В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные

Разделы: Начальная школа


Цели: дать представление о грибах как отдельном царстве природы; познакомить учащихся со строением грибов; учить различать съедобные и несъедобные грибы; расширить и систематизировать знания о грибах; формировать умения строить доказательства.; развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез); воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!

- Сегодня мы с вами окунемся в удивительный мир природы, проверим свои знания и узнаем новые сведения о природе.

II. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку, и скажите о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

- Назовите тему сегодняшнего урока. (Грибы)

Поможет нам в изучении темы зеленый друг:

Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Что называют словом лес?

(Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)

Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный) Какие леса преобладают в нашем Краснодарском крае?

Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.

(Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).

Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Лес пускает нас к себе в гости.
Кого мы можем встретить в лесу?
Что можем там найти?

- Для настоящего грибника поход за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше показались грибы.

"Много мошек-готовь лукошек".

"Первый туман лета- грибная примета".

"Кто раньше встает, тот и грибы себе берет."

"Не ходи в лес с ведром - не губи лесное добро,
Клади их в плетеное лукошко - пускай подышат немножко."

Есть и приметы.

"На зорьке росистой - гриб крепкий, душистый.
А в знойный день - как гнилой пень."

III. Повторение изученного.

-К какому царству относятся грибы?

Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зеленые. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже : по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все- таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет в ни каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделились в особое царство - царство грибов.

- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

IV. Работа по теме урока.

В нашем крае грибы в основном растут летом и осенью. Их можно встретить в лесу и в поле.

1. Строение гриба.

Давайте рассмотрим строение гриба.

- Большинство грибов состоят из шляпки и ножки. Все грибы которые вы сегодня назвали называются шляпочными. Шляпку и ножку, что находится на поверхности земли, называют плодовое тело.

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы

Снизу у шляпки одних грибов слой трубочек. Это трубчатые грибы. К ним относятся подберезовик, подосиновик, боровик. У других- слой пластинок. Это пластинчатые грибы. К ним относят: грузди, сыроежки, шампиньоны.

- Из чего состоит подземная часть? На что она похожа? (Состоит из нитей. Похожа на паутину.)

- Какое название ей бы дали?

- Грибница. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.

- Давайте повторим, из каких частей состоит гриб.

- Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити, самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее сплетены грибницей подберезовика. Грибы получают питание от деревьев или гниющих остатков этих растений - гнилушек, пней. Деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы.

Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. Какой вывод можно сделать? (Деревья и грибы находятся в тесной связи.)

Физминутка "Грибы".

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два - грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)

2. Где растут грибы?

А теперь узнаем, где растут какие грибы?(Слайд)

3. Знакомство со съедобными и несъедобными грибами.

А теперь игра на лучшего грибника

Как понимаете народную поговорку: "Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут"?

- Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и определите съедобный гриб или нет?

Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

Стоит на полянке
В красном платье Татьянка
Вся в белых крапинках. (Мухомор)

Очень дружные сестрички, золотистые: (Лисички)

Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)

Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой:
Собирай меня, не мешкай. Я ведь: (Сыроежка)

Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)

Самый ядовитый гриб. Один из главных признаков- чехольчик на нижней части ножки. Цвет белый, зеленоватый, желтый. (Бледная поганка)

Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)

Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)

4. Это интересно!

Очень редко в дубовых, грабово-дубовых лесах попадается цезарский гриб. Он, как и гриб-каштановик, гриб-синяк, гриб-баран занесен в Красную книгу Краснодарского края.

5. Правила сбора грибов

Помните правила сбора грибов:

  1. Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
  2. Не знаешь гриб - не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
  3. Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
  4. Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
  5. Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
  6. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
  7. Ядовитые грибы-опасны для человека. Но они полезны для животных. Например, лоси лечатся мухоморами.
  8. При всяком грибном отравлении нужно срочно вызвать врача. До прибытия врача больного следует уложить в постель. Нужно давать пить соленую воду. Рекомендуется давать холодный чай, мед, молоко.

V. Закрепление изученного.

Проверим, как хорошо вы запомнили грибы, произрастающие в нашем крае. Вам даны карточки, в которых вы должны соотнести описание гриба с рисунком. (Презентация.)

VI. Итог урока.

- Посмотрите, как, оказывается, много можно узнать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах.

- Какая информация была для вас новой?

- Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание.

Знать названия грибов.

Подготовить рассказ о любом грибе.

Составить кроссворд на тему "Грибы".

Приложение 1.

Приложение 2.