Цели урока:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- показать новые способы решения показательных уравнений;
- подготовить учащихся к решению упражнений ЕГЭ на данную тему
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, умение анализировать;
- продолжить формирование графической культуры
Воспитательные:
- формировать такие качества личности как коммуникативность, ответственность, справедливость, самооценка.
Оборудование и наглядные пособия:
- Интерактивная доска;
- Мультимедиа проектор;
- Раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
План урока:
1. Организационный момент
2. Устная работа
3. Повторение и систематизация опорных знаний
4. Объяснение нового материала
5. Первичная проверка знаний
6. Проверка знаний
7. Подведение итогов. Задание на дом
1. Организационный момент
Г.Лейбниц
На доске высказывание:
“Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что следуя этому методу, мы достигнем цели”. (Г.Лейбниц)
2. Устная работа (на интерактивной доске):
1. Дать определение показательной функции
2. Какие из перечисленных функций являются показательными:
3. На интерактивной доске схематично изобразите график показательной функции
4. Назовите основные свойства функции
5. Какие из перечисленных функций являются возрастающими:
6. Дайте определение показательного уравнения
7. Решить уравнения:
8. Какому из промежутков 1) ; 2) ; 3) принадлежит корень уравнения:
9. Решить уравнения:
10. Решение какого уравнения изображено на рисунке:
Ответы:
2. а), г), ж), з)
5. а), в), г), д)
7. 5; -2; 0; 4; нет; 0,5; -2; -3; нет; log2 5
8. 3);1);1);3)
9. 2;1 и -1;2;3 и -1;0 и 1
10. г)
3. Повторение и систематизация знаний
Презентация на тему: “Способы решения показательных уравнений”
Основные способы решения показательных уравнений
- приведение обеих частей к одному основанию
- замена переменной
- разложение на множители
- графический
- способ группировки
На доске записаны показательные уравнения.
Данные примеры на карточке у каждого учащегося. <Приложение 1>
Учитель:
Укажите способ решения каждого уравнения.
4. Объяснение нового материала
Учитель:
Многие из уравнений, записанных на доске, мы не знаем, как решать, и сегодня мы познакомимся с новыми способами решения показательных уравнений.
Продолжение презентации
Уравнения специального вида:
- однородные
где -числовые коэффициенты, делим на и сводим к виду
- уравнения вида – показательно-степенное
Случаи:
- Проверка!
- уравнения вида решаем логарифмированием обеих частей по одному основанию при условии, что и сводим к виду
- уравнения, решаемые с помощью свойств функций
а) свойство монотонности.
Если функция возрастает на каком-то промежутке, а функция убывает на этом промежутке, то графики функций имеют одну точку пересечения, а значит уравнение имеет на данном промежутке единственный корень, который можно найти подбором.
б) свойство ограниченности.
Сделать оценку функций, стоящих в правой и в левой части
5. Первичная проверка знаний.
Класс делится на 2 группы
1 группа выбирает любые уравнения из записанных на доске и решает их. В процессе решения учащийся из этой группы выносит решение примера на доску для последующей проверки.
2 группа решает уравнения повышенного уровня сложности № 2,3,8,10,11 на интерактивной доске
Способы решения на парте у каждой группы. <Приложение 2>.
Решения заданий 1 группы. <Приложение 3>
Сделать вывод о том, что уравнение № 9 можно было решить без построения графиков.
Так как функция для любого , а функция возрастает для любого , то уравнение имеет единственный корень
Решения заданий 2 группы. <Приложение 4>
6. Проверка знаний по теме.
Класс делится на 2 группы. В первой группе задания базового уровня, во второй – продвинутого уровня. У первой группы взаимопроверка с помощью ключа, у второй – самопроверка с помощью интерактивной доски. Короткие ответы для оценки учителю.
Карточка для 1 группы. <Приложение 5>.
Решение карточки для 1 группы. <Приложение 6>.
Карточка для 2 группы. <Приложение 7>.
Решение карточки 2 на интерактивной доске. <Приложение 8>.
7. Задание на дом по выбору учащегося. <Приложение 9>.