Цель: Ознакомление детей с русской народной зимней обувью – валенками.
Задачи:
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, игры, танцы;
- Расширять представления детей о различных формах русского фольклора (хороводы, потешки, загадки);
- Расширять представления детей о русской народной обуви – валенки;
- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;
- Совершенствовать навыки рисования.
Виды интеграции: развитие речи, познавательная деятельность, ХТД.
Оборудование: краски, валенки бумажные, кисточки, салфетки, баночки под воду (по количеству детей).
Предварительная работа: разучивание хоровода «Как на тоненький ледок».
Ход занятия
(Дети входят в зал под русскую народную мелодию. Их встречает Матрёна. Роль Матрёны исполняет музыкальный руководитель ).
Матрёна: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Матрёна: я люблю петь, плясать, знаю много сказок, потешек и прибауток.
Если в доме, на работе
У вас валенки в почёте,
То я вас, своих друзей
Приглашаю поскорей.
Ко мне в гости поплясать,
Свою удаль показать!
Дети слушают русскую народную песню «Валенки» в исполнении Н. Кадышевой.
Исполняется импровизированный танец.
Матрёна: Ребята, а вы знаете, как называлась русская обувь для зимы? (валенки). Да это валенки. А ещё их называли пимы, катанки, чёсанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой любимой обуви. Ребята, как вы думаете, валенки удобная обувь? (удобная). Почему? (не скользкая, тёплая). Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляний, на Руси не было! В них праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь! А ещё, в старину, валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый. А вы знаете какие – нибудь игры с валенками? (бег наперегонки). А я вам предлагаю поиграть в старинную игру: «Бой валенками».
Мы грустить, не разрешаем
Мы играть, здесь начинаем!
Игра: «Бой валенками».
(участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, между ними проводится линия. Встают напротив друг друга и стараются валенком вытолкнуть противника за линию. Игра проводится два раза)
Матрёна:
Вижу я издалека:
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!
Исполняется хоровод: «Как на тоненький ледок».
Матрёна:
Как у нашей Даши
Чёсаные валенки,
А шуба багряная,
а личико румяное.
Вот какая Даша
Красавица наша!
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но только загадки у меня, ох и трудные…
Загадки:
-
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой,
Утром – в садик, днём – домой! -
Треплют, катают,
А зиму таскают. -
Весь в шерсти, а кожи нет.
(валенки)
Матрёна: Да, отгадка одна – это валенки. А как же делают валенки? Вы знаете? (не знаем). Я сейчас вам расскажу. Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают – валяют. А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу – войлок – и катали – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера… Из овечьей шерсти катали валенки разных цветов: чёрные, серые, белые. А производят валенки только в России, и традиция валенного промысла передаётся из поколения в поколение. Так что валенки не просто природная натуральная обувь, она ещё и полезная, и удобная. Даже знаменитые модельеры утверждают, что «XXI век – век русского валенка!»
А сейчас я вам предлагаю стать модельерами. Каждый выберет себе пару и украсит свои валенки, но валенки должны быть одинаковыми!
(детям предлагаю валенки из бумаги разных цветов: чёрные, серые, белые. Каждая пара выбирает своё рабочее место).
Рисование: «Украсим валенки».
(в конце занятия дети демонстрируют свои модели).
Матрёна:
Вот пришла пора прощаться,
Жалко с вами расставаться.
(под русскую народную мелодию «Валенки» дети покидают музыкальный зал).