Растим патриотов

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию. Вряд ли кто не согласится с тем, что в настоящее время в нашей стране сохраняется кризисная ситуация в духовно-нравственной сфере.

Разрушая традиционные для России духовно-нравственные ценности и идеалы, предпринимая попытки заменить старые ценности новыми, мы лишь усиливаем негативные явления в социальной сфере. Нужно признать также и то, что современная система воспитания в наших школах дает очень серьезные сбои. Я глубоко убеждена, что стабильное и устойчивое развитие России и Кубани возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось наше государство, создавалась великая русская культура.

Исследования показывают, что от 40 до 60% учащихся не задействованы школами в работе кружков, секций, факультативов, научных обществ и клубов выходного дня. Около 20% не имеют постоянного поручения в классе, что приводит к высоким показателям так называемого «вакуума незанятости». Этот вакуум, учитывая возможности и накопленный методический материал, богатство исторического прошлого Кубани, а также силу казачьих традиций , я совместно со штабом воспитательной работы в школе, районным казачьим обществом, школьной организацией «МИР» решила наполнить содержанием казачьей направленности.

На сегодняшний день семья, в силу сложившихся обстоятельств, утратила те старинные уклады и обычаи, которые раньше традиционно передавала казаку, с детства готовя патриота, защитника, воина, семьянина. Задача воспитательной программы «Растим патриотов» - стать культурным, идеологическим, политическим, образовательным и воспитательным центром. А также собрать, сохранить и передать накопленный и во многом утерянный опыт обучения казачат. Знакомство учащихся с кубанской литературой прививает любовь к родному краю, исторической памяти, воспитывая нравственные качества: уважение к старшим, доброту, отзывчивость, патриотизм, милосердие.

В моей педагогической практике я использую работы академика Д. С. Лихачева, в которых автор ведет разговор о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях русского народа, о красоте окружающего мира простым, доступным для понимания подростков языком. Его размышления и служат содержательной канвой программы “Растим патриотов” по духовно-нравственному воспитанию, разработанной мною как классным руководителем и рассчитанной на период обучения учащихся в 5 – 9 классах.

Цель программы:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, чувства патриотизма, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; умения ориентироваться в современных социоусловиях.
  • развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
  • создание воспитательной модели позитивной межличностной коммуникации и творческого самоопределения и самореализации ребенка;
  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”;
  • создание условий для развития нравственно и физически здоровой личности.

Задачи программы:

  • формирование и укрепление классного коллектива;
  • формирование нравственной культуры учащихся;
  • способствование развитию личности, учитывая его возрастные и индивидуальные способности;
  • создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни; укреплять психическое и физическое здоровье обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;
  • воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
  • развивать у детей интерес к истории и культуре Кубани; самоуважение и взаимоуважение;
  • привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой деятельности

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: “Индивидуальность”, “Патриотизм”, “Доброта”, “Творчество”, “Взаимовыручка”, “Семья”,“Здоровье”.

Концепция воспитательной программы

Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением. В центре программы- соединение духовно-нравственного воспитания с изучением истории и культуры родного края, укрепление и повышение нравственности отдельного человека и всего классного коллектива в целом.

Программа строится на основе следующих педагогических принципов:

  1. Добровольность. (Дети принимают участие во всех мероприятиях на добровольной основе).
  2. Принцип полезности и деятельностный подход. (Во время участия в воспитательных мероприятиях учащиеся накапливают опыт коллективной, групповой и индивидуальной деятельности).
  3. Сотворчество детей и взрослых. (Темы, поэтапный план каждого мероприятия в классе прорабатывается совместно).
  4. Ориентация не только на результат деятельности, но и на сам процесс творчества. (Традицией класса стало освещение подготовки мероприятий в классных стенных газетах).
  5. Доброжелательность, бесконфликтность, оказание взаимопомощи. (С целью создания доброжелательной среды учащиеся проводят подготовку к мероприятиям в группах).
  6. Принцип разнообразия и многообразия видов деятельности. (Я, как классный руководитель, апробирую и внедряю разнообразные виды деятельности).
  7. Принцип коллективного поиска. (Планы воспитательной работы на полугодия и на следующий учебный год выносятся на коллективное обсуждение).

Формы реализации программы

Программа “Растим патриотов” представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:

  1. Классные часы.
  2. Циклы классных часов.
  3. Классное собрание.
  4. Диспуты.
  5. Конференции.
  6. Ролевые игры.
  7. Деловые игры.
  8. Тренинги.
  9. Презентации.
  10. Круглые столы.
  11. Викторины.
  12. Работа в школьном кружке «Поиск».
  13. Семейные и тематические посиделки.
  14. Музыкальные и литературные гостиные.
  15. Социологические исследования.
  16. Экскурсии, походы, путешествия.
  17. Трудовые десанты.
  18. Родительские собрания.

