Использование литературного наследия Дона в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия
и переживания окружающего мира. Пусть в сердце
малыша на всю жизнь останутся воспоминания о
маленьком уголке детства. Пусть с этим уголком
связывается образ великой Родины.

В.А.Сухомлинский

Технический процесс XXI века породил личность, отказавшуюся от традиционной народной культуры.

Выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этических, моральных ценностей своих предков.

Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности. Чтобы по достоинству оценить это настоящие, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о хозяйственной и духовной жизни наших далеких предков.

Литературное богатство донского казачества дополняет общий фонд русской культуры, раскрывает ее глубокие исторические истоки.

В своей работе, как учитель-логопед и учитель начальных классов, использую различные жанры устного народного творчества Дона.

1. Пословицы, поговорки жителей Дона. Знакомят детей с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Дона.

Огромное познавательное значение пословиц и поговорок учат трудолюбию, миру, добрососедству, дружбе, солидарности, единению.

На занятиях использую пословицы и поговорки в различных речевых ситуациях.

На уроках русского языка обращаюсь к текстам пословиц и поговорок, как материалу при прохождении грамматических тем.

Использую пословицы и поговорки в качестве заголовков для написания творческих работ.

2. Загадки.

Загадка – наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи учащихся. Поэтому чаще всего использую ее в своей практике.

Загадки помогают детям осваивать лексико – грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек). С их помощью дети быстрее и надежнее запоминают устойчивые обороты образные выражения. Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит – интересным.

Загадки обогащают детей сведениями о природе донского края, о различных областях жизни казаков.

Важная роль отводится загадкам в духовной жизни различных национальностей, проживающих на Дону.

3. Народные сказки донского края.

На занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе раскрывается своеобразие содержания народных сказок различных этносов Дона, расширяются представления детей о жизни казачества, национальном достоинстве жителей Дона.

Инсценируем с детьми сказки донского края, придумываем к ним декорации и костюмы.

На уроках чтения сравниваем и классифицируем сказки по жанрам.

На уроках развития речи сочиняем сказки с заданными национальными особенностями, жанровыми признаками.

4. Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.

На уроках чтения и занятиях по развитию речи читаем и анализируем произведения донских писателей М.А.Шолохова “Жеребенок”, “Нахаленок”, А.П.Чехова “Каштанка” (глава 5 “Талант!”), П.Лебеденко “Сказки Тихого Дона”, Т.Тумилевич “Бисеринка”, Н.Костарева “Волшебники труда” и др.

Кроме этого, знакомим детей с творчеством донских поэтов, раскрываем “секреты” мастерства детских поэтов – донцов.

С целью обогащения знаний и представлений детей о родном крае, природе Дона, формирования экологического сознания, организуем экскурсии в природу, музей краеведения, музей Донского казачества (г.Новочеркасска).

Проведенная работа содействует воспитанию учащихся как жителей Дона, наследников культуры и истории прошедших поколений, становлению патриотов своей малой родины.

Ниже приводится:

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе