Урок изобразительного искусства по теме "Мы готовимся к зиме. Рисование варежки". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Методы обучения: частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением).

Цели и задачи:

  • познакомить с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения; расширить представление о цветочном контрасте; развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
  • выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Оборудование:

  • для учителя - образцы орнамента, несколько красивых варежек;
  • для ученика - цветной картон или бумага, гуашь, кисти, палитра.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Прежде чем начать занятие, проверим всё ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.

2. Беседа по теме урока.

Ребята отгадайте загадку.

Стоит дерево райское,
На одном боку цветы расцветают,
На другом - листы опадают.
На третьем - плоды созревают.
На четвёртом - сучья подсыхают. (Времена года)

- Найдите строчки, в которых говорится об осени, о зиме?

- Вы, наверное, заметили, что на улице стало прохладно.

Скоро наступит зима. В живой природе всё готово встретить зиму. Лиственные деревья и кустарники сбросили листья. Исчезли насекомые. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

Подготовились к зиме и звери. Тема нашего сегодняшнего урока "Мы готовимся к зиме". Как люди готовятся к наступлению холодов? (Одеваются теплее, заготавливают дрова для печного отопления, делают заготовки из овощей и фруктов и т.д.)

- Как вы понимаете пословицу "Готовь сани летом"?

- Отгадайте, что мы сегодня с вами будем "готовить" для зимы?

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился. (Варежки)

- Посмотрите, сколько разных варежек есть у меня. А принёс их нам Мастер Украшения. Почему этот мастер? (Потому что варежки красивые и украшенные).

- Где ещё можно встретить украшения? (на одежде, домах, посуде, игрушках:).

Делать предметы неповторимыми, красивыми нам помогает Мастер Украшения. Он весёлый добрый волшебник, искренне желающий сделать мир краше. Слово украсить - это придать чему-нибудь или кому-нибудь красивый вид, сделать наряднее. Чем можно украсить самое простое платье, вазу, тарелку? (Узором, орнаментом.)

- Верно, все эти вещи могут стать красивыми за счёт орнамента. Орнамент - это построенный по определённым законам узор с использованием сложных форм и линий.

Учителем представляется презентация с образцами варежек и историей.

- Какие формы вы видите на этих орнаментах? (геометрические фигуры, животные, люди, цветы и др.)

- Как может располагаться орнамент?

- в центре варежки, идти по кайме, по всему полю варежки.

Обратите внимание, орнамент становится наряднее, если нарисовать светлыми красками на тёмном фоне и наоборот, тёмной по светлому.

Приложение № 2.

Русское слово "варежка" происходит от словосочетания "варяжская рукавица" - видимо, потому, что этот вид одежды был позаимствован у варягов.

В переводе на английский язык слово "варежки" звучит как "mittens". Однако в русском языке "митенки" и "варежки" - не одно и то же (митенки - это варежки или перчатки без пальцев).

Приложение № 3.

История.

Кто и когда изобрел самые первые варежки, доподлинно не известно.

Варежки на Руси известны с XIII века. В те времена их носили крестьяне. Женские варежки были многоцветными и нарядными, а мужские были простыми - для удобства работы.

Крестьяне обычно надевали по несколько пар рукавиц одновременно: сначала вязаные (исподочки), затем меховые, мехом наружу (мохнатки).

Приложение № 4.

Для работы поверх исподочек надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса варежки. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.

Вслед за крестьянами варежки стала носить и знать. Ранее бояре на Руси в морозы опускали рукава шубы до подола и подбивали их изнутри для тепла мехом  - им не нужно было лишний раз выставлять руки на холод, т.к. они не работали.

Приложение № 5..

Однако крестьянские варежки пришлись по душе боярам: ничего не скажешь, удобнее, чем длинные рукава. Рукавицы богачей отличались дорогими украшениями и красивейшими орнаментами и вышивками.

Варежки на Руси имели множество названий   - рукавички, варяшки, вареги, варьги, рукавки, вачаги, дельницы, связни, мохнатки, мохнашки.

Приложение № 6.

3. Творческая практическая деятельность учащихся.

Дети работают парами.

Этапы работы:

1.Расположить правильно, обвести шаблон варежки.

2.Продумать композиционное расположение элементов на варежке. Можно выделить края и большой палец, поставить на центр рукавички и другие варианты. Наметить расположение простым карандашом.

3.Выполнить работу в цвете. Чтобы варежка была праздничной, подобрать яркие цвета. Учитывать в работе контраст: тёмное - на светлом, светлое - на тёмном.

4. Итог урока.

Выставка и анализ работ.

Подсушенные работы крепятся на доску.

- Как хорошо мы подготовились к зиме, теперь по вашим эскизам ваши мамы смогут связать настоящие варежки.

- Какие варежки вам захотелось купить на нашей ярмарке, почему? (Учащиеся анализируют работы одноклассников)

Обобщение темы урока.

- Какой Мастер нам сегодня помогал в работе? (Мастер Украшения).

-Какой бывает орнамент? (Геометрический, растительный, животный).

-Какое правило использует художник для того, чтобы выделить изображение? (Тёмное лучше выделять на светлом, а светлое, наоборот, на тёмном).

Уборка рабочего места.

Оцениваемые универсальные учебные действия- коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Их можно разделить на три группы:

1) взаимодействие -учет позиции собеседника либо партнера по деятельности, умение понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом;

2) сотрудничество или кооперация -умение договариваться, находить общее решение; умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора, брать на себя инициативу в совместной деятельности;

3) интериоризация -речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям.

Метод оценивания:

Наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами и анализ результата.

Критерии оценивания:

Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках.

Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать.

Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности; замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

Взаимопомощь по ходу рисования.

Эмоциональное отношение к совместной деятельности; позитивное (работают с удовольствием), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровень оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки совпадают (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеют и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.

Приложения.