Ноосферный ключ

Разделы: Экология


Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации об образовании, государственной политикой в области дополнительного образования.

Пояснительная записка.

Рассчитываешь на год – сажай рис.
Рассчитываешь на десять лет – сажай деревья.
Рассчитываешь на сто лет – просвещай людей.
Гуан Цзы, китайский мыслитель.
 

Школьный биолого-экологический кружок “Ноосферный ключ” является одной из форм дополнительного образования в условиях школы.

Экология одна из самых интересных, сложных и удивительных наук, которую иногда называют наукой о “собственном доме”.

Экология, первоначально возникшая как область биологии, сегодня превратилась в интегративную науку, и в этом новом статусе она является наукой молодой. Многие экологические проблемы в настоящее время не имеют однозначного ответа или решения, как это уже сложилось в традиционных, классических науках, таких, как физика, химия, математика и др. В связи с этим иногда на одну и туже экологическую проблему имеются диаметрально противоположные взгляды разных ведущих ученых экологов. И это у школьников не должно вызывать чувства растерянности – в науке такое случается часто. Будет чрезвычайно полезно, если на основе разных мнений школьники смогут сформулировать свою точку зрения по поводу той или иной экологической проблемы.

Ничто так не побуждает дремлющие способности человека, как возможность непосредственного, личного их выявления. Иными словами, без применения в жизни никакое знание не имеет цены и не дает ожидаемых результатов. В экологическом образовании школьников это особенно важно, так как основным критерием сформированности экологической убежденности является способность личности к конкретным конструктивным действиям в области охраны и улучшения природного окружения. Основой таких действий является умение анализировать экологические ситуации, принимать по ним решения, моделировать “отклик” природной среды на природозащитные мероприятия.

В основу программы положены научные открытия, занимательные факты, интересные сведения о живых объектах природы – все то, что позволяет развить у школьников познавательный интерес к экологии и акцентировать их внимание на экологических проблемах Земли.

Каждый раздел содержит необходимые задания и задачи для закрепления теории и приобретения практических экологических навыков.

Экскурсии, лабораторные и практические работы занимают важное место в изучении данного курса, так как способствуют более глубокому и осмысленному изучению науки – экологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека. При проведении лабораторных и практических занятий предусматривается работа учащихся по группам. Это позволяет активизировать познавательную деятельность ребят и более эффективно использовать время, особенно когда работа связана с длительным наблюдением и обработкой статистических данных. После каждой работы проводятся обсуждения полученных результатов и выводов, сделанных учащимися, которые увязываются с конкретными вопросами, направленными на возможность улучшения экологической обстановки.

Выполнение этих работ служит целям не только обучения, но и воспитания – привития школьникам трудолюбия, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения к природе.

Предложенные программой задания не требуют специального оснащения и могут быть выполнены на том оборудовании, которое имеется в кабинетах биологии, химии, физики. Расчеты при выполнении этих работ сравнительно просты и не вызывают затруднений у школьников.

Преподаватель помогает школьникам проводить теоретический анализ содержания, выделять вопросы, которые могут быть использованы для постановки проблемы, намечать пути экспериментального подтверждения сформулированной гипотезы. Он указывает литературные источники, объясняет, как провести те или иные расчеты и оформить результаты исследования.

Преподаватель направляет познавательную деятельность учащихся не только на усвоение необходимых для воспитания знаний, но и на привитие системы взглядов, убеждений, лежащих в основе поведения, поступков, практической деятельности школьников. Он побуждает ребят к высказыванию своих взглядов на экологические проблемы, на оценку текущих событий, отношения людей к природе, к труду, привлекает ребят к практической деятельности, охране, озеленению своей местности и таким путем формирует гражданские, нравственные, эстетические мотивы поведения в природе, участие в трудовой деятельности.

Программа рассчитана на четыре года обучения.

“Все о лесном сообществе”.

Данная программа предусматривает изучение леса – одного из многих типов природных сообществ, существующих на нашей планете. На выбор темы повлияло несколько причин:

во-первых, лес – один из основных типов растительного покрова Земли;
во-вторых, лес оказывает огромное влияние на окружающую среду;
в-третьих, значение леса в жизни каждого человека разносторонне и неоценимо велико.

Леса – самые распространенные типы природных сообществ, которые покрывают около половины территории нашей страны. С помощью наблюдений и исследований школьники более детально познакомятся с их строением, с многообразием и взаимосвязями видов, которые входят в их состав, с влиянием на них климатических, биотических, антропогенных факторов.

Дополнив полученные на занятиях знания собственными наблюдениями за природой, школьники смогут дать оценку состояния местных лесных сообществ, установить их влияние на окружающую среду, выявить значение леса в жизни человека и дать предложение по его сохранению или восстановлению.

Учебно-тематический план. Содержание разделов программы Приложение 1.

“Значение воды в природе и жизни человека”.

Вода – самое удивительное и самое распространенное природное соединение – источник жизни и условие ее формирования на Земле (“Жизнь есть одушевленная вода”, Э.Дюбуа). Она – неотъемлемое условие существования, здоровья и активной деятельности человека. Она удивительно проста и в то же время загадочна. Дешева и одновременно с этим бесценна. Истинную цену воды можно познать, только столкнувшись с ее нехваткой. Ограниченность водных ресурсов создает исключительно сложные проблемы для человечества.

Программа предусматривает раскрытие роли воды в сохранении единства и целостности окружающего мира. В связи с этим, большое внимание уделяется вопросам влияния хозяйственной деятельности человека на круговорот воды и изменение основных показателей водной среды в связи с ее загрязнением, действия загрязнителей на обитателей водоемов, защиты водных источников от загрязнения.

В ходе изучения программы школьники познакомятся с экологическим состоянием водных объектов, источниками загрязнений, технологиями эксплуатации. Изучат проблемы водохозяйственной экологии в окрестностях школы и в близко расположенных районах. Разработают водоохранные мероприятия и примут меры к их осуществлению.

Размышление и рассуждение, поиск ответа и выведение доказательства, “мозговой штурм” и деловая игра – все эти нескучные действия помогут школьникам познакомиться с удивительным миром воды, позволят лучше представить и понять сложность и многогранность связей между Человеком и Природой.

Изучение программы позволяет приобщить школьников к практической проверке некоторых фактов, описанных в литературе, воспроизведение в лабораторных условиях негативных явлений, наблюдаемых в природной среде в результате интенсивной, часто неразумной, бесхозяйственной деятельности человека. Непосредственное участие школьников в практической деятельности способствует развитию у них творческого, активного отношения к проблемам охраны природы, самостоятельности в принятии конкретных решений.

Учебно-тематический план. Содержание разделов программы Приложение 2.

“Организмы и среда их обитания”.

В данном разделе программы рассматриваются связи живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человек – тоже часть этой жизни. Всё его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, школьники глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой. Программа курса содержит ряд тем, широко раскрывающих главную идею курса экологии – показ тесной взаимосвязи организма и среды обитания, живых организмов