Цели и задачи урока:
- изучение числа 0 и его свойств; написание цифры 0;
- формирование навыков счёта в пределах 9, закрепление взаимосвязи между частью и целым;
- развитие мыслительных операций, речи, наблюдательности, внимания, творческих способностей учащихся;
- воспитание самостоятельности, активности на уроке, интереса к математике.
Оборудование:
- корзинка с цифрами (1-9), фигурки зверей,
- 3 мешочка, счётный материал: грибы (12 шт.),
- карточки с веточками, карточки с выводами свойств 0.
У учащихся: цифровые кассы, веер, светофоры, учебник.
Музыка: звуки леса (пение птиц).
Ход урока
1. Организационный момент.
“Прозвенел звонок –
Начинается урок”.
2. Постановка учебной задачи (включается музыка).
Послушайте пение птиц, шелест травы. Кто уже догадался, куда мы сегодня отправимся? Правильно, я приглашаю вас на прогулку в лес. Посмотрите, и лесные жители собрались у ёлочки, что-то обсуждают. Наверное, содержимое этой корзинки. Ведь мы попали не в простой лес, а в тот, где звери любят заниматься математикой.
3. Повторение знаний о числах.
Оказывается в корзинке находятся карточки с цифрами.
– Кто достанет первую цифру? Какое число обозначает эта цифра?
Расскажите о ней стихотворение. (Вот один иль единица, очень тонкая как спица).
– Какая следующая цифра? Какое число она обозначает? Назовите соседей числа 2 : 1 и 3.
– А теперь достанем цифру ...? (3) Какое число она обозначает? Дайте характеристику числа 3. (Число 3 стоит на третьем месте в натуральном ряду чисел, 3 больше двух на 1 и меньше четырёх на 1, 3 это – 1 да 2, 2 да 1, 1 – 1 – 1).
– Следующая цифра? (4) Какое число она обозначает? Назовите состав числа 4 : 4 – это 3 да 1, 2 да 2, 1 да 3.
– А дальше? (5) Какое число она обозначает?
Расскажите о ней стихотворение. (Вот пошла плясать по бумаге цифра 5. Ручку вправо протянула, ножку круто изогнула).
– Достанем ещё цифру. (6) Какое число она обозначает? Дайте характеристику числа 6. (Число 6 стоит на шестом месте в натуральном ряду чисел, 6 больше пяти на 1 и меньше семи на 1,6 – это 1 да 5,2 да 4 и т.д.).
– Достаём дальше. (8) Какое число она обозначает? Назовите предыдущее число (7) и последующее (9).
– И осталась последняя цифра. (9)
Расскажите о ней стихотворение. (Цифра 9 иль девятка, – цирковая акробатка, если на голову встанет цифрой шесть девятка станет).
Д. 1 2 3 4 5 6 8 9
– Кто заметил, как расположились числа? (В порядке возрастания.)
А всё ли у нас в порядке? Все ли числа на месте? (Нет, ворона утащила цифру 7.) Давайте определим её место. Дайте характеристику числа 7.
– Ребята, какие два математических действия вы знаете? (Сложение и вычитание.)
– А какие знаки мы используем при их выполнении? (+, –)
Давайте поставим эти знаки между числами. Что получилось? (Выражение.)
1 + 2
5 – 3
– Прочитайте по-разному.
(1 плюс 2, 1 увеличить на 2, к 1 прибавить 2, сумма чисел 1 да 2, первое слагаемое 1 – второе слагаемое 2, 1 да ещё 2);
(5 минус 3, 5 уменьшить на 3, от 5 отнять 3, разность чисел 5 и 3, уменьшаемое 5 – вычитаемое 3)
– А если поставим вот этот знак в конце? (=) Что получится? (Равенство)
1 + 2 = 3
5 – 3 = 2
– Что обозначает первое равенство? (Чтобы найти целое, надо сложить части.)
– Где целое? (3) Где части? (1 и 2)
– Что обозначает второе равенство? (чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть) Где целое? (5) Где части? (3 и 2)
Итог. Вы замечательно работали с числами. А для чего мы их изучаем, зачем нам нужны числа? (Чтобы считать, решать примеры, обозначать количество предметов.)
4. Открытие детьми нового знания.
а) Ребята, посмотрите, а синичке нужна ваша помощь. Помогите ей обозначить цифрами количество ягод на веточках.
– Сколько ягод на первой веточке? (1) Какой цифрой обозначим? (1)
– Сколько ягод на второй веточке? (9) Какой цифрой обозначим? (9)
и т.д.
– Ребята, цифры закончились, а веточки нет. (Проблема ?)
