барто, Л. Кучеренко и В. Щербакова.

Музыкальный зоопарк (3 часа).

Музыка умеет передавать не только разные чувства и настроения, но и с помощью разных инструментов и интонаций изображать звуки природы, тишину ночи, шаги человека. Французский композитор К. Сен-Санс написал юмористическую «зоологическую сюиту» «Карнавал животных». Вызвать восхищение искусством композитора, сумевшего отразить характерные особенности животных в музыке: «рычание», гордая неторопливая поступь Льва, прыжки и остановки Кенгуру и т.д. Обратить внимание на юмористичность, шутливость музыкального языка. Акцентировать внимание на изобразительности музыки. Вызывать желание импровизации движений животных, чтения стихов о них или рассказов-наблюдений о повадках. Учить правильно подбирать соответствующие слова, соответствующие характеру музыкального произведения. К концу учебного года составить словарь слов-«настроений». Иллюстрации произведений или своё отношение выразить через цветовой квадрат. Задачи – развивать воображение при передаче образных особенностей, развивать фантазию, умение передавать образы животных в движении и с помощью мимики. Музыкальный материал – К. Сен-Санс «Карнавал животных».

Сказка в музыке (8 часов).

Многие композиторы через свою жизнь пронесли любовь к сказкам. На основе их художественного материала были написаны сюиты, оперы и балеты. Своим героям композиторы дали музыкальные характеристики, которые помогают понять, о чём думает и что чувствует каждый сказочный персонаж. При прослушивании «Пети и волка» Прокофьева дать понятие о регистрах и тембрах, разных музыкальных инструментах. При прослушивании «Щелкунчика» Чайковского, «Доктора Айболита» Морозова и «Чипполино» Хачатуряна познакомить с их литературной основой, дать знания об особенностях жанра «балет», вызвать эмоциональное восприятие и воспроизведение в движении характера музыкального образа. Развивать навыки музыкального анализа, самостоятельного поиска тем-характеристик. Поощрять желание театрализовать свою деятельность. Акцентировать внимание на изобразительность в музыке. Расширять запас слов-«настроений». Учить анализировать музыкальные произведения (характер, темп, инструменты). Каждому герою дать свою оценку через цветовой квадрат, проявить творчество в изображении героев сказки. Задачи – закреплять знания музыкального материала, развивать мыслительную деятельность, активизировать речь, пополняя словарь новой лексикой.

Мои любимые праздники (4 часа).

Знать историю создания того или иного праздника. Если праздник имеет фольклорную основу, рассказать о его сценарных особенностях. Разучивание музыкального материала: новогодние песни и хороводы; песни о мамах и бабушках; о защитниках Отечества; песни-игры, исполняемые на Масленицу.

Природа в музыке (9 часов).

В качестве музыкального материала использовать произведения П.И. Чайковского «Времена года» и А. Вивальди «Времена года».

Расширение представлений школьников о выразительности и изобразительности в музыке. Сопоставлять иллюстрации к пьесам с музыкой. Рассуждать, что общего между живописью и музыкой, рисование собственных иллюстраций к пьесам. Вызывать желание прочитать стихи, рассказать о приметах или явлениях. Учить анализировать средства музыкальной выразительности. Расширять словарь слов-«настроений». Задачи – с помощью музыки развивать фантазию, воображение, вызвать эмоциональный отклик, развивать мыслительную или речевую активность.

Тематическое планирование

Список литературы:

  1. Бейдер Т.В. О новом варианте издания программы по музыке «Искусство в школе» 1994г. № 3.
  2. Игровое моделирование: методология и практика. Сборник статей. Ответственный редактор И.С. Ладенко. Новосибирск, 2005.
  3. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. С-Петербург, 1997.
  4. Терентьева Н.А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию // Педагогика. 2002.
  5. Юдина Е.А. Азбука музыкально-творческого саморазвития. Москва, 1994.
  6. Кулагина И.Ю. Личность школьника. Москва, 1999.
  7. Кленов А. Там, где музыка живёт. Москва, 1994.
  8. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся. Москва, 1990.
  9. Программа «Музыка 1-8 классы» под общей редакцией Алиева. Москва, 1993.
  10. Педагогика. В.А. Сластелин, Исаев, Мищенко, Шиянов. Москва «Школа-Пресс», 2007.
  11. Надолинская Т.В. Методические рекомендации. «Айкэн», 1998.
  12. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинах. Москва, 1994.
  13. Евтушенко И.В. Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся :Известия вузов. Специальная психология. 2009. №1. С. 17-26.
  14. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.