Краеведческо-туристическая деятельность как возможность развития дошкольников, их патриотического воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


Примерное тематическое планирование на учебный год.

Сентябрь.

1. Экскурсия на кухню детского сада. Знакомство с помещением, оборудованием и работой повара.

2. Целевая прогулка по улице, на которой находится детский сад.

3. Экскурсия в школу. Знакомство со зданием школы, классами, правилами школьной жизни.

Закрепление материала: рисование на тему "Прогулка по улице ", "Мой дом"; изготовление с детьми макета улицы, сюжетно-ролевая игра "Повар".

Октябрь.

1. Экскурсия по Коммунистическому проспекту. Продолжение знакомства с городом, его первым проспектом. Рассматривание социальных и культурных объектов, расположенных на проспекте.

2. Экскурсия в прачечную детского сада. Знакомство с помещением и оборудованием прачечной.

3. Экскурсия на почту. Знакомство с работой почтальона, как сортируют письма, посылки, зачем нужен индекс.

Закрепление материала: рисование на тему "Проспект Коммунистический"; изготовление домов и пополнение макета. Беседа о способах передачи новостей и сообщений в древности.

Ноябрь.

1. Экскурсия в городской краеведческий музей. Знакомство и рассматривание экспозиции об истории возникновения города, его развитии.

2. Экскурсия в медицинский кабинет. Знакомство с работой медицинской сестры, с помещением и оборудованием медицинского кабинета.

3. Экскурсия в аптеку. Что это за учреждение? Что там продают? Кто работает?

Закрепление материала: рассматривание книг и альбомов о Междуреченске с фотографиями "старого города" (сравнение с настоящим, поиск знакомых мест), рисование на тему "Город, в котором я живу"; сюжетно-ролевая игра "Доктор".

Декабрь.

1. Целевая прогулка по проспекту 50 лет Комсомола. Продолжение знакомства с улицами города, видами транспорта. Закрепление правил безопасного поведения.

2. Экскурсия в зимний парк. Закрепление представлений о характерных признаках зимы, любование зимней природой парка. Обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возникнуть во время зимних игр и забав. Знакомство с правилами поведения на горках, с безопасными играми со снегом.

3. Закрепление материала: Рассматривание альбома "На чем люди ездят", рисование на тему "Транспорт на нашей улице", составление коллективной композиции; конструирование из бумаги "Транспорт" для настольного макета. Рисование на тему "Зимние забавы".

Январь.

1. Экскурсия в детскую библиотеку. Приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям. Рассматривание тематической выставки "Наш город".

2. Экскурсия к кинотеатру "Кузбасс". Продолжать знакомство с культурными объектами города.

3. Закрепление материала: Создание небольшой библиотеки в группе, сюжетно-ролевая игра "Библиотека"; коллективная работа - изготовление панно "Кузбасс".

Февраль.

1. Экскурсия в городской краеведческий музей. Знакомство и рассматривание экспозиции о шорском национальном быте и укладе жизни.

2. Прогулка на проспект Строителей. Рассматривание социальных и культурных объектов, расположенных на проспекте (Дворец культуры, здание Администрации, магазины, аптека и др.).

3. Экскурсия в школу. Продолжить знакомство с правилами школьной жизни.

4. Закрепление материала: дидактическая игра "Что нужно в школе?"; рассматривание иллюстраций о жизни шорцев; рисование на тему "Что я видел в музее", разгадывание кроссвордов о городе Междуреченске.

Март.

1. Экскурсия в ледовый дворец "Кристалл". Знакомство со спортивным комплексом, с зимними видами спорта. Наблюдение за тренировками спортсменов.

2. Экскурсия к горе Югус. Знакомство со спортивным комплексом г. Югус. Наблюдение за тренировками горнолыжников.

3. Закрепление материала: рисование на тему "Зимние виды спорта", работа с кроссвордами.

Апрель.

1. Целевая прогулка к реке Уса. Наблюдение за ледоходом. Беседа о красоте и мощи природы, об опасности, возникающей во время ледохода.

2. Экскурсия в художественную школу. Рассматривание и обсуждение произведений местных художников о природе. Приобщение к изобразительному искусству.

3. Экскурсия в Дом музыки. Знакомство с отделениями, существующими в школе, посещение музыкальной филармонии для детей дошкольного возраста. Приобщение к миру музыки.