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы “Растим патриотов” являются следующие:

  1. Уровень сформированности классного коллектива.
  2. Уровень духовно-нравственного развития учащихся.
  3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
  5. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

На классных часах учащиеся моего класса знакомятся с работами кубанских поэтов и писателей, размышляют о судьбе Кубани, о своем к ней отношении. В этом нам часто помогают присутствующие на классных часах с согласия родителей и учащихся настоятель нашего Свято-Вознесенского храма отец Валерий, атаман Курганинского казачьего войска Бондарев Александр Николаевич , казаки Курганинского казачьего войска , которые ведут с подростками заинтересованный разговор о нравственной чистоте и доброте, о патриотизме и гражданственности. 

Занятия в кружке «Поиск»

Работа в школьном музее и занятия в кружке “Поиск” даёт возможность учащимся познакомиться с основами музееведения и краеведения. Компьютерная техника позволяет проводить заочные виртуальные экскурсии по родному краю. Учащиеся выступают на них в роли гидов и знакомят не только одноклассников, но и учащихся других классов с памятниками природы, истории и культуры Краснодарского края. Мы ведем переписку и встречаемся с родственниками героя России, учащегося нашей школы Олега Проценко, присутствовали на открытии памятника Олегу в городе Лабинске, бывшими выпускниками нашей школы. В школьном музее проходят уроки мужества, встречи с интересными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской, Чеченской войн.

Традиционны в нашем классе походы и экскурсии по родному краю. Мы побывали в станице Ахметовская, совершив восхождение на турецкую крепость, тем самым получив возможность самим провести раскопки. Найденные нами черепки, осколки, кусочки железа мы передали в наш школьный музей. Мы путешествуем по местам боевой славы: были в станицах Михайловская, Темиргоевская, местах гибели наших соотечественников, местах их захоронений, на Тамани- музее под открытым небом, посетили Свято-Михайло-Афонскую пустынь, музей камней в поселке Гончарка, ездили в г.Армавир в летное училище, в театр, стерео-кинотеатр, музеи.

Мы ведем работы по благоустройству территории школы. Мы принимаем участие в акциях «За сбережение народа» .Уже проведена санитарная очистка школьного сквера, расчищены дорожки, убрана Крупская поляна, излюбленное место мальчишек-футболистов.

Учащиеся нашего класса принимали участие в районных конкурсах «Добрые казачьи традиции в моей семье», «Кубанская пасха в моей семье», «Всякое дыхание да хвалит господа», «Светлый праздник- Рождество Христово», «Моя кубанская семья»,»Мой любимый православный праздник», «Курганинский район- родина фильма «Кубанские казаки», «Дети Кубани против наркотиков».

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В КАЗАЧЬЕМ КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ»

1. Духовно-нравственное и физическое оздоровление учащихся через

  • работу классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе, наставников класса;
  • посещение кружков, факультативов, курсов по выбору и других дополнительных занятий;
  • программу «Лето», палаточный лагерь «Поиск»

2. Защита и развитие сложившихся отечественных и региональных культур и воспитательных традиций через

  • музееведческую и собирательскую работу;
  • активное участие в жизни школы, города, района;
  • героико-патриотическую работу

3. Охрана и защита нравственной среды от проникновения навязываемых обществу чуждых ценностей через

  • формирование достойного гражданина, которому свойственны: патриотизм, уважение к истории Отечества, родному языку, ощущение себя хозяином страны, своей «малой Родины»;
  • моральную стойкость, традиционные нравственные ценности, развитое гражданское самосознание, законность, способность отстаивать свое и чужое право;
  • верность Родине и казачеству, единство слова и дела, необходимый уровень физического развития;
  • высокую нравственную и информационную культуру.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Организация летнего отдыха.
  2. Назначение наставников от районного казачьего войска.
  3. Совместное участие в смотрах и парадах казачьих войск.
  4. Проведение и участие в обучающих семинарах для педагогов школ на базе учебных заведений, имеющих классы казачьей направленности.
  5. Активное участие в районных мероприятиях, проводимых районным казачеством.
  6. Организация поездок по местам боевой славы края.
  7. продолжение собирательской и поисковой работы в школьном музее с целью сохранения и воссоздания ранее утраченных культурных ценностей.

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её участников. Поэтому работа по данной программе будет продолжена.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПРИЛОЖЕНИЕ №4