Урок ознакомления с окружающим миром по теме "Жизнь древних славян". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • сформировать у детей представление о жизни древних славян;
  • дать характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта;
  • развивать умение работать с картой;
  • развивать устную речь и логическое мышление.

1. Вступительная беседа.

- Сегодня мы начинаем изучение большого, сложного, но очень интересного раздела.

Как он называется? (Страницы истории Отечества.)

- А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)

- Давайте подумаем над значением слов, которые пригодятся нам при работе с этим разделом. Прочитайте слова и подумайте, что они обозначают.

(На доске карточки со словами : предки, современники ,потомки.

- Кого мы называем предками? (Это люди, которые жили до нас, перед нами.)

- Кого мы называем современниками? (Это люди, которые живут с нами в одно время.)

А кто такие потомки? (Это люди, которые будут жить потом, после нас.)

- Прочитайте три высказывания и найдите справедливое ,правильное.

(На доске:

  1. Наши предки будут жить в далёком будущем.
  2. Наши потомки жили в далёком прошлом.
  3. Наши предки жили в далёком прошлом.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о жизни наших предков – древних славян.

- Используя вопросительные слова, которые видите на доске, составьте вопросы по этой теме.

(На доске слова: кто? Где? Как? Чем? Какие?)

Ответы детей:

  • Кто были наши предки?
  • Где они жили?
  • Как они жили?
  • Чем они занимались?
  • Какие они были?

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

3. Работа по теме урока.

- Обратимся к карте в ваших учебниках (с.35).

- Что можно узнать с её помощью о расселении славян? Большую или маленькую территорию они населяли? ( Они населяли большие пространства Восточной Европы.)

- По берегам каких рек селились славяне? ( Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от Чёрного до Балтийского моря).

- Посмотрите на легенду карты и скажите, на какие три группы делились славянские племена?

(Восточные, западные, южные).

- Какие из них занимали наибольшую территорию? ( Восточные).

- Перечислите племена восточных славян. (Кривичи, полочане, вятичи,родимичи, древляне, северяне, волыняне и др.)

- Восточные славяне и были нашими предками. От них позднее и произошли русские, украинцы и белорусы.

- Давайте послушаем сообщение о том, как жили древние славяне. Его приготовила Света.

(Время было беспокойное. Жители соседних славянских посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Славяне возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, т.е. глубокие канавы, ставили частокол. Это высокий забор. Строили частокол из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревно надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частокол (часто стояли колья). Она была крепкой и стояла долго).

- Почему славяне селились по берегам рек? (Защищали свои поселения, могли пользоваться водой, ловить рыбу).

- А что за жилища были у славян? Рассмотрите рисунок на доске? (Такой же рисунок в учебнике.)

Расскажите.

(Почти до половины уходили в землю. Стены были из толстых брёвен. Обстановка в доме была очень простой и неприхотливой: печь из камней и глины топилась по чёрному, т.е. трубы у неё не было, дым шёл в помещение, а выходил из него через небольшие открытые окошки ,от холода их прикрывали досками, соломой, ветками, и через низенькую дверь.)

- На печи мы видим простую глиняную посуду, которую славяне лепили из глины своими руками – вот такие кувшины и горшки, сковороды, в которых славяне готовили незамысловатую еду и хранили молоко, зерно, крупу. (учитель показывает посуду из школьного краеведческого музея).Эту посуду вы видите и на странице 36 учебника. На зтом же рисунке можно увидеть и простейшие приспособления и инструменты, которыми пользовались славяне.

- Назовите их.

- В этих жилищах стоял простой деревянный стол и деревянные лавки, на которых ночью спали. Постелью служили и охапки сена или соломы, сваленные в углу.

- А чем занимались древние славяне? Об их занятиях прочитаем в учебнике на с. 36- 37.

- Перечислите занятия славян, о которых прочитали. Объясните.

(Охота, рыболовство, бортничество, огородничество, рукоделие, изготовление посуды, животноводство, врачевание).

- Подумайте, какие растения могли выращивать славяне? Могли ли они выращивать картошку или помидоры? ( Учитель показывает пучок пшеницы, изображения гречихи, льна).

- А каких животных разводили? Об этом нам расскажут иллюстрации на доске.

- А теперь поиграем в игру. Маша и Алёша приготовили для вас задание. Они будут показывать движения, а вы должны угадать, о каких занятиях славян идёт речь.

1. Женщина лепит посуду.

2. Мужчина ловит сетью рыбу.

3. Женщина доит корову.

4. Мужчина охотится с помощью лука.

5. Женщина сеет зерно.

6. Мужчина рубит дерево.

Физминутка.

- А теперь поговорим о том, какие были славяне по характеру, какими качествами обладали.

Давайте послушаем короткий диалог отца и сына, который приготовили Саша и Глеб.

Отец: Ну что, сынок, пора нам на работу, на сенокос. Надо оставить на столе немного гречневой крупы, мёда, сухарей, простокваши.

Сын: Отец, зачем ты оставляешь всё это, ведь мы уходим надолго?

- Как вы думаете, ребята, что ответил отец? ( Вдруг какой – то путник зайдёт, отдохнёт, покормится да нас добрым словом вспомнит).

- О каком качестве древних славян говорит этот диалог? ( О гостеприимстве).

- Славяне умели хорошо устраивать засады, пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубку из выдолбленного внутри камыша . О каких качествах славян это говорит? (Ум, сообразительность).

- Какие ещё качества этого народа вы можете назвать? (Трудолюбие, храбрость, выносливость).

- Вот какими были наши предки – славяне- сильными, выносливыми, храбрыми, иначе невозможно было выжить в трудных условиях природы того времени. И именно с природой было связано всё в жизни древних славян. В том числе и верования. Изучая на уроках изо различные культуры, вы узнали, что славяне были язычниками. Интересное сообщение об этом приготовила Даша.

(Славяне были язычниками- верили во всё, что казалось им одушевлённым, живым – лес и деревья, солнце и ветер. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают боги. Одним из главных богов был Перун, бог грома и молнии. Поклонялись славяне и солнцу (его называли Ярило), и многим другим богам и божествам: домовому, водяному, русалкам, лешему и другим. К ним обращались славяне за помощью, советом).

- Посмотрите, какая замечательная выставка получилась из ваших рисунков о языческих богах!

- Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться: петь, плясать, водить хороводы. У них было много праздников, которым они радовались от души. Например, любимый нами праздник Масленицы тоже берёт начало от древних славян. Блины, которые пекли в эти дни, олицетворяли солнце. Славяне в Масленицу веселились: катались с гор, играли в снежки, водили хороводы, пели масленичные песни. Сейчас Надя, Аня и Оля споют вам такую песню.

(Девочки исполняют народную хороводную песню).

- Один из самых красочных праздников славян – праздник Ивана Купалы. Об этом празднике приготовил сообщение Федя. (Он праздновался 24 июня, в день летнего солнцеворота. Иван Купала – это бог изобилия, земных плодов. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу, купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов, жгли костры и прыгали через огонь, что символизировало очищение. Ночь на Ивана Купалу считалась чудодейственной. Люди верили, что в эту ночь цветёт папоротник. Кто увидит этот цветок, тот сможет понимать язык растений и животных.)

4. Обобщение. Итог урока.

- Давайте подведём итог нашей работы.

- На какие вопросы по теме мы искали ответы?

- Как вы думаете, почему за пределами славянского мира древних славян называли народом – богатырём?

- Что вам понравилось сегодня на уроке?