4. Закрепление материала: выставка рисунков и плакатов на тему "Земля - мой дом родной".

Май.

1. Экскурсия к обелиску солдат - междуреченцев, погибших в Великой Отечественной войне, возложение цветов.

2. Целевая прогулка на аллею Ветеранов. Наблюдение за трудом взрослых по озеленению города, рассматривание объемных растительных скульптур.

3. Итоговое занятие - викторина "Что, где, когда?". Закрепление знаний детей о своем городе.

Экскурсии по кабинетам и службам детского сада.

Экскурсия на кухню.

Перед ознакомлением детей с трудом повара я договорилась о приготовлении на завтрак любимого всеми блюда. Во время еды обратила на это внимание детей, восхищалась кулинарными способностями повара, а потом предложила пойти поблагодарить его и попросить сделать на обед вкусные котлеты.

Все идём на кухню. Там нас встречает повар. Ребята его благодарят и в течение 5-7 минут рассматривают кухню, повар в чистом фартуке, красивом высоком колпаке.

Затем я прошу повара приготовить на обед вкусные котлеты. Повар с удовольствием согласилась и предложила посмотреть, как она будет готовить ребятам котлеты. "Сейчас положу мясо в мясорубку, вот так. Мясорубка порубит мясо на мелкие кусочки. Видите, какое оно получилось (показывает миску с готовым фаршем). Такое мясо называют фаршем. Из него можно будет делать котлеты". Повар кладёт на руку немного фарша и показывает способ изготовления котлет. Повар делает 3-4 котлеты. "Котлеты готовы, теперь можно их жарить". Ставит сковородку на плиту, жарит котлеты не до готовности, а только чтобы можно было показать, как они выглядят в готовом виде и какие они румяные. Повар снимает лопаточкой котлеты со сковороды на тарелочку: "Ух, какие получились котлеты румяные, кругленькие. Жаль только вот, что они ещё очень горячие. Пока котлеты немного остынут, и время обеда подойдёт. Вы их тогда и съедите. А пока я вас угощу вкусными морковками". Повар раздаёт всем приготовленные заранее морковки. Прощаясь с детьми, повар приглашает их ещё приходить на кухню, обещает показать, как готовит омлет, пекут пироги.

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

На двери значок доктора Айболита: красный крест на белом фоне.

-Вы часто бываете в этом кабинете?

-Зачем вы приходите сюда? (ответы детей.)

-А сегодня мы пришли на экскурсию.

Процедурный кабинет - здесь вам оказывают первую медицинскую помощь, если случилась беда.

-Кто же оказывает помощь? - Медицинская сестра.

-Как зовут нашу медицинскую сестру, нашего "доктора Айболита"?

-Что есть в кабинете для оказания помощи? (Осмотр комнаты, название мебели.)

Кушетка - чтобы можно было положить на неё больного и оказать ему помощь.

Шкаф - в нём хранятся всякие лекарства.

Холодильник - тоже для хранения лекарства, а совсем не для продуктов.

Столик - здесь в лоточках лежат нужные для оказания первой помощи предметы.

В следующей комнате - ростомер, чтобы узнать, как выросли наши дети. Здесь стоят и весы - сколько весят наши дети тоже очень важно знать. Здесь же стоят столы для работы медицинской сестры и врача ( когда он приходит к нам, чтобы провести медицинский осмотр), шкафы для хранения медицинских карт.

- Разрешите, пожалуйста, нам посмотреть одну! ( Желательно посмотреть карту кого-нибудь из присутствующих детей).

Итак: фамилия, имя ребёнка, его возраст, рост и вес. Какие болезни он перенёс, какие прививки ему делали. Такая карта есть на каждого ребёнка в детском саду.

А что за большие листы заполняет наша медсестра? Это меню. Но ведь меню - это подбор блюд и должно быть в столовой и на кухне. Правильное питание очень важно для здоровья, поэтому меню в детском саду составляет медсестра, она же проверяет, как готовят еду на кухне.

Вот как много мы узнали в этом кабинете! Значит, такой кабинет нужен в детском саду, чтобы медицинские работники могли проследить, как растут и развиваются дети, заботится о профилактике (предупреждении) разных болезней: это прививки, и правильное питание, и оказание первой помощи в случае каких-либо неприятностей.

