На протяжении 6 лет в рамках летней школы “Радуга” для учащихся начальных классов ГУ “Общеобразовательная средняя школа №21 города Темиртау” функционируют группы: Репетитор, Лидер, Начальники. <Презентация>
Летняя школа “Лидер” организована для учащихся, имеющих высокую мотивацию. Первоначально данное направление было организовано на базе 2 класса, в дальнейшем группа расширилась и в нее входили учащиеся с 1 по 5 класс, что безусловно, как показал опыт работы, положительно сказалось на результатах. В планирование данного направления включены:
- тренинговые занятия,
- коммуникативные упражнения
- бескомплексные игры
- курс по решению интеллектуальных задач
- тренинговые игры из курса “Самопознание”
- основы исследовательской деятельности
- верёвочный курс
Цель данного направления работы летней школы:
- научить учащихся равно ценить возможности высказаться и слышать мнение других
- научить учащихся помогать друг другу учиться
- приобрести навыки командной работы на основе сотрудничества
- формировать чувство общности
- повышение самооценки
- создание атмосферы комфорта и безопасности
- формирование активной гражданской позиции
- помочь постепенно избавиться от комплексов при общении, излишней застенчивость
- научить управлять собственными эмоциями
Одно из направлений работы “Основы исследовательской деятельности” <Приложение1>
Цель проведения:
- стимулирование исследовательской активности учащихся;
- активизация умений делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения.
- развитие познавательных способностей
Опыт работы показал, что наиболее интересны детям исследовательские упражнения,имеющие игровой сюжет.
Игра “Историческое моделирование”.
Предлагаемый игровой сюжет разработан психологом В.Ю. Большаковым для своих специальных тренинговых занятий по развитию лидерской одаренности. Но сюжет настолько многогранен, возможности его столь широки, что позволило, несколько видоизменив, использовать его и в целях активизации исследовательской активности учащихся.
Опишем сам игровой сюжет. Название игры “Историческое моделирование” условно, но при этом отражает основной смысл. Мы немного изменили ход игры: у автора она предполагается короткой по времени (20-30 минут на все), мы, в соответствии с нашими задачами, сделали ее многодневной.
На первом этапе детям дается задание: нарисовать на этом поле географическую карту придуманного мира с материками, островами, морями, реками и всем прочим. Для этого можно первоначально поделить детей на минигруппы.
Например, первая пара нарисует материки, вторая – острова и моря, третья – реки и озера, четвертая – горы и вулканы, пятая – леса и пустыни, шестая – города.
Игровое поле для выполнения карты мира в классе висит несколько дней, постепенно обрастая деталями. Дети думают, размышляют, спорят, находят новые идеи, и все это постепенно заносится на общую карту вымышленного мира. Наблюдая за ее сознанием, можно ежедневно видеть, как появляются “моря интеллектуальных лидеров”, “материки учителей”, “острова независимых троечников”, “реки знаний” и многое другое.
При проведении занятий используются интерактивные формы работы, что способствует вовлечению всех учащихся в процесс обучения, развитию самооценки и веры в свои силы.
В процессе занятий учащиеся приобрели навыки и нравственные ценности, которые возможно использовать в реальной жизни в своих действиях и поступках.
Формирование у учащихся представлений о ценности человеческой личности осуществляется через использование права выбора и уважения к личности ребенка.
Дополнительно в данный курс включены упражнения на повышение самооценки.
Практический курс лидеров <Приложение2>
Цель проведения:
- формирование чувств общности,
- повышение самооценки,
- создание атмосферы комфорта и безопасности,
- формирование активной гражданской позиции
“Запомни имя” Посадите всех в круг, чтобы создать ощущение группового единства. Первый играющий называет свое имя, следующий повторяет имя первого и называет свое. Последний играющий должен будет повторить все имена, начиная с первого, и завершая круг своим именем
“Познакомься со своим соседом”
Участники разбиваются на пары, две-три минуты рассказывают о себе друг другу. Затем все возвращаются в круг и представляют своего партнера всей группе. Определяется лучшая пара
“Угломер”
Все стоят в кругу. Нужно дотронуться руками до пальцев ног. Пока ведущий считает от одного до двадцати, а участники постепенно разгибаются и поднимают руки в вверх, попросите запомнить положение при счете. Затем называйте число от 1 до 20, и пусть руки занимают положение, которое при счете соответствовало названному числу.
“Повторим звук”
Игра начинается с того, что кто-нибудь издает звук и передает его своему соседу, который сначала имитирует, а затем постепенно изменяет его и передает дальше.
Бескомплексные игры <Приложение 3>
Цель проведения:
- помочь постепенно избавиться от комплексов при общении, излишней застенчивости;
- научить свободно выступать перед аудиторией;
- научить управлять собственными эмоциями
Я говорю - все слушают.
По очереди каждый игрок начинает рассказывать что-то остальным. Он должен сам выбрать историю на любую тему и изложить ее присутствующим. Если рассказ оказывается интересным, значит, все внимательно слушают. Если он не кажется участникам достаточно интересным, то, соответственно, особого внимания автор не добьётся. Поэтому он должен выбрать другую историю. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый не покажет свои способности.
