Слово - дело великое. Великое
потому, что словом можно соединить людей, словом
можно и разъединить их, словом служить любви,
словом же можно, служить вражде и ненависти.
Берегись от такого слова, которое разъединяет
людей.
Л. Н. Толстой.
Общение является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Ежедневно учителю начальной школы приходится общаться с учениками, коллегами, родителями. Педагог обязан выстраивать эти коммуникативные связи со всеми социальными группами грамотно, профессионально. Имидж учителя, его профессиональная оценка в глазах собеседников зависят частично и от умения эффективно общаться.
Общение - всегда двусторонний процесс. В школьной практике учителю приходится больше говорить, чем слушать, но современный подход к образованию немного расставил акценты по другому. На данном этапе мы учим детей рассуждать, подавать свои версии, предположения вслух, что развивает речь, логическое мышление, помогает преодолеть барьеры в общении, ведь вывод пока ещё давать не обязательно. И всё же уметь слушать - это большое искусство. Греческий философ Зенон сказал, что два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
Первое знакомство с человеком, впечатление о нём остаётся надолго в памяти собеседника, его трудно изменить, именно поэтому учителя всегда очень тщательно готовятся к первой встрече с родителями, учениками. Особенно это важно и значимо для учителя начальных классов, принимающего первоклассников. Готовясь к этой встрече, я всегда пишу краткий конспект, тезисы, делаю закладки в литературе, продумываю оформление класса, освещение. В ходе общения контролирую свои жесты, темп речи. Позади более трёх десятков лет педагогической работы, а я до сих пор готовлюсь к встрече с ребятами и их родителями как первый раз. Ведь специфика нашей работы требует постоянной целенаправленной работы над собой, над повышением уровня культуры общения и научно-теоретических знаний. Содержание педагогической науки, литературы способствуют развитию профессиональной активности и постоянному её совершенствованию, стремлению к мастерству и творчеству. Ни разу не пришлось повторить примерные тексты общения с родителями, а ведь не такой и большой период трёх - четырёхлетний циклы начальной школы. Но время быстротечно. Формы и содержание общения меняются. Личность учителя - общественная, ведь общаясь с родителями, я, как и каждый педагог школы, олицетворяю весь коллектив, в данный момент я - его лицо, его компетенция, он мне доверил самое дорогое для родителей -детей. И здесь уже общение выходит на новый виток - общешкольный. Высокопрофессиональный, творческий, самый большой в нашем городе педагогический коллектив достоин того, чтобы я его представляла достойно. Ведь последующие четыре года через меня родители будут познавать, оценивать наш храм науки, будут свидетелями и участниками не только учебного процесса, но и внеклассных, общественных, хозяйственных дел. Хорошим подспорьем для меня и моих коллег являются заседания "круглого стола", проводимые совместно с ГОУ СПО "Валуйский колледж" - это практические тренинги, они актуальны, востребованы и готовы к применению. Загруженность учителей не позволяет много времени уделять именно вопросам психологического содержания, а ведь именно они дают положительный настрой на качественное усвоение знаний, на плодотворное сотрудничество. Задача учителя на первых этапах общения с родителями создать группу единомышленников, сплотить родительский коллектив, а затем уже, совместно с ними и ученический. Всплывают в памяти слова известного поэта: "Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся ..." Но всё же мы обязаны просчитывать на несколько шагов вперёд результаты тех планов, мыслей и дел, которые материализуются после их озвучивания. Во 2 - 4 классах общение с родителями выходит на новый уровень, где учитель общается с коллективом родителей непосредственно или через родительский комитет. Специфика работы с родительским комитетом непроста, культура общения участников и культура личности представляют сложную систему, так как очень нелегко привести к общему знаменателю планы, программы всего многочисленного взрослого классного семейства. В начальных классах родительские собрания посещают иногда все члены семьи, поэтому необходимо предусмотреть и преемственность, при планировании внеклассной работы, при проведении утренников. Бабушки и дедушки сегодняшних первоклассников молоды, энергичны, мобильны. Ведь именно на их молодость обрушилась перестройка, и им не страшны перемены в школе, они с готовностью помогают в любом деле молодым родителям и мне. Но вечна проблема "отцов и детей". Поэтому понимая их неоценимую помощь, учителю приходится тактично убеждать их в том, что ответственность за детей несут перед законом всё-таки родители, хотя больше времени проводят с внуками они. Именно знание правил культуры общения должно сплотить всех участников процесса и идти в одном направлении, выбрав единственно верный маршрут. Тогда детям в школе будет удобно, комфортно жить и легко учиться.
Восточная пословица гласит: "Хочешь прибежать первым - беги один". Верно подмечено, ведь стоит учителю выбрать неправильный тон, проявить бестактность - и ряды единомышленников, дружно идущие рядом в начале учебного года, заметно поредеют. Только на прочном фундаменте могут быть прочные и плодотворные отношения в нашем общем великом деле - обучение и воспитание детей.
