Сегодня в любой газете можно встретить объявление: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты. Поэтому не случайно нами выбрана тема по развитию мелкой моторики рук у детей 3-его года жизни.
Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.
Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
В итоге можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука.
И как писал И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Мы решили провести обследование уровня развития мелкой моторики рук детей третьего года жизни через 9 игровых заданий, которые давались детям в начале и в конце учебного года. В таблице представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.
Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.
«Игровые задания для детей» (на начало и конец учебного года)
Детям предлагалось поиграть с пособиями, которые давались поочерёдно, для более точного определения уровня развития ручной умелости детей.
Таблица 1
Материал для заданий | Инструкция ребенку | Умения ребенка |
Пособие по шнуровке «Сапожок» | «Продень шнурочек» | Продевать шнурок сквозь узкое отверстие |
Пирамидка (5колец) | «Собери пирамидку» | Нанизывать кольца на стержень |
Матрёшка (3-х местная) | «Собери матрёшку» | Соединять части матрёшки |
Тренажер с крышками (4 штуки) | «Открути крышечки, а теперь закрути их» | Закручивать (откручивать) крышки |
Рамки Монтессори (с пуговицами) | «Застегни пуговки и расстегни их» | Расстёгивать (застёгивать) пуговицы |
Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость | «Переложи из тарелочки бусинки в баночку» | Перекладывать предметы |
Рамки Монтессори (верёвочка) | «Завяжи узелок, а теперь развяжи» | Завязывать узелки |
Пластмассовый шарик (диаметром 2см.) | «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками» | Катать шарик между ладонями, пальчиками |
На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.
Таблица 2
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Начало года | 4 ребенка (25%) | 3 ребенка (19%) | 9 детей (56%) |
Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.
На основании результатов диагностики мы определили индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года, используя следующий график.
Рисунок 1
На графике цифры по вертикали обозначают уровни развития детей: низкий, средний и высокий, а цифры по горизонтали – номера заданий для детей:
- продевание шнура сквозь узкое отверстие
- нанизывание колец на пирамидки
- соединение частей матрешки
- закручивание (откручивание) крышек
- расстегивание (застегивание) пуговиц
- перекладывание мелких предметов
- завязывание узлов
- катание шариков между ладонями
- катание шариков пальчиками
Используя эту же диагностику на конец учебного года на графике сразу видна динамика уровня развития руки ребенка. Результаты предоставлены в сравнительной таблице 3.
Таблица 3
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Начало года | 4 ребенка (25%) | 3 ребенка (19%) | 9 детей (56%) |
Конец года | 6 детей (38%) | 7 детей (43%) | 3 ребенка (19%) |
Количество детей с высоким уровнем развития мелких мышц руки увеличилось на 13%, детей со среднем уровнем – стало больше на 24%, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 56% до 19%.
Таких результатов мы добились, решая следующие задачи:
- проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
- повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
- привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.
С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:
- игры с пальчиками;
- массаж пальцев и кистей рук;
- игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками;
- игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками;
- игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.
Составив перспективный план по использованию этих игр и упражнений, мы стали пополнять предметно-развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.
Рисунок 2
Основа нашей работы это совместная деятельность с детьми в течение дня.
Рисунок 3
В группе с детьми мы каждый день стали проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия гимнастикой, физкультурные занятия, игры на прогулках
Мы обратили внимание, что малышам очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков. Они получают от этого удовольствие. Мы видели, как эти игры способствовали развитию речи, развивали чувства ритма, воображение, вызывали смех и радость от общения.
Наравне с пальчиковыми играми в работу с детьми мы стали включать ежедневно массаж пальчиков и ладошек рук.
На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку.
Развивать мелкую моторику рук помогали игры с разными материалами: поролоном, бумагой, тканью, тестом, пластилином, глиной, природными материалами, крупой, водой, песком.
«Песочная педагогика» позволила нам:
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
- стимулировать познавательный интерес, расширять кругозор
Для самостоятельной деятельности детей чтобы улучшить умения нанизывать предметы на стержень в центр настольной игры мы вносили - пирамидки разных видов, дощечки со стрежнями и геометрическими фигурами; бочонки, шары, сквозные колпачки от фломастеров; для развития умений собирать предметы-вкладыши - мисочки, цилиндры, пазлы, объёмные домики. Дети с удовольствием играли с народными игрушками (матрёшками), увлекаясь их красочностью, выразительностью.
Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам.
Они давали возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. Мы заметили, что чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных тренажерах, тем быстрее происходит развитие мелких мышц руки ребёнка. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку.
В создании многих тренажеров, таких как «Будущий мастер», «Сказочные дверки», «Транспорт», «Полянка», «Гриб», «Конфета – шесть в одной» принимали участие многие родители. Эти тренажёры очень понравились детям.
Тренажёр «Сказочные дверки» на прочной деревянной основе, с выпиленными 3-мя дверками, которые открываются и закрываются при помощи разных задвижек. При открывании и закрывании замочков дети, тренируя ручную умелость, попадают в мир сказок.
В развивающем тренажере «Будущий мастер» разные виды запоров: замочки, завёртки, крючки, засовы; выключатели, кнопки дверного звонка, мебельные роликовые колёсики и прочие приспособления (удалость собрать 20 различных видов), закрепленные на основе из ДВП размером 1м. х 60см. Упражняясь на тренажёре, дети могли выполнить следующие действия: открыть ключиком замочки, открыть-закрыть крючки, запоры, дверную цепочку; повернуть ручки, вертушки; нажать звонок, выключатель, резиновую грушу; повернуть колёсико; открутить-прикрутить крышки. Для родителей мальчиков нашей группы мы оформили стендовую консультацию «Мальчишеские тренажёры».
Нами были придуманы и оригинальные пособия – тренажёры на ткани. Достаточно универсальным получился тренажёр – панно «Транспорт». На тканевой основе размером 80см х 60см, выполнено изображение разных видов среды движения транспорта – воздушной, водной, наземной. На голубой полосе (небо) – воздушный транспорт (самолёт, вертолёт); на синей полосе (река) – водный транспорт (пароход, лодка); на чёрной полосе (шоссе) – наземный транспорт (грузовая, легковая машина, автобус). Каждый вид транспорта на этом панно – тренажёре можно выложить из геометрических фигур, пристегнув затем разными способами (липучкой, крючком, пуговицей) окна, колёса, паруса, трубы. На этом полотне, кроме возможности «изобразить разные виды транспорта», можно выполнить и следующие действия: продеть «разделительную линию» на дороге, «включить» светофор; «посадить» цветочки; продеть и завязать «пропеллер» на вертолёте; «открыть» и «закрыть» двери автобуса (молния). Это панно помогает нам решить многие задачи: развивать мелкую моторику рук, внимание, память, учить доводить начатое дело до конца, учить играть рядом, не мешая, друг другу, закреплять знания цвета, формы, величины, различать виды транспорта.
Панно – тренажёр «Полянка» представляет большую ценность для развития тактильных ощущений, так как на этой полянке каждая бабочка и цветочек выполнены из разного по фактуре материалу и на них нашиты различные украшения (бусинки, бисер, бахрома, тесьма), делая поверхность их разнообразной для осязания. И цветочки, и бабочки крепятся на поляну при помощи липучек, пуговиц, крючочков, что позволяет развивать и мелкую моторику рук.
Благодаря изобретательности родителей в нашей группе появился «Гриб» - тренажёр. На шляпку гриба при помощи липучек, можно наложить «горошины»; при помощи пуговиц пристегнуть «бабочек», при помощи крючков ягодки. Под грибом место не пустует – звери могут спрятаться под ним от дождя. Он нам помог при инсценировании сказки, которая так и называется «Под грибом».
У нас в детском саду был объявлен конкурс «Конфета моей мечты». К нему была придумана загадочная конфета «Шесть в одной», над которой детям приходилось потрудиться, прежде чем угоститься. Эту поделку можно назвать тренажером.
Создать богатую развивающую среду мы не смогли бы без помощи семьи, работа с которой проводилась в разных направлениях.
Рисунок 4
Учитывая то, что развитие детей невозможно без взаимодействия с родителями, мы провели их анкетирование, определив, имеются ли дома игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, и как родители относятся к играм с детьми: показывают ли действия, участвуют ли в играх, стимулируют ли их активность и т.п.
Анкета для родителей « Развитие мелкой моторики рук».