Давайте споём.
Каждый должен спеть любую песню, какая ему нравится: современную, романс, русскую народную. А можно и придумать самостоятельно. Если он стесняется и не может петь в полный голос, задача ведущего – помочь ему. В этом случае он предлагает присутствующим спеть эту песню хором. В результате даже самые робкие ребята включаются в пение.
Дразнилки.
Ведущий должен высказать несколько критических замечаний в адрес каждого из играющих. Задача – создать ситуацию, когда игрок должен либо признать критику в сой адрес, либо поспорить с ведущим. Доказать свою точку зрения. Критика, со стороны ведущего может быть любой.
Коммуникационные игры <Приложение 3>
Цель проведения:
- помочь детям через игру поближе познакомиться;
- сплочение детского коллектива;
- помочь раскрыться эмоционально;
- научить лучше чувствовать и понимать окружающих
- развитие умения понимать “скрытую” информацию, которая передаётся при общении посредством невербалики.
Стеклянная стена.
Число игроков должно быть чётным, так как игра проводится по парам. Дети становятся лицом друг к другу и мысленно представляют, что между ними как бы находится прозрачное стекло, которое их разделяет, то есть собеседники попали в ситуацию, когда они друг друга прекрасно видят, но не слышат.
Задача игроков постараться сообщить своим напарникам любую информацию, не прибегая к помощи голоса, а используя лишь невербальные компоненты коммуникации: жесты, мимику, пантомимику и т.д таким образом и в такой форме. Чтобы она стала понятна собеседнику, находящемуся за воображаемым стеклом. Когда игроки поймут друг друга, они меняются ролями.
А у нас в квартире газ, а у вас?
Игра направлена на выявление общих черт и различий у ребят. У каждого должны быть бумага и карандаш.
Разбить участников на группы. Каждая группа должна составить список качеств или предметов, объединяющих всех. Побеждает та команда, которой удастся за определенное время записать больше подобных признаков.
Посмотри-ка на меня!
Каждому игроку выдается небольшое зеркало, лист бумаги и карандаш.
Ведущий предлагает игрокам внимательно вглядеться в свое отражение и рассмотреть своё отражение как можно внимательней в течение 5 минут. Затем ведущий направляет ребятишек, указывая, на что именно им нужно посмотреть, чтобы осознать неповторимость своего лица. Взгляд детей должен скользить сверху вниз: форма лба, линия бровей, разрез глаз, форма носа, очертания губ и подбородка.
По сигналу ведущего игроки берут в руки карандаш и начинают описывать свое собственное лицо, стараясь ни о чем не забыть и записать каждую черту и особенность. На это задание отводится определенное время. После этого ведущий собирает листки бумаги и перемешивает их.
Все игроки садятся вкруг и некоторое время (3-5 мин) внимательно вглядываются в лица друг друга. Затем по очереди каждый зачитывает то описание, которое ему вручает ведущий. Его задача – постараться отгадать, о каком человеке идёт речь в этом описании. Он сообщает ведущему своё мнение. О том, правильное оно или нет, игрок узнает только по окончании игры.
Я хороший, я пригожий, а вы?
Игра помогает осознать свои лучшие качества, и научиться концентрировать своё внимание на положительных сторонах совей личности.
Необходимо расставить стулья в два ряда напротив друг друга.
Ведущий называет тему беседы. Игроки, сидящие друг против друга, начинают вести диалог на эту тему между собой. На диалог отводится определенное время (2 минуты), а когда время истечёт, ребята, сидящие во внутреннем круге, должны будут передвинуться на одно место влево. Тема беседы меняется тоже.
Темы для обсуждения:
- мне очень нравится мой друг
- мне нравится, когда меня хвалят
- я люблю рассказывать анекдоты
- самый счастливый день в моей жизни
- моя любимая книга
В конце игры можно провести обсуждение тем.
Большое внимание уделяется формированию навыков исследовательской деятельности (на основе программы Савенкова).
Учащиеся выполняют групповые и индивидуальные проекты, определяются темы исследовательских работ на следующий год.
Особым фрагментом программы “Лидер” является “Верёвочный курс”. Это серия специально подготовленных игр для малых групп или индивидуальной работы, проводимых, как правило с помощью верёвки или дерева. На примере увлекательных, но довольно сложных задач коллектив учиться решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию.
Критериями эффективности работы в рамках направления “Лидер” были определены:
- участие учащихся в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах:
- результативность участия учащихся.
Мониторинг за 5 лет показал:
- из общего количества учащихся, охваченных занятиями в летней школе, 60% приняли участие в Научно-практических конференциях, 80% - в олимпиадах Городского уровня.
- результативность участия: 50% получили призовые места на НПК (1,2,3 места), 80% - выступили результативно на олимпиадах(1,2,3 места). <Презентация>
Желаемый результат заключается не только в том, что учащиеся приобретают знания, но и способны будут эти знания использовать с пользой для себя и других, смогут легко адаптироваться в окружающем мире, свободно использовать полученные умения и навыки.