Опытно-экспериментальная деятельность детей как условие эффективного развития познавательной активности

Разделы: Работа с дошкольниками


Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации сочетают в себе прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Передо мной стояла задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Одним из решений этой задачи является, на наш взгляд, внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, учит детей использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашего детского сада.

Для результативной и качественной работы в данном направлении мною была разработана следующая система.

Во-первых, критерии необходимые при выборе темы:

  1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
  2. Поставленные по этой теме задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

На втором этапе задачи, которые будут мной решаться:

  1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
  3. Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.
  4. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

В-третьих, распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по трём направлениям:

  1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
  2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
  3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

В своей деятельности опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:

  • принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • принцип деятельности – включает ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка).

В ходе внедрения в воспитательно-образовательный процесс детской опытно-экспериментальной деятельности была определена структура занятия-экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих деятельность детей в группах.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети постепенно знакомились с алгоритмом работы, который включает в себя:

  • постановку проблемы, которую необходимо решить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
  • формулирование выводов.

На начальных этапах я постоянно проговаривала детям последовательность выполнения действий, а затем дети самостоятельно определяли порядок действий.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги). При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность и доступность расположения.

В ходе этой работы у детей начинают развиваться не только интеллектуальные способности, но и умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».