Основную проблему детского изобразительного творчества многие специалисты видят в недостаточном развитии творческого воображения, когда дошкольники, учащиеся скованы рамками шаблонов и стереотипов. С таким негативом мы сталкиваемся каждый раз, когда к нам приходят первоклассники. Наши первоклассники - дети 9-10 лет- возраст, когда у ребенка формируется рациональное мышление. Тогда, как творческое воображение, в силу выше обозначенных причин и проблем, уходит в глубины сознания, Оно работает лишь в границах зрительной памяти, опираясь на шаблон и сенсорный образец. В силу этого, на нашем уровне, возникают проблемы такие, как: малоподвижные ассоциативные связи, отсутствие фантазии, неумение самостоятельно вести творческий поиск. Зачастую, детям сложно рассказать о своих чувствах, представить и воплотить в материале художественный образ.
На устранение такого рода проблем в педагогическом арсенале изобразительного искусства ДХШ есть различные методы, которые в основном используются на занятиях декоративно - прикладной композиции: работа с нетрадиционными материалами (различными фактурами), техническими приемами, направленными на развитие творческой активности, художественной индивидуальности учащихся. Например, существует много приемов, способов создания выразительной фактуры художественных образов, это различного свойства монотипии, коллажи и.т. д. Освоение таких приемов возможно лишь при активном участии учителя, который преподаст мастер-класс, объяснит алгоритм действий. Такой подход, конечно же вызывает у детей интерес к занятию, самому заданию, но не оставляет глубокий след в творчестве юных художников при самостоятельном выполнении рисунка. Большинство из учащихся просто забывают череду технических способов, которые когда-то демонстрировал учитель. Поэтому не пытаются самостоятельно применить их в своем творчестве. Причина такого явления все тот же пресловутый "шаблон, сенсорный образец" и, проблема активизации творческой самостоятельности учащихся, посредством включения в учебный процесс заданий по созданию художественных образов разнохарактерной фактурой (на основе таковой), остается острой.
Значит надо найти другой путь активизации творческой активности учащихся, следуя советам, опыту великих педагогов: "Нужно учить так, чтобы люди, приобрели знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах", - Ян Амос Коменский. Создав условия развития воображения, фантазии учащихся через эмоциональное восприятие окружающего пространства, например, предметов с выразительной фактурой, сущность которой и состоит из ассоциативных образов. Она (фактура) влияет на восприятие человека, и говорит о многообразии материальной природы вещей окружающего пространства. Для современных художников фактура - одно из главных выразительных средств. Красочный слой картины не просто передает внешнее подобие предметов, но и создает у зрителя свой ассоциативный образ. В свою очередь эти образы, художник берет из внешнего мира вещей, фактура которых - поверхность, их обработка - природа вызывает у подготовленного, для такого восприятия, человека череду чувственных ощущений.
В качестве объекта, влияющего на развитие чувственных ощущений, я выбрала морозные узоры окон нашей школы. Сделаю небольшое отступление, наша школа размещается в старинном здании - доме купца Кузнецова: особое место, особая энергетика, и абсолютно фантастические, морозные картины на окнах в зимнее время рис.1, рис.2, рис3.
"Морозные сюжеты на окна в школе"
Пройти мимо такой красоты невозможно, поэтому всегда наготове фотоаппарат, и, как результат работы творческого поиска солидный альбом "фактуры морозных окон" в компьютерном варианте, цифровом варианте (фотографиях), в виде раздаточного материала. Используя на занятиях по композиции снимки альбома фактуры морозных окон по теме "Зима" - разные варианты морозных сюжетов, ребята замечают, что в одном случае Зима выступает в роли художника - декоратора, в другом замешивает "морозную" краску на солнце, воздухе, сумерках, проявляя качества живописца.
На основе этого, я разработала цикл занятий под названием "О чем поведала фактура морозных окон" для раздела образовательной программы по изобразительному искусству "Времена года - зима" в первом классе. Цель разработки развить у учащихся умение самостоятельно добывать идею композиции, вести творческий поиск для создания сюжета на основе эмоционального восприятия фактуры предметов окружающего пространства. Цикл рассчитан на 12 часов (одно занятие - 3 часа), что соответствует программно - методическим требованиям по композиции в 1 классе ДХШ, где фактура изморози окон: визуальная, осязаемая и снятая в цифровом варианте, стала главным источником творческой мысли. Условием активизации воображения, фантазии, а также объектом - натурой, дающей подсказки в художественном исполнении, к техническому решению рисунков, и главным условием самостоятельного обогащения знаниями, умениями и навыками. Утвердиться в принятии такого решения мне помог случай, рассматривая репродукцию театрального эскиза - картины "Снегурочка" М. А. Врубеля, я с ребятами заметила, что фактурное содержание, пластика изобразительных элементов, наполнение пространства картины нюансами, ее колорит - очень похожи на расписанные морозом окна в нашем классе. рис.4, рис.5, рис.6.
