Летит высоко самолёт
Над нашею страною.
Работа на земле идет,
Идёт и под землёю.
Богатство есть у нас в стране
Невидимые взору.
Внизу в подземной глубине
Работают шахтёры.
Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из красивейших мест Земли: городе Междуреченске, который находится в Кемеровской области. Главная профессия нашего города – шахтер.
В каждой семье есть тот, кто работает на угольных предприятиях города. Профессия шахтера очень опасная, трудная, но почетная.
Труд – центральное социальное явление. Ознакомление детей с техникой, машинами и механизмами, доступными дошкольнику, разнообразными видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Детский сад комбинированного вида №28 “Вишенка” работает по программе Т.Н. Дороновой “Радуга”. На протяжении нескольких лет в нашем городе реализуется городская программа гражданского и патриотического образования старших дошкольников “Маленький горожанин”, автор Н.И. Манкова.
Одна из задач ДОУ: воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом шахтера и смежными с ними профессиями.
Мы хотим поделиться с коллегами опытом работы по реализации этой задачи в подготовительной к школе логопедической группе.
Были запланированы следующие мероприятия:
- Семинар для педагогов “Особенности организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению с трудом людей угольной отрасли”
- Открытый просмотр занятия в подготовительной группе по познавательному развитию “Главная профессия города – шахтер”
- Выставка рисунков и поделок “Люди, которые добывают уголь”
- Конкурс чтецов “Я горжусь заслуженной по праву трудовой шахтерской славой”
Из-за специфики производства сформировать у детей представление о труде шахтера непросто. Без использования специальных приемов мы не можем создать целостную картину функционирования шахты или разреза. Поэтому при ознакомлении детей с трудом горняков мы широко используем видеосюжеты, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассказы взрослых, беседы, викторины. Сложно усваивалась эта тема в группе для детей с нарушениями речи, т.к. они имеют особенности восприятия и усвоения учебного материала.
Воспитатели проявили много мастерства, выдумки и создали макеты шахты и разреза, разработали методические рекомендации по их использованию. Интересно прошла презентация работ. Макет разреза был представлен воспитателями старшей группы в стихотворной форме, а педагоги подготовительной группы провели мастер-класс “На шахте”. В их макете всё двигается и работает: горят лампочки, передвигаются куклы-шахтеры, по конвейеру на-гора поступает уголь, который грузят в угольные составы и увозят поезда.
Воспитатели разработали конспекты занятий по ознакомлению детей с профессией людей в угольной отрасли. С участием родителей собраны предметы, необходимые для работы на шахте. Получился своего рода “шахтерский уголок”, где находятся каски, фонари, “лепесток”, рабочий костюм шахтера, коллекция природных ископаемых.
Большая работа проведена педагогами по расширению знаний детей о том, для чего нужен уголь, что из него производят. С этой целью мы составили дидактическое пособие “Профессия - шахтер”, куда входят картинки-схемы с последовательностью прохождения угля от добычи до потребителей и комплект карточек с изображением предметов, изготовленных с использованием угля.
Много внимания педагоги уделяют социальной значимости труда шахтера, воспитанию уважения и гордости за труд своих родителей.
В группе традиционно проходят “Встречи с интересными людьми”, во время которых дети знакомятся с особенностями разных профессий. Так, на одну из встреч был приглашен папа Саши, Андрей Александрович Сучилов – шахтер, проходчик шахты “Распадская”. Андрей Александрович рассказал интересные случаи из опыта работы, показал детям некоторые предметы труда. На этой встрече дети не только слушали гостя, но и сами принимали активное участие в беседе.
Коррекционно-развивающее направление по работе над этой темой проводилось в рамках выполнения программы логопедической группы. В занятия включалось большое количество наглядного материала: предметов труда, игрушки, макеты, дидактические игры, с участием разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), чтобы дети могли получить реальные представления о профессиях в угольной отрасли.
Особенно детям понравились дидактические игры с использованием макетов и пособий: “Кому что нужно для работы?”, “У кого что?”, “Ехали мы ехали, в шахту приехали”, “Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь?”, “История вещей: из чего мы сделаны?”, “Послушаем звуки шахты, разреза” которые помогли закрепить в практической деятельности трудные грамматические категории и слова, правильно строить предложения, употреблять предлоги, играть со словами, развивать фонематическое восприятие.
После цикла занятий по ознакомлению с трудом шахтера мы провели заседание клуба “Что? Где? Когда?”, на которое пригласили всех педагогов детского сада и где дети смогли показать свои знания по теме. При последующем обсуждении занятия оказалось, что и взрослые смогли узнать от детей много нового.
А далее начался творческий процесс, когда дети с огромным энтузиазмом стали применять полученные знания в сюжетных играх. Макеты превратились в рабочие площадки, недостающие предметы и механизмы изготавливались тут же или заменялись похожими. Нам удалось заинтересовать детей горняцкими профессиями, и теперь даже девочки включаются в игру, берут на себя роль ламповщицы, инженера, диспетчера. Сюжет игр стал интереснее, прослеживается взаимосвязь профессий на шахте. Дети много общаются в рамках развернутого сюжета, верно передают профессиональные особенности взятой на себя роли, в игровой форме усваивают понятия: карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн, вагонетка, конвейер и др. Одновременно расширяются представления об окружающей действительности, активизируется словарный запас ребенка.
Все полученные по теме знания и впечатления дети совместно с воспитателем по изобразительной деятельности отражают в своих рисунках, поделках, конструировании. Родители и здесь не остались в стороне! Многие приняли участие в конкурсе рисунков и поделок “Люди, которые добывают уголь”. Особенно интересной была признана совместная работа Саши Прелова с мамой “Мемориал шахтерской славы”, выполненной в технике объемная пластика.
На конкурсе чтецов “Я горжусь заслуженно по праву трудовой шахтерской славой” дети с любовью и проникновением прочли стихи. Не вызывало никаких сомнений: дети с осознанным уважением относятся к тяжелому и опасному горняцкому труду, гордятся своими родителями и городом, в котором живут.
Мы рассказали в общих чертах о той непростой работе, которая проводится в детском саду по данному направлению.
Нашим детям ещё многое предстоит узнать, но мы считаем, что, благодаря комплексному подходу нам удалось решить поставленную задачу.