Таблица 4
Критерии оценки | Самооценка |
1. Условия для развития умений нанизывать кольца на стержень | |
Наличие материала дома: а) Не менее 3-х разного вида пирамидок (по размеру, по количеству и форменанизываемых предметов) |
|
Внимание родителей к развитию выполнения действий с пирамидками | |
б) Играем вместе с ребёнком в игры с пирамидками | |
в) Поощряем самостоятельную игру с пирамидками | |
2. Условия для развития умений продевать шнур сквозь узкое отверстие | |
Наличие материала дома: а) Не менее 2-х разных видов игр, пособий для шнурования. |
|
Внимание родителей к развитию выполнения действий шнурования | |
б) Играем вместе с ребёнком в разные виды игр для шнурования | |
в) Поощряем самостоятельную игру со шнуровками | |
3. Условия для развития умений соединять сборно-разборные игрушки | |
Наличие материала дома: а) Не менее 3-х разного вида сборно-разборных игрушек (3-х – 5-ти местные матрешки, бочата) |
|
Внимание родителей к развитию выполнения действий со сборно-разборными игрушками | |
б) Играем вместе с ребёнком со сборно-разборными игрушками | |
в) Поощряем самостоятельную игру со сборно-разборными игрушками | |
4. Условия для развития умений катать мелкие округлые предметы между ладошками | |
Наличие материала дома: а) Не менее 3-х разного вида округлых предметов: шарики, мячики (каучуковые, колючие, плюшевые, пластмассовые, резиновые и т.д.) |
|
Внимание родителей к развитию выполнения действий с мячиками, шариками | |
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мячиками, шариками | |
в) Поощряем самостоятельную игру с мячиками, шариками | |
5. Условия для развития умений закручивать (откручивать) | |
Наличие материала дома: а) Не менее 2-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия |
|
Внимание родителей к развитию выполнения действий с закручивающимися предметами (крышками) | |
б) Играем вместе с ребёнком в игры с крышками | |
в) Поощряем самостоятельную игру с крышками | |
6. Условия для развития умений расстегивать (застегивать) пуговицы | |
Наличие материала дома: а) Не менее 3-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия |
|
Внимание родителей к развитию выполнения действий с застежками | |
б) Играем вместе с ребёнком в игры с застежками | |
в) Поощряем самостоятельную игру с застежками | |
7. Условия для развития умений завязывать узлы | |
а) Наличие дома ленточек, веревочек, шнурочков | |
Внимание родителей к развитию выполнения действий | |
б) Играем вместе с ребёнком в игры с веревочками | |
в) Поощряем самостоятельную игру с веревочками | |
8. Условия для развития умений перекладывать мелкие предметы | |
а) Наличие дома мелких предметов, ёмкостей для перекладывания | |
Внимание родителей к развитию выполнения действий | |
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мелкими предметами | |
в) Поощряем самостоятельную игру с мелкими предметами |
Подведя итоги, мы выяснили, что многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий должны быть в игровых уголках. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют мелкую ручную умелость. Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук.
По анкетам отмечалось достаточное внимание родителей к развитию действий с пирамидками, со сборно-разборными ингушками, т.к. практически в каждой семье достаточно этих игр. Родители играют вместе с детьми с этими игрушками и поощряют самостоятельную игру своих малышей. Во многих семьях много разных по величине мячиков. В играх с ними, у детей развиваются крупные мышцы тела, и родители не знают, как использовать игры с мячом для развития мелкой моторики рук. Проанализировав все анкеты мы составили график педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по использованию основных видов игровых пособий для развития мелкой моторики руки.
График педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по развитию мелкой моторики.
Рисунок 5
4 балла – Полностью соответствует утверждению
3 балла – Соответствует в достаточной степени утверждению
2 балла – Соответствует в небольшой степени утверждению
1 балл – Совсем не соответствует утверждению
- Умение нанизывать кольца на стержень.
- Умение продевать шнур сквозь узкое отверстие.
- Умение соединять сборно- разборные игрушки.
- Умение катать мелкие округлые предметы между ладошками.
- Умение закручивать, откручивать крышки.
- Умение расстёгивать, застёгивать пуговицы.
- Умение завязывать узлы.
- Умение перекладывать мелкие предметы.
По графику сразу видно направленность работы с семьями воспитанников. Вот, например, по 6 пункту – умение расстегивать и застёгивать пуговицы нам предстоит ещё работа, так как родители не обращают на это внимание. Самый высокий показатель по умению нанизывать кольца на стержень, т. к. во многих семьях имеются достаточное количество различных пирамидок.
Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.