Экскурсии по микрорайону, где находится дошкольное учреждение.

"Вокруг детского сада"

1. "Это улица моя!"- так я назвала прогулку старшей группы по улице, на которой находится детский сад, Подготовка начинается с вопроса: " Кто может сказать о данной улице: это улица моя?" Оказалось, что не только те, кто живёт на ней (их не так уж много), но и все ребята детского сада, расположенного по адресу улица Юдина дом 5А.

1. На какие части делится улица:

- проезжая часть (ведь сегодня по дороге движется много транспорта, личного и общественного);

- газон - озеленённая полоса вдоль проезжей части. Её задача очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу. (А какие деревья посажены на нашей улице?);

- тротуар - пешеходная часть улицы, тоже с двухсторонним движением, как у транспорта;

- ряды домов.

2. Этажность домов, из какого материала изготовлены (кирпичные, панельные), назначение домов (жилые - попросить по ходу экскурсии показать, кто из дошкольников, в каком доме живёт; общественные здания);

3. Название улиц и номера домов - для чего они существуют;

4. Какие правила определяют поведение пешеходов на улице.

После экскурсии ребята рисовали улицу, делали макеты домов из коробочек, чертили план улицы, отмечали на нём, где находится детский сад, его адрес.

2. "Первый проспект - Коммунистический" - следующая улица, с которой я знакомила детей.

Подготовка к прогулке начинается с беседы о том. Что проспект Коммунистический самая первая улица нашего города, строительство домов в городе начиналась именно с этого проспекта (использование фотографий).

До экскурсии ребята вспоминают, что, кроме жилых домов, на проспекте есть общественные здания. Перед ними ставится задача - выяснить, какие общественные здания есть на проспекте Коммунистическом.

Во время прогулки по проспекту я обращала внимание детей на то, как изменяется проспект, как преображаются дома. Показала ребятам, где находится библиотека, аптека, почта, школа, краеведческий музей, какие магазины.

Дойдя до фонтана. Ребята выяснили, зачем на проспекте фонтан (только для красоты или есть от него польза?)

После экскурсии ребята рисовали проспект Коммунистический и делали макеты домов, отмечали где находятся общественные здания.

3. "Транспорт на нашей улице".

До экскурсии проводится беседа о городском транспорте, рассматриваются картинки, читаются рассказы и стихи о правилах дорожного движения, марках машин.

Во время экскурсии ребята наблюдают, какой транспорт движется по улице. Выделяются легковые машины, грузовые. Машины для перевозки пассажиров (автобус, такси). Служебные машины - милицейские, "Скорая помощь". Особое внимание обращается на автобус, запоминаем с детьми номера маршрутов, наличие остановок.

Я обращала внимание детей на то, что движение на улице двустороннее; все вместе вспоминаем правила перехода улицы.

После экскурсии проводится итоговая беседа, ребята делали рисунки на тему "Транспорт на улице", из коробочек или по выкройке изготавливали модели машин.

Материал, полученный в ходе одной или нескольких экскурсий по теме "Вокруг детского сада", дети закрепляют в ходе игры с использованием изготовленного ребятами макета улицы.

"Дома бывают разные".

Дети видят дома вокруг детского сада, какие они разные, изо дня в день они преображаются, становятся всё краше и краше.

Разучивание стихотворения:

Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зелёные и красные,
Далёкие и близкие,
Панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные.
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые
Красивые такие!
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.

"Экскурсия в книжкин дом".

Немного истории: Я сообщаю детям некоторые сведения из истории библиотек.

Давным-давно, когда люди ещё не знали бумаги, они высекали слова-значки (иероглифы) на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусах - материале, сделанном из многолетнего растения такого же названия. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте.

Но все люди старались сохранить написанное: будь то глиняные дощечки, папирусы, пергаменты. И так создавались первые библиотеки, так сохранялась информация.

Когда родились великие изобретения - люди научились делать бумагу и печатать книги, - число книг быстро стало расти, следовательно, стало легче создавать библиотеки.

Какие бывают библиотеки?

Библиотеки создают для взрослых и детей, по различным отраслям знаний (есть исторические библиотеки, медицинские и др.)

