Программное содержание:
- Развивать умение составлять описательные рассказы – загадки о птицах с опорой на модели и без нее;
- Учить понимать образный смысл загадок;
- Уточнить и закрепить знания о том, какой корм нужен определенным птицам;
- Какие правила нужно соблюдать при подкормке птиц;
- Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.
Коррекционные задачи:
- Развитие диалогической речи и ее просодических компонентов, плавности и слитности фразы;
- Использование в речи предлогов “над”, “под”, “между”;
- Изображение птиц в технике аппликации (частичная работа).
Активизация и расширение словаря:
- Подбор слов-действий к словам, обозначающим зимующих птиц;
- Образование сложных слов;
- Пополнение словаря по лексической теме.
Развивающая среда:
Макет зимнего сквера с кормушками и кормом для птиц, иллюстрации птиц, схемы-модели “запрещающих” и “разрешающих” знаков при подкормке птиц, слайд-шоу зимующих птиц, маска синички, игрушка вороны, “письмо” от сороки, выставка рисунков по теме, не законченные рисунки синиц и снегирей.
Музыкальное сопровождение:
- “Времена года” П.И. Чайковского, “Воробьиная дискотека”.
- Предварительная работа:
- Заучивание стихотворения В. Степанова “Синичка”.
Ход занятия
Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена
года”.
Влетает “Каркуша” (игрушка).
– Кар-кар-кар! Какой кошмар!
– Что случилось, Каркуша?
– Как что случилось? Все птицы из леса улетели на
какой-то юг, вот и я решила поближе к городу
перебраться, а здесь кар-кар, такой же кошмар!
– Успокойся, Каркуша, в природе все идет своим
чередом. Осенью действительно многие птицы
улетают на юг.
- Как называются эти птицы, ребята? (…перелетные).
- А птицы, которые остаются у нас зимой, называются (…зимующие).
- Как заботятся люди о зимующих птицах? (Jтветы детей.)
Отработка логоритма:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли. (Стучат кулачком по
кулачку.)
Воробей, снегирь-сосед, (поочередно загибают
пальчики руки)
Будет вам зимой обед! (Хлопки, на последнем
слове – руки в стороны).
– Давайте, ребята, расскажем Каркуше, какие
птицы остаются зимой в нашем городе. (Ответы
детей.)
– Отчего страдают они в это время года? (Предполагаемые
ответы: от холода и голода.)
Обучение элементам релаксации:
Холодно, холодно,
Ежится кожица.
Голодно, голодно
Зернышек хочется.
(Обхватить ладонями локти, присесть, прижать подбородок к груди, сжаться в “комочек”).
– Где мы можем увидеть пернатых в зимние дни? (Предполагаемые ответы: … в парке, сквере…).
– Посмотрите, в нашем мини – скверике они уже побывали.
Как вы думаете, кто обедал в красной кормушке? (Предполагаемый ответ: под рябиной много мякоти от ягод, значит, здесь обедал снегирь, так как он поедает в ягоде только зерна). Аналогично по корму на кормушках, по разбросанным под елью шишкам дети определяют гостей “птичьей столовой”, обосновывая при этом свой выбор.
– Взгляните, ребята, как на соседнем деревце отдыхают уже насытившиеся птички. Вверху, как на троне, сидит… (ворона).
– Где сидит сорока? А воробей? (Дети определяют местоположение птиц).
– Как вы думаете, чем отличаются по внешнему виду сорока и ворона?
Дидактическая игра “Подскажи словечко”: из предложенных воспитателем двух слов дети образуют сложные слова: белый бок – белобокий, длинный хвост – длиннохвостый, и т. д.
– Некоторые птички летают по одиночке, это… (ворона, сорока), а вот на ели сидит много синичек. Как можно назвать такое скопление птиц? (Стайка).
– Стайка, стайка, а ну-ка полетай-ка!
Отработка достаточного вдоха и длительного выдоха при поддувании на “птичек”.
– А сейчас, Каркуша, мы приглашаем тебя в нашу телестудию.
Два ребенка ведущих:
– Внимание, внимание! В эфире телепередача
– Синичкина страничка!
– Синичка, синичка,
Скажи мне, о чем
Ты тенькаешь звонко
Под нашим окном?
– О том, что зима
Наступила опять
И в форточку сало
Пора выставлять.
Воспитатель: Сказала так синичка и улетела, а мы продолжаем нашу телепередачу. Следующая ее страничка – “Угадайка”. Каждый из вас будет загадывать загадку о зимующей птице, а остальные должны отгадать ее. Если ответ будет правильным, на мониторе появится картинка этой птички.
Последнюю загадку загадывает воспитатель:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Показать кормушки, сделанные детьми с родителями).
– Сделать кормушки – хорошо, но этого недостаточно. Мы с ребятами, Каркуша, сами выработали правила бережного отношения к зимующим птицам.
Дети озвучивают следующие модели:
– Нельзя сыпать в кормушки очень много корма.
– Нельзя пугать птиц.
– Нельзя бросать в птиц снежками.
– Нельзя давать птицам сладости и жареные
семечки.
– Нельзя давать соленое сало.
– Дынные и арбузные зерна следует раздавить.
– Зимой нужно вешать кормушки и подкармливать
птиц.
Физкультминутка “Воробьиная дискотека”
Во время физминутки Каркуша находит письмо от сороки.
Вопросы из письма:
– Что делает птица? (Летает, порхает,
перелетает…)
– Чьи это следы? (Воробьиные, он не умеет
ходить, поэтому его лапки всегда стоят рядом).
– Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест).
– Какие приметы, пословицы вы знаете о птицах?
– Кто сам яиц не несет, а из яйца выводится?
(Птица-самец).
– А еще, Каркуша, мы готовим выставку юных художников, на которой есть “портреты” всех птичек, которых мы видим в нашем городе зимой, кроме синички и снегиря. Портреты этих птичек мы сейчас доделаем (элементы аппликации).
Законченными работами дети дополняют выставку.
– Ребята, чему мы сегодня научили Каркушу? – подведение итога занятия.
На прогулку дети выносят кормушки, изготовленные дома с родителями, насыпают в них корм для птиц.