Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации сочетают в себе прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Передо мной стояла задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Одним из решений этой задачи является, на наш взгляд, внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, учит детей использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашего детского сада.
Для результативной и качественной работы в данном направлении мною была разработана следующая система.
Во-первых, критерии необходимые при выборе темы:
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
- Поставленные по этой теме задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
На втором этапе задачи, которые будут мной решаться:
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
- Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.
- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
В-третьих, распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по трём направлениям:
- Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
В своей деятельности опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:
- принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- принцип деятельности – включает ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;
- принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка).
В ходе внедрения в воспитательно-образовательный процесс детской опытно-экспериментальной деятельности была определена структура занятия-экспериментирования:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих деятельность детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети постепенно знакомились с алгоритмом работы, который включает в себя:
- постановку проблемы, которую необходимо решить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
- формулирование выводов.
На начальных этапах я постоянно проговаривала детям последовательность выполнения действий, а затем дети самостоятельно определяли порядок действий.
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги). При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность и доступность расположения.
В ходе этой работы у детей начинают развиваться не только интеллектуальные способности, но и умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».