Цели урока:
I. Формирование предметной компетенции:
- Познавательные:
- дать представление о положительных и отрицательных числах в памяти компьютера;
- повторить понятия «система счисления», определение «бит»;
- повторить правила перевода чисел из двоичной СС в десятичную и наоборот.
- Практические:
- учить детей работать с инженерным калькулятором;
- учить с помощью алгоритма получать внутреннее представление отрицательных чисел.
II. Формирование метапредметных компетенций:
- Деятельностные компетенции (развивающие цели):
- познакомить с понятием «схема» и «рисунок»;
- определить отличие схемы от рисунка;
- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, творческие умения.
- Социальные компетенции:
- работать в коллективе, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
III. Воспитательные цели:
- Вызвать интерес к изучению информатики как науке, изучающей хранение, передачу и обработку информации.
Тип урока: комбинированный урок – определяет особенности построения данного урока:
- Повторение ранее изученного материала.
- Актуализация.
- Целеполагание.
- Работа с определениями.
- Работа со схемой и рисунком.
- Практические задания на закрепление нового материала.
Оборудование, использованное учителем на уроке:
- раздаточный материал;
- АРМ учителя, проектор;
- ноутбуки.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. На доске представлено число и тема урока. Сегодня нам понадобятся рабочие тетради, ручки, ноутбуки.
А урок мы начнем с небольшого стихотворения (рисунок 1).
Рисунок 1
Скажите, пожалуйста, что в этом стихотворении необычного?
Ученик: Числа представлены в двоичной системе счисления.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы стихотворение стало понятным?
Ученик: Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Учитель: Давайте вспомним определение системы счисления.
Ученик: Система счисления – способ записи чисел с помощью набора специальных знаков, называемых цифрами.
Рисунок 2
Учитель: Назовите основные системы счисления?
Ученик: Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.
Рисунок 3
Учитель: Чтобы стихотворение стало понятным, переведем числа из двоичной системы счисления в десятичную (рисунок 1).
Читаем первую строчку: Ей было тысяча сто лет. Как мы переведем число из двоичной СС в десятичную. Вспомним правила перевода вместе. Вы работаете в тетрадях, а я у доски.
(Учитель на доске переводит первое число из двоичной системы счисления в десятичную.)
Итак, девочке было 12 лет.
11002 = 1 * 23 + 1 * 22 + 0 * 21 + 0 * 20 = 12
Рисунок 4>
А теперь каждый из вас самостоятельно переведет все остальные числа в десятичную систему счисления (у вас есть ровно 3 минуты).
(Ученики работают в тетрадях.)
Итак, проверяем:
В какой класс ходила девочка?
Ученик: В 5 класс.
1012 = 1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 5
Рисунок 5
Учитель: Сколько книг она носила?
Ученик: 4 книги.
1002 = 1 * 22 = 4
Рисунок 6
Учитель: Сколько было ног, рук, ушей и глаз у девочки?
Ученик: Конечно по 2.
102 = 1 * 21 = 2
Рисунок 7
Учитель: Как вы уже поняли на практике, нам удобно пользоваться десятичной системой счисления. А компьютер работает с какими числами? (Правильно, с двоичными.)
Значит в компьютере числа представлены в виде 0 и 1.
Как принято называть нули и единицы?
Ученик: Эти два символа называются двоичными цифрами или битами.
Учитель: От каких двух английских слов произошло слово бит?
Ученик: Два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак).
Рисунок 8
Учитель: Итак, мы с вами повторили перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Цель дальнейшей работы: выяснить, как представлены положительные и отрицательные числа в памяти компьютера; научимся работать в инженерном калькуляторе; повторим правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
Итак, тема урока: «Числа в памяти компьютера».
Рисунок 9
Часть памяти, в которой хранится число, будем называть ячейкой памяти. Минимальная ячейка, которая может хранить число, состоит из 8 битов».
Минимальная ячейка памяти
для хранения – 8 битов
Рисунок 10
А сколько это будет в байтах?
Ученик: 1 байт.
Минимальная ячейка памяти
для хранения – 8 битов
8 бит = 1 байт
Рисунок 11
Учитель: Давайте представим число 25 в памяти компьютера. Что мы должны для этого сделать, как вы думаете?
Число 25
Рисунок 12
Ученик: Для этого нужно перевести число в двоичную СС и записать двоичный код числа в восьмиразрядную ячейку памяти.
Учитель: Хорошо, теперь на доске все вместе переведем число 25 из десятичной системы счисления в двоичную (учитель на доске вместе с ребятами переводят число 25).
Число 25
2510 = 110012
Рисунок 13
Хорошо, вспомнили. А переведем мы число 25 в двоичную систему счисления с помощью калькулятора, который есть у каждого на столе. Поработаем в парах. Все умеют пользоваться калькулятором?
Ученики: Да.
Учитель: Итак, у нас получилось двоичное число 11001. Хорошо, а теперь впишите это число в восьмиразрядную ячейку. Число записывается прижатым к правому краю ячейки. А оставшиеся слева ячейки заполняются нулями.
Число 25
Рисунок 14
Это и есть внутреннее представление положительных чисел в компьютере.
А одинаково ли выглядят в памяти компьютера отрицательные числа?
Ученик: Нет
Учитель: А мы сейчас с вами проверим: переведите с помощью калькулятора в двоичную СС число -25. Назовите двоичное число, которое у вас получилось.
Ученик: 11100111.
2510 = 000110012
-2510 = 000110012
Рисунок 15
Учитель: Значит, в памяти компьютера положительные и отрицательные числа записываются по-разному.
Как по внутреннему представлению числа понять положительное оно или отрицательное.
Ученик: По левому биту.
Учитель: Молодцы. Самый старший разряд – первый слева, хранит знак числа. Если там стоит 0, то это положительное число, если стоит 1 значит это отрицательное число.
Теперь вы можете ответить на вопрос: какое максимальное положительное двоичное число помещается в восьмибитовую ячейку?
Максимальное положительное число
в восьмибитовой ячейке
Рисунок 16
Ученик: 01111111.
Учитель: Правильно, а как это число будет выглядеть в десятичной системе счисления? Переведите на калькуляторе.
Ученик: Получилось 127.
Максимальное положительное число
в восьмибитовой ячейке
011111112 = 12710
Рисунок 17
Учитель: Мы с вами выяснили, что положительные и отрицательные числа представлены в памяти компьютера по-разному.
Посмотрите на экран, что вы видите на слайде?
Алгоритм получения дополнительного кода
отрицательных чисел на примере числа -25
Рисунок 18
Ученик: Схему.
Учитель: Хорошо. Чем отличается схема от рисунка?
Ученик: Схема – чертёж, изображающий устройство или взаимоотношение частей чего-либо. А рисунок – изображение на плоскости, созданное средствами графики.
Учитель: Хорошо, а что отражает данная схема?
Ученик: Алгоритм.
Учитель: Да, действительно перед вами алгоритм получения дополнительного кода отрицательных чисел на примере числа -25.
Алгоритм получения дополнительного кода
отрицательных чисел на примере числа -25
Рисунок 19
Определим по этим правилам внутреннее представление числа -25 в восьмиразрядной ячейки.
Внутренне представление числа 25 у нас уже есть 00011001.
Алгоритм получения дополнительного кода
отрицательных чисел на примере числа -25
Рисунок 20
Далее нам необходимо заменить все нули на единицы и наоборот 11100110
Алгоритм получения дополнительного кода
отрицательных чисел на примере числа -25
Рисунок 21
А теперь к полученному результату прибавляем 1 и получаем 11100111.
Алгоритм получения дополнительного кода
отрицательных чисел на примере числа -25
Рисунок 22
Это и есть внутренне представление отрицательного числа в памяти компьютера.
В результате выполнения такого алгоритма единица в левом бите получается автоматически. Она и является признаком отрицательного значения числа.
А теперь попробуйте самостоятельно, используя данный алгоритм, выполнить задания по карточкам, работаем в парах. У вас ровно 4 минуты. (Приложение 1).
Учитель: А теперь выполняем задания на повторение. Разбиваемся на группы, выполняем задания на карточках. Кто быстрее справится, та группа и победила (Приложение 2).
Эти все задания взяты из демонстрационных версий ЕГЭ по информатике. Как вы видите, задания достаточно легкие и очень интересные. Итак, проверяем.
(Учитель с учениками проверяют ответы.)
Итак, какую цель на уроке мы сегодня ставили?
Ученики: Выяснить, как представлены положительные и отрицательные числа в памяти компьютера; научимся работать в инженерном калькуляторе; повторим правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
Учитель: Мы достигли заданной цели?
Ученики: Да.
Учитель: Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Особенно активными были…
- А теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание:
- Параграф 17, стр. 100-105 прочитать.
- Вопросы и задания: стр. 105(1, 2, 3).
- Опредилить внутреннее представление чисел -17 и 17.