Рассматривая современное состояние проблемы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, сталкиваешься с тем, что в науке о здоровье нет единого понимания общепринятой теории. Из Устава ВОЗ здоровье рассматривается как " :состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней:". Все без исключения понимают, как важно заниматься физкультурой, спортом, закаливать свой организм, но, как правило, откладывают всё на потом. Если педагог, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он всегда найдёт возможность организовать на своём уроке оздоровительную гимнастику. По мнению специалистов -медиков, 75% всех болезней человека заложены в детские годы. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше занимается физическим трудом, а ребёнок и подавно. Главный порок ХХI века - накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Часто от родителей можно слышать : "моему ребёнку и урока физкультуры хватит, чтобы подвигаться". А хватит ли? Два- три урока в школьном расписании проблему не решат. Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %. И школа не формирует привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают. Надо научить ребёнка полюбить себя, своё тело, здоровье. А для этого современный педагог должен уметь (по определению из материалов Всероссийского съезда "Здоровое поколение - здоровая Россия" от 18.11.2008г.):
1. Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2. Владеть основами здорового образа жизни;
3. Установить контакт с коллективом учащихся;
4. Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5. Прогнозировать развитие своих учащихся;
6. Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7. Личным примером учить учащихся заботиться о своём здоровье, здоровье окружающих людей.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем:
1. Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту с позиции задач здоровьесбережения.
2. Изменение отношения к детям. Педагог должен принимать ребёнка таким, каков он есть и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
3. Изменение отношения педагога к задачам образовательного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие детей с максимально сохранённым здоровьем.
Как руководитель детского хора я всегда рассматривала пение как здоровьетворящее искусство. Ещё в юности я нашла тому подтверждение: один из популярных немецких журналов проводил социологический опрос долгожителей. Статистика подтвердила, что среди женщин на первое место по продолжительности жизни, по стабильности здоровья вышли певицы, вокалистки. На занятиях я всегда стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, большое внимание уделяю развитию тонких душевных качеств, умению сопереживать, быть чутким, бесконфликтным, жизнерадостным. По мнению учёных, большинство детей по отношению к окружающим настроены позитивно и важно закреплять и развивать их стремление к познанию нового, стимулировать формирование качеств толерантности, доброжелательности, оптимизма. Всё это влияет на успешность обучения так же, как и уровень состояния здоровья.
Более чем тридцатилетний стаж работы с детьми позволил сделать вывод, что для более яркого восприятия и воспроизведения музыки детьми нужно вводить в хоровые занятия разнообразные виды деятельности, такие как:
- Тембровое фантазирование
- Ритмическое фантазирование
- Графическое фантазирование
- Пластическое фантазирование
- Мелодическое фантазирование,
о чём подробнее можно познакомиться в книге А.Ф.Лобовой "Аудиальное развитие детей". Нужно помнить, что в ходе урока должны сменять друг друга не менее 4 и не более 7 различных видов деятельности.
Для развития средств слухового воображения детей можно использовать такие упражнения:
1. Предложить детям закрыть глаза, расслабиться, стараться ни о чём не думать. Затем послушать различные звуки (удар мяча об пол, хлопки в ладоши, удар по барабану палочкой, шуршание бумагой и т.п.), "повторить" услышанный звук в своём воображении, пытаться "увидеть" предмет, извлекающий звук.
2. Мысленно напеть знакомую мелодию и попытаться ощутить, как она разливается по всему телу. Затем они напевают мысленно другую мелодию, вытесняя первую. Новой мелодией "наполняют" своё тело.
3. Собрать предметы, издающие звук (камни в кружке, ключи, соль или крупа в металлической баночке, шишки, ложки, семена и т.п.). Сначала дети описывают характер звука, а затем пытаются угадать, что за предмет звучал.
Эти упражнения позволяют детям научиться слушать и слышать себя, ощущать энергию звука. Тогда и музыку слышать и слушать им будет легко.
Как дополнительное средство открытия в себе новых способностей и возможностей, оптимизирующих обучающий процесс, я использую на занятиях хора окотерапию (тип творческого общения с детьми "глаза в глаза"), органотерапию (пропевание гласных звуков на уровне различных чакр тела с целью дополнительного оздоровления детского организма), другие двух - трёхминутные тренинги, позволяющие укрепить отношения в коллективе, и звуковую гимнастику. Эта гимнастика укрепляет наш дух и тело, способствует здоровью и долголетию. С древних пор она применялась ещё в китайских оздоровительных практиках. Например, гласные звук А на клеточном уровне воздействует на весь организм, насыщая его кислородом, особенно влияя на конечности. Звук Е - особый вибрационный звук, его называют чистильщиком организма. Звук И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши. Звук О - на сердце и лёгкие. Ю полезен при болезнях почек. Я гармонизирует работу всего организма, в том числе нервно-психические процессы, избавляет от боли.
Положительное влияние на настроение, физическое состояние оказывает точечный массаж биологически активных точек - самомассаж по Уманской или по М. Норбекову, например, массируя точку на лбу между бровям, парные точки по краям крыльев носа, точку посередине подбородка, парные точки в височных ямках, три точки в углублениях затылка, парные точки в области козелка уха; или делая массаж пальцев от кончика до основания, начиная с мизинца.
Психологи отмечают благотворное влияние двигательных оздоровительных минуток, если они проводятся регулярно (достаточно одной - двух минут, четырёх - пяти упражнений, повторяемых 6 - 8 раз).
В последние годы в своей практике я использую дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, которая не только восстанавливает голос и дыхание, но и оказывает благотворное воздействие на весь организм в целом. Как известно, основной принцип гимнастики гениально прост: активный вдох делается в положении максимального объёма грудной клетки при активном противодействии скелетной мускулатуры (наклоны, сведения рук и др.). Вот этот парадокс и заставляет весь организм приспосабливаться к новым условиям газообмена. Проводя эмоциональный вдох, мы тренируем не только мускулы, но и нервы. Научные данные свидетельствуют, что по - разному сделанный носом вдох влияет на разные точки коры головного мозга. Наша гимнастика влияет на очень многие из них, потому что мы делаем вдох при разнообразных движениях головы и тела.
Из своей практики могу привести пример исцеляющего воздействия данной гимнастики на моих воспитанников:
*Стоящая на медицинском учёте с бронхиальной астмой девочка Гатилова Катя к концу пятого года обучения в хоре была снята с медицинского учёта, т.е. излечилась от астмы. Мама девочки на родительских собраниях для всех родителей пропагандировала занятия пением с использованием дыхательной гимнастики для оздоровления.
Совокупность здоровьесберегающих методов, используемых в моей хоровой практике, позволяет нашим хоровым коллективам успешно выступать как в городских, так и в республиканских конкурсах. Хотя, я считаю, что в дополнительном образовании результат педагогического труда определяется не количественным выполнением детьми работ, не полученными грамотами, а прежде всего обретением каждым ребёнком внутренней силы для саморазвития, для обретения позитивного "я". Время не стоит на месте, возможно, появятся новые исследования и новые методы звукового воздействия на здоровье. Большинство из нас в случае болезни обращается к врачу, но можно жить без болезней , потому что каждый может помочь себе сам, научившись этому с детства.
Библиографический список.
1. Василенко, Ю.С. О голосе во весь голос / Ю.С. Василенко.- М.:Здоровье.-1995.-№11.
2. Декерлеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья / Н.И. Декерлеева: Мастерская учителя - М.: ВАКО, 2004.
3. Ким, Л. О, сколько в этом звуке / Л.Ким.- М.: Здоровье.- 2001.-№4.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г, [официальный текст] // Наука и школа.- 2003.-№1.
5. Куинджи, Н.Н. Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи. Валеология: Учеб. пособие .-М.: Аспект Пресс,2001.
6. Лобова, А.Ф. Аудиальное развитие детей / А. Ф. Лобова.-Екатеринбург.: Изд-во "Уральский гос. пед. университет", 1999.
7. Хван, Ю. Система здоровья М. Норбекова / Ю. Хван.- М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
8. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / Щетинин М.Н.-М.: Метафора, 2007.