Есть специальные библиотеки, где собраны книги для слепых, в которых они "читают" книги пальцами (способ Брайлера, изобретшего его).

Мы с детьми отправились в путешествие по библиотеке, которой пользуются дети.

Основные отделы библиотеки:

Наша первая остановка - АБОНЕМЕНТ.

В абонементе на полках, открытых для доступа читателей, можно выбрать и взять домой почитать любую книгу в определённый библиотекой срок. Книги стоят на полках в определённой системе, по разделам, относятся к разным наукам и темам.

Вторая остановка - КАТАЛОГ.

Справиться о наличии книги в библиотеке, если мы не смогли найти книгу на полках открытого доступа, поможет каталог. Это и есть наша следующая остановка в путешествии по библиотеке.

В небольших ящичках собраны карточки на все имеющиеся в библиотеке книги. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги; её название; фамилию художника, оформлявшего книгу, а также город, где она издана, год издания, количество страниц.

Карточки расположены в каталоге в таком же порядке, как и книги на полках. Чем больше книг в библиотеке, тем сложнее и богаче каталог. И вот здесь без помощи консультанта по каталогу - библиографа - не обойтись.

Найти нужную книгу помогут и родители.

Остановка третья - ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ.

В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов. Познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий.

По окончании экскурсии вместе с ребятами мы определили ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

С любым вопросом можно обратиться к работникам библиотеки, но и сами юные читатели должны соблюдать правила:

  • аккуратно обращаться с библиотечными книгами;
  • вовремя возвращать книгу в библиотеку;
  • подклеить страницы или корешок книги, если в этом есть необходимость.

"Экскурсия в аптеку".

Отправляясь на эту экскурсию, детям я предлагаю запомнить, по каким улицам они шли, в каком здании находится аптека, чтобы потом нанести её на план нашего микрорайона, обозначив эмблемой.

Вот он - наш медицинский объект. Учреждение с эмблемой. (Обращается внимание детей на эмблему аптеки.) Только почему же крест зелёный и зачем здесь змея? Змея, обвивающая чашу, уже давно служила эмблемой таких учреждений, а теперь её стали размещать на зелёном кресте.

Что же это за учреждение? - Аптека. В ней изготавливают и продают лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.

Может быть, крест зелёный потому, что многие лекарства делают из растений? А яд, взятый у змеи, содержится в составе многих лекарств.

Змей для этого содержат в серпентарии в специальных террариумах, создавая нужные для них условия. Отлавливают и ухаживают за змеями очень смелые и умелые люди. Так же, как на вывеске, в чашу яд берут у змей специалисты - серпентологи.

Но если яд входит в состав лекарств, значит, ничего страшного, если змея ужалит? Это очень опасно! Надо быть очень осторожными в местах, где водятся змеи. А для лекарств яд используется в малых дозах.

Понаблюдаем через окно: видите, как фармацевты (так называются специалисты в аптеке) изготавливают лекарство. Какие у них интересные и точные весы! Они так и называются - аптекарские. Взвешивая, смешивая в нужных количествах разные препараты, фармацевты делают порошки и микстуры, которые указал в рецепте врач.

РЕЦЕПТ! (Показываю детям.) Давайте рассмотрим его внимательно. Фамилия больного - значит, не любому, кто захочет, а только этому человеку прописано данное лекарство. Название лекарства и какие-то цифры. Оказывается, одинаковое лекарство разным людям назначают в разных дозах (кому - две таблетки, кому - одну, а кому - и половину таблетки, и только на один приём). Внизу подпись врача и печать. Рецепт - это не просто бумажка, это - документ!

Войдём в аптеку. Ой, сколько лекарств, сколько окошек и продавцов! Нет, это не продавцы. Продавцы - в магазине, а в аптеке работают фармацевты.

В этом отделе (рассматривается витрина и вывеска) можно приобрести вату, бинты, йод, витамины, некоторые лекарства - и всё это без рецепта.

А в этом отделе (рассматривается витрина и вывеска) - лекарства только по рецептам. Значит, нам сюда. Лекарство для нас есть готовое, сделанное на фабрике. Нам заказывать его не надо. Итак, это таблетки, по одной - три раза в день.

Таблетки - как они выглядят? А порошки? Микстуры? Ампулы?

А зачем здесь КАССА? (Обращаю внимание детей на кассу). Лекарства покупают. Значит. Как и в магазине, надо заплатить деньги в кассу.

Так что же такое АПТЕКА? - Учреждение, где покупают лекарства. А аптечка? Маленькая аптека? Нет. Это набор лекарств. Аптечкой ещё называют шкафчик, ящичек, коробку или что-то подобное, в чём хранят набор лекарств.

В каждой группе детского сада, в каждой семье, во всех общественных учреждениях всегда есть набор необходимых лекарств. В каждом автобусе, в каждой машине тоже должна быть аптечка.

Экскурсия на почту.

Подготовительная работа.

Чтение произведения С. Михалкова "Почта". Рассказ детям об истории двух неразлучных друзей, один из которых переехал в другой город:

:Жили в Междуреченске два мальчика - Максим и Денис. Ходили они в один детский сад, в подготовительную группу. И были они большими друзьями. Всё свободное время проводили вместе, рассказывали друг другу обо всём. И всё было хорошо, но у Дениса папа был военным, и по службе ему надо было на некоторое время вместе со всей семьёй переехать в город Кемерово. Денис сначала обрадовался и побежал скорее к Максиму сообщить ему об этом. Но Максим огорчился: "Ты уедешь, Денис, а как же наша дружба, я не смогу больше тебе ни о чём рассказывать, не смогу тебе ничего подарить". И Денис понял, о чём говорит Максим, и даже заплакал. Но плакать особенно было некогда: надо было собираться в детский садик.

В детском саду воспитательница обратила внимание на то, что друзья почему-то очень грустные. А когда узнала о причине, решила им помочь.

- А знаете, ребята, не так уж это и плохо, что на время вам придется расстаться, а даже интересно. Вы сможете обо всем сообщить друг другу. Это можно сделать так:

1) написать друг другу письма, запечатать их в конверт, приклеить марку и опустить в почтовый ящик;

2) а ко дню рождения или на Новый год можно послать друг другу открытку. Только надо точно указать адрес - куда должно прийти письмо и кому;

3) можно будет даже отправить подарок- посылку или бандероль;

4) если нужно сообщить что- то очень важное, срочное, можно послать - телеграмму - она дойдет за несколько минут. Например, такую: "Встречай, приеду 15 ноября, в 3 часа".

Денис с Максимом обрадовались. Но спросили: "А кто же будет передавать наши письма, посылки, телеграммы?".

- А это мы узнаем во время экскурсии в отделение связи нашего района, - ответила воспитательница.

Содержание экскурсии.

Мы в отделении связи. Здесь работают почтальоны.

- На почте есть отделение доставки, приема и выдачи посылок. Давайте сначала посмотрим, кто работает в отделении доставки. Здесь мы встретимся с почтальоном. Это он приносит вам домой письма, газеты, журналы, пришедшие сначала на почту, на ваш адрес. А те письма и открытки, которые вы напишите и опустите в почтовый ящик, тоже доставит сюда работник связи. Их рассортируют по адресам специальные машины.

Область страны, куда адресовано письмо, определяется по почтовому индексу, который мы пишем в левом нижнем углу конверта. Автоматическая сортировочная машина работает очень быстро: за час она сортирует около 20 тысяч писем.

Письма упаковывают в контейнеры и отправляют на железнодорожную станцию или в аэропорт. В почтовых вагонах письма проходят дополнительную сортировку по станциям назначения, где их выгружают из поезда и на почтовых автомобилях развозят по отделениям связи, а почтальоны доставляют их в жилые дома и учреждения.

Кроме писем почта принимает посылки, бандероли, денежные переводы. Сортировочная машина обрабатывает до 1500 посылок в час.

Наша страна обладает самой разветвленной почтовой сетью в мире.

Подведение итогов.

Воспитатель дополняет знания ребят, рассказывая о способах передачи новостей в древности: дым костра, сигнальные огни, устные сообщения.

Для закрепления знаний, полученных во время экскурсии, ребятам можно задать следующие вопросы:

- Кто из ваших родных, друзей живёт в другом городе? Как называется этот город? Как зовут ваших друзей?

- Кто писал (или помогал сочинять) письма своим друзьям? О чём вы писали?

- Кто опускал письма в почтовый ящик? Где находятся эти почтовые ящики?