Хорошее качество репродукции позволило предположить последовательность практических, творческих действий художника. Состоялся "сеанс" фантазирования, на котором дети, поразившиеся таким открытием, четко представляли образ художника, те обстоятельства, антураж в котором он находился при создании шедевра. Зимнее солнышко оставило наше окно, - изменилась сущность фактуры, колорит, возникли новые образы. У ребят появился неподдельный интерес к окружающему пространству зимы, творчеству художников. Возникшая интрига, определила мотивацию по теме "Зима" - было сконструировано первое занятие, в состав которого вошли: "Творческая беседа" и "Экскурсия по школе - в поисках образа". В структуру урока творческой беседы, организованной для эмоционального восприятия изморози на онах в нашем классе, были включены: небольшая экспозиция фотоснимков морозной фактуры окон, где чудесным образом проявилась творческая задумка Врубеля. Компьютерный вариант театрального эскиза (с последующим подробным рассмотрением всех изобразительных элементов картины), прослушивание музыкального фрагмента - вступление к опере "Снегурочка" Николая Андреевича Римского - Корсакова, чтение стихотворения содержание, которого (образный ряд) вторило двум предыдущим творческим произведениям. Ученикам было дано первоначальное представление о природе происхождения образов в творчестве художников, музыкантов, поэтов. Проведены параллели между различными видами искусства.
После творческой беседы первоклашки отправились на экскурсию по школе для поиска интересных образов, нарисованных сказочными, фантастическими художниками - Зимой, Морозом. Для путешественников за образами была разработана карта - план с вопросами и заданиями под названием "Найди источник ассоциаций, образов, ответить на вопросы": Почему меня привлек этот фрагмент, все окно? Почему этот образ был ярче других? Каким художественным материалом можно изобразить такую фактуру? Представьте последовательность практических действий художницы Зимы. Выполни мини- картинки наиболее яркого образа - линейный, схематичный рисунок. Отвечая на вопросы, участники творческой экспедиции учились вести монолог с исследуемым объектом, и, впервые проявили творческую самостоятельность, создавая конструктивную идею сюжета по теме "Зима": часть детей написали интересные мини - сочинения, в которых прослеживался образный ряд, выполнили форзскиз образного фрагмента морозного окна. Остальная группа учеников составили устные монологи, выполнили мини - рисунки с натуры интересных элементов оконной изморози. Начался процесс решения проблемы шаблонного восприятия зимнего пространства, его технического, художественного решения.
Путешествие по школе объединило класс, используя коллективную форму работы, применив частично - поисковый метод, элемент игры, я получила творческую группу учащихся, сопереживающих моей педагогической задумке.
На втором занятии с названием "Художественный образ морозного окна" мы развивали художественное зрение, учились ощущать динамику создаваемых образов. Полученную творческую продукцию (мини сочинение, мини рисунки) использовали, как основу - поиск для создания художественного образа. Небольшие картинки, письменные размышления - творческие
сопереживания очень понятны авторам. Поэтому, задуманный образ переносили на формат без линейной, графической основы,- гуашью приемом "В лист", а морозный узор на окне нашего класса использовали, как натуру - источник подсказок, зацепок для цветового решения композиции, передачи выразительной фактуры. По завершению работы, готовые этюды морозных окон анализировали, придумывали им названия. Названия картинам давали на основе раздаточного материала: карточек - подсказок, где были прописаны характеристики колорита и фактуры. Например, колорит сказочный - фактура - мягкая, теплая, весенняя. Колорит фантастический - фактура - хрустальная, сусальная, космическая. Колорит - северный, фактура - обжигающая, колючая. рис.7.