В повседневной школьной жизни основными участниками дидактического процесса являются учитель и учащиеся. Это могут быть разные варианты: учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - ученики. Но одно общее правило для всех участников: доброжелательность, терпимость, понимание, сопереживание, деликатность и т.д., т.е. все должны чувствовать себя комфортно, свободно. Ошибки, незнание - это не откат назад, а ступенька к переосмысливанию, переработке и усвоению непонятного. Роль учителя на этом этапе велика. Он обязан вселить в ребёнка и закрепить в нём веру в успех. Неудачи в учёбе огорчают учеников. Плохая отметка, грубое замечание негативно скажутся на последующую работу: ребёнок находится в такой ситуации во власти сильного чувства. Он думает: "А что скажут обо мне товарищи? А как я скажу об этом дома?" В этот период он никого не слышит. Он не способен принять ни помощь, ни утешение, ни совет. Ребёнок выключился на пол-урока, растворившись в переживаниях. Это характерно для большинства младших школьников. Так стоит ли при всём коллективе на неудачах акцентировать внимание? Кому мы этим приносим вред? Ответ - и ученику, и себе. Не стоит стоять над классом с карающим мечом в форме поучений, нравоучений, неудов. Сочувствием и пониманием лечатся школьные раны. Культура общения в ходе учебного процесса сводится к элементарным параметрам воспитанности. Воспитанный человек не делает ничего такого, что могло бы унизить, обидеть другого. Педагог, обучая детей счёту и грамматике, воспитывает и себя. Как тут не вспомнить слова Я. Корчака: " Мыслящий воспитатель не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует". Всё это основано на принципах гуманизма, справедливости, здравого смысла. Но у палки, как говорится два конца. В школьной жизни это похвала и критика. Каково же качество общения в таком случае? Где грань между ними, переходя которую мы наносим вред? Критика бывает созидательной и разрушительной. Созидательная ограничивается тем, что указывает, как сделать то, что нужно сделать, целиком и полностью опуская отрицательные оценки личности ребёнка. Именно поэтому в начальной школе очень непросто проводить работу над ошибками по всем предметам. Такие уроки требуют большой подготовки, мобилизации всех методов, приёмов, чтобы получить положительный результат. А так хочется иногда пустить в ход разрушительную критику.
Часто в методической литературе встречаем термин "ситуация успеха". Как его создать и закрепить? В последнее время много уделяется внимания приёмам поощрения и наказания. Все мы давно усвоили то, что похвала стимулирует и поощряет хорошую учёбу, но порой это превращается в ненавязчивую манипуляцию ребёнком. Культура общения в таких ситуациях заключается в том, что похвала должна быть направлена на дела и поступки ребёнка, а не на его личность. Учителю надо быть очень внимательным: в классе похвала, адресованная одному ученику, часто воспринимается как отрицательная оценка остальных. И учащийся, который привык к тому, что его часто хвалят, может почувствовать себя отрицательно оценённым, когда не получит похвалы в свой адрес. Лучше всего выражать одобрение, используя местоимения "я", "мне", вместо "ты", т.е. качественной и правильной будет оценка такая: "Мне понравился твой рассказ", "Я очень рада ...", "Мне приятно ..." и т.д. Стараюсь оценивать действия ребёнка, а не его самого: "Прекрасная работа", "Оригинальная идея", "Здорово придумано", "Отличное выступление". Такие конкретные, объективные замечания окрыляют ребёнка, способствуют выработке у него инициативы, создают ситуацию успеха, которого они достигли при преодолении учебной трудности. Ребёнок постарается его закрепить, повторить. Задача учителя умело его подвести к следующему повторению. Цепочка из таких удач - одно из слагаемых счастливого школьного детства. При общении ученик - ученик на уроке дети строят работу на примере учительских критериев оценки: характеризуют результаты труда, а не самого напарника. Это помогает решать менее болезненно и внутриклассные конфликты. Жизнь без них невозможна, нужно лишь научиться их конструктивно решать. Трудно быть сдержанным и объективным, когда кипят страсти, но культура общения в конфликтных ситуациях очень важна. Поэтапность, безпредвзятость должны взять верх. Поведенческие и учебные конфликты не должны заглаживаться, уход от их решения может привести к более серьёзным проблемам: физическим, психическим, социальным. Необходимо сначала определить масштабы, детали разногласий и открыто обсудить их. Главное умело и корректно оценить ситуацию, её содержание, а не человеческие качества участников конфликта, сохранить личностные отношения детей. Выйти с достоинством из конфликта всем - и виновному, и пострадавшему, и учителю-арбитру - большой успех. Учитель обязан дать оценку происшедшему от первого лица, что не углубит конфликт, но и не оставит его незамеченным: "Этот поступок (инцендент, случай и т.д.) меня огорчил (расстроил, обеспокоил и т.д.) или "Мне нелегко начать урок после этого разговора ...", т.е. сообщаю о своём переживании, озабоченности. Возможно урок после этого будет не таким эмоциональным, динамичным, но на следующий день я постараюсь построить учебную работу так, чтобы примирить участников конфликта. Учитель всегда был мироносцем, миротворцем в школе, дома, на улице. Учитель заметен везде, т.к. он выделяется неравнодушием, активной жизненной позицией. Свою культуру общения он переносит за стены школы, воспитывая подсознательно окружающих.
Нововведения в стране и в школе стали частыми гостями. Ритм жизни ускоряется. Школа находится в непрерывных адаптациях, огромном напряжении. Есть опасение, что мы оставим без внимания главное - души детей. Чуть ли не единственным островком гармонии души и тела остаётся школа, которая через детей и родителей подаёт пример культуры комфортного и созидательного общения.