Занятие по развитию речи в подготовительной группе с ТИР (заикание) "Зимние гости в нашем городе"

Разделы: Работа с родителями


Программное содержание:

  • Развивать умение составлять описательные рассказы – загадки о птицах с опорой на модели и без нее;
  • Учить понимать образный смысл загадок;
  • Уточнить и закрепить знания о том, какой корм нужен определенным птицам;
  • Какие правила нужно соблюдать при подкормке птиц;
  • Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.

Коррекционные задачи:

  • Развитие диалогической речи и ее просодических компонентов, плавности и слитности фразы;
  • Использование в речи предлогов “над”, “под”, “между”;
  • Изображение птиц в технике аппликации (частичная работа).

Активизация и расширение словаря:

  • Подбор слов-действий к словам, обозначающим зимующих птиц;
  • Образование сложных слов;
  • Пополнение словаря по лексической теме.

Развивающая среда:

Макет зимнего сквера с кормушками и кормом для птиц, иллюстрации птиц, схемы-модели “запрещающих” и “разрешающих” знаков при подкормке птиц, слайд-шоу зимующих птиц, маска синички, игрушка вороны, “письмо” от сороки, выставка рисунков по теме, не законченные рисунки синиц и снегирей.

Музыкальное сопровождение:

  • “Времена года” П.И. Чайковского, “Воробьиная дискотека”.
  • Предварительная работа:
  • Заучивание стихотворения В. Степанова “Синичка”.

Ход занятия

Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
Влетает “Каркуша” (игрушка).

– Кар-кар-кар! Какой кошмар!
– Что случилось, Каркуша?
– Как что случилось? Все птицы из леса улетели на какой-то юг, вот и я решила поближе к городу перебраться, а здесь кар-кар, такой же кошмар!
– Успокойся, Каркуша, в природе все идет своим чередом. Осенью действительно многие птицы улетают на юг.

  • Как называются эти птицы, ребята? (…перелетные).
  • А птицы, которые остаются у нас зимой, называются (…зимующие).
  • Как заботятся люди о зимующих птицах? (Jтветы детей.)

Отработка логоритма:

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли. (Стучат кулачком по кулачку.)

Воробей, снегирь-сосед, (поочередно загибают пальчики руки)
Будет вам зимой обед! (Хлопки, на последнем слове – руки в стороны).

– Давайте, ребята, расскажем Каркуше, какие птицы остаются зимой в нашем городе. (Ответы детей.)
– Отчего страдают они в это время года? (Предполагаемые ответы: от холода и голода.)

Обучение элементам релаксации:

Холодно, холодно,
Ежится кожица.
Голодно, голодно
Зернышек хочется.

(Обхватить ладонями локти, присесть, прижать подбородок к груди, сжаться в “комочек”).

– Где мы можем увидеть пернатых в зимние дни? (Предполагаемые ответы: … в парке, сквере…).

– Посмотрите, в нашем мини – скверике они уже побывали.

Как вы думаете, кто обедал в красной кормушке? (Предполагаемый ответ: под рябиной много мякоти от ягод, значит, здесь обедал снегирь, так как он поедает в ягоде только зерна). Аналогично по корму на кормушках, по разбросанным под елью шишкам дети определяют гостей “птичьей столовой”, обосновывая при этом свой выбор.

– Взгляните, ребята, как на соседнем деревце отдыхают уже насытившиеся птички. Вверху, как на троне, сидит… (ворона).

– Где сидит сорока? А воробей? (Дети определяют местоположение птиц).

– Как вы думаете, чем отличаются по внешнему виду сорока и ворона?

Дидактическая игра “Подскажи словечко”: из предложенных воспитателем двух слов дети образуют сложные слова: белый бок – белобокий, длинный хвост – длиннохвостый, и т. д.

– Некоторые птички летают по одиночке, это… (ворона, сорока), а вот на ели сидит много синичек. Как можно назвать такое скопление птиц? (Стайка).

– Стайка, стайка, а ну-ка полетай-ка!

Отработка достаточного вдоха и длительного выдоха при поддувании на “птичек”.

– А сейчас, Каркуша, мы приглашаем тебя в нашу телестудию.

Два ребенка ведущих:

– Внимание, внимание! В эфире телепередача
– Синичкина страничка!
– Синичка, синичка,
Скажи мне, о чем
Ты тенькаешь звонко
Под нашим окном?
– О том, что зима
Наступила опять
И в форточку сало
Пора выставлять.

Воспитатель: Сказала так синичка и улетела, а мы продолжаем нашу телепередачу. Следующая ее страничка – “Угадайка”. Каждый из вас будет загадывать загадку о зимующей птице, а остальные должны отгадать ее. Если ответ будет правильным, на мониторе появится картинка этой птички.

Последнюю загадку загадывает воспитатель:

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.

(Показать кормушки, сделанные детьми с родителями).

– Сделать кормушки – хорошо, но этого недостаточно. Мы с ребятами, Каркуша, сами выработали правила бережного отношения к зимующим птицам.

Дети озвучивают следующие модели:

– Нельзя сыпать в кормушки очень много корма.
– Нельзя пугать птиц.
– Нельзя бросать в птиц снежками.
– Нельзя давать птицам сладости и жареные семечки.
– Нельзя давать соленое сало.
– Дынные и арбузные зерна следует раздавить.
– Зимой нужно вешать кормушки и подкармливать птиц.

Физкультминутка “Воробьиная дискотека”

Во время физминутки Каркуша находит письмо от сороки.

Вопросы из письма:

– Что делает птица? (Летает, порхает, перелетает…)
– Чьи это следы? (Воробьиные, он не умеет ходить, поэтому его лапки всегда стоят рядом).
– Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест).
– Какие приметы, пословицы вы знаете о птицах?
– Кто сам яиц не несет, а из яйца выводится? (Птица-самец).

– А еще, Каркуша, мы готовим выставку юных художников, на которой есть “портреты” всех птичек, которых мы видим в нашем городе зимой, кроме синички и снегиря. Портреты этих птичек мы сейчас доделаем (элементы аппликации).

Законченными работами дети дополняют выставку.

– Ребята, чему мы сегодня научили Каркушу? – подведение итога занятия.

На прогулку дети выносят кормушки, изготовленные дома с родителями, насыпают в них корм для птиц.