"Весна в стране Олении"
Развивая умение эмоционально, осмысленно воспринимать собственную работу, работу товарища, мы обогатили профессиональный словарный запас: учащиеся стали понимать, что в цветовое, фактурное решение их картины заложены определенные смыслы и значения - семантика. В структуру занятия был включен мини - тренинг по релаксации для прослушивания аудиальной записи фактуры звуков зимнего пространства: скрип снега, треск льда, капели, а также для активизации воображения учащихся, пропустивших предыдущее занятие, что способствовало выразительности, устойчивости придуманных, возникших образов. Релаксация (функциональное состояние) способствует значительному улучшению работоспособности и активизации интеллектуальных процессов: ассоциативного мышления, логического воображения, фантазирования
Третье занятие с названием "Палитра художницы Зимы" решило проблему шаблонного восприятия колорита зимнего пространства, рисуя зимний пейзаж, ученики первого класса используют, как правило, сине- белую гамму. Учащимся было дано задание: разработать цветовую схему белого цвета на основе подробного анализа цифровых снимков морозной изморози окон, классифицировать цветовые нюансы по принципу теплохолодности, тональности, составить замесы и разместить их в определенном порядке, - рисунке палитры художницы Зимы. Объектом исследования в творческом поиске стали компьютерные варианты ледяных узоров. Технические возможности компьютера позволили увеличивать снимки замороженных стекол в разы рис. 8.
По сути дела, дети наблюдали физическое явление преломления и разложения дневного света по спектру, - так мы решили проблему шаблонного восприятия колорита зимнего пространства окончательно. Ученики воочию увидели и смогли сосчитать цветовые оттенки ледяного, снежного слоя. На увеличенных фотографиях рассмотрели ритмичное сочетание причудливых форм - элементов морозной фактуры. Пластика этих элементов, дала подсказку в решении пластики рисунка рис.9, рис.10.
"Палитра художницы Зимы"
Были созданы разнообразные образы палитр художницы Зимы, наполненные цветовыми оттенками,- непривычными для детского представления о зимней цветности. Многие из ребят, исследуя снимки морозной, цветной фактуры, подбирая оттенки, не только классифицировали их по цветотоновым признакам, но и придумывали им названия. В результате поисково-исследовательской деятельности сделали вывод, что белый цвет - самый живописный цвет в природе.
Раздаточный материал: фотографии морозной фактуры, снятые в разный период времени дня, зимнего месяца, демонстрируют зрителю визуальные образы зверей, птиц, фантастических деревьев. Их мы использовали на последнем занятии цикла "О чем поведала фактура морозных окон" с названием "Зимний калейдоскоп", в качестве форэскизов - основы сюжета, а рис.11, рис.12. творческие наработки: этюд с натуры, рисунки палитры (цветовые схемы) фантастической художницы - для подбора эмоционального колорита, выразительной фактуры (необходимого инструмента - разнохарактерных кистей, иного художественного материала). Разработанная схема белого цвета "Палитра художницы Зимы" - главное условие в нетрадиционном цветовом решении нового сюжета. Учащимся была предложена лишь идейная направленность этих вариантов, например, колорит, может быть: волнующий, весенний напряженный, тревожный. В фактурном выражении образ может быть: махровый, звенящий, обжигающий, колючий. Нестандартный подход в решении традиционного программного задания "Времена года - зима" в первом классе на завершающем занятии с названием "Зимний калейдоскоп", имел множество выразительных вариантов в виде зимних сюжетов, интересных образов Снегурки, Зимушки - Зимы рис.13, рис.14, рис 15, рис 16.
"Морозные форэскизы" | |
"Опасность на каждом шагу" |
|
"Снегурочка" |
"На встречу весне" |
Как в старинной детской игрушке - трубочке с зеркалами, цветными стеклышками, в детском сознании собирались, складывались картинки, одна интереснее другой, вызывая разнообразные чувства: интерес к работе, желание "творить", желание заглянуть в завтрашний день. Такой итог был закономерен - его нам подсказала, продемонстрировала фактура морозных узоров, и так, как почувствовали ее дети. Ученикам был показан путь самостоятельного поиска творческой идеи,- они успешно прошли его, что вызвало повышенный интерес к предмету "композиция". Творческий опыт, приобретенный детьми во время работы, положительным образом сказался и на других дисциплинах - живопись в классе стала более эмоциональной, зафиксировали момент проявления художественной индивидуальности учащихся. Успешно разрешилась проблема выполнения домашних творческих поисков.