Сколько ягод на этой веточке? (нисколько) Какое число обозначает это количество? (0) Назовите в классе предметы, количество которых составляет 0. (0 слонов, 0 диванов и т.д.)
– А какой цифрой обозначается число 0? (0) На что похожа цифра 0? (На бублик, букву О, колесо)
Влада расскажет нам стихотворение:
"Цифра вроде буквы О
– Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки".
(Приготовить О красного цвета, поставить под последней карточкой)
– А теперь откройте учебник на стр. 30.
Каким числом мы обозначим количество предметов в мешке? (0) Домино? (0 – 0 )
Листьев на дереве? (0) Где находится число 0 на числовом отрезке? (Вначале, у начальной точки.)
Итог. С каким же новым числом мы познакомились? (с 0) (Открытие !)
Приглашают зверята на весёлую поляну.
Физкультминутка.
“Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладони три хлопка, головою 3 кивка.На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть”.
б) Цифры от 1 до 9 вы уже писать научились. А теперь Мудрая Сова научит вас писать цифру 0. Откуда начинаем писать цифру 0? (Сверху)
Давайте напишем сначала в воздухе. А теперь на стр. 31 внизу сначала обведите две цифры, а затем продолжите через клеточку самостоятельно.
Очень хорошо. Все постарались. Но Сова предлагает написать ещё строчку. Посмотрите на числа, в какой закономерности они записаны? (Первая цифра всё время увеличивается, а вторая не меняется) 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Итог. Прочитайте записанные числа. Какую цифру вы учились писать сегодня? (0)
5. Выведение свойств нуля.
а) Когда мы с вами составляли равенства, за нашей работой внимательно наблюдала белочка. Она тоже решила составить равенства, но не числовые. Белочка на зиму делает запасы, заготавливает шишки, грибы. И вот теперь она нашла два мешочка с грибами. Давайте узнаем, сколько грибов лежит в них.
– Сколько грибов в первом мешочке? (4) Сколько во втором? (0) (Наверное кто-то из зверей забрал).
– Каким действием узнали, сколько всего грибов? (Сложением.)
Почему нужно складывать? (Ищем целое) Сколько же всего грибов? (4) – т.к. во втором мешке ничего нет, то ничего не прибавляли.
– Составьте по этому рисунку числовое равенство. (В кассах)
4 + 0 = 4
– Где целое? (4) Где части? (4 и 0)
б) Найдите в учебнике на стр. 30, задание 1.
Ребята, нарисуйте сами фигуры в мешки и найдите ответ: 3 + 0 = ,0 + 3 =
(К трём прибавили пустой мешок, в результате получили те же 3 треугольника, значит, 3 + 0 = 3)
– Как вы думаете, всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? (Да.)
– Почему? (При сложении мешка с фигурами с пустым мешком количество фигур не меняется.)
Как это записать? (а + 0 = а – карточку на доску – открытие!)
– Аналогично, 0 + а = а – карточку на доску.
Затем проходит работа по установлению других свойств нуля. Итог: какие свойства нуля узнали? (Проговорить коротко)
6. Физкультминутка.
– “Столько сделаем наклонов, сколько ёжиков весёлых”. (6)
– “Сколько слоников у нас, столько и присядем раз”. (7)
– “Столько сделаем прыжков, сколько у меня жуков”. (8)
– “Сколько точек у нас в круге, столько раз поднимем руки”. (5)
7. Первичное закрепление (с комментированием).
Работа по учебнику на стр. 30, № 4.
5 – 5 = 0 (т.к., если от числа отнять то же самое число, получится 0)
8 – 0 = 8 (т.к., если от числа отнять 0, получится то же самое число) и т.д.
8. Самостоятельная работа.
– Решение примеров на карточках (взаимопроверка).
– Сверить свои решения с доской.
9. Решение примеров на повторение.
8 – = 4 (работа по учебнику на стр. 31, № 8; найти неизвестное число на основе взаимосвязи между частью и целым)
+ 3 = 5
10. Итог урока.
Молодцы, ребята, вы хорошо работали сегодня. А Мудрая Сова приготовила вам загадку, но теперь вы её обязательно отгадаете.
“Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря:
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка.
На уху нам принесёт?”
(Ничего не принесёт, всё съест кот)
– Каким числом обозначим количество рыб, которые останутся у Егорки? (0)
– Что нового вы узнали о нуле?
Боря Юрьев:
“Коль нуль к числу ты прибавляешь.
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число”.
11. Этап рефлексии.
– Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение – поднимите светофоры красного цвета, если что-то осталось непонятным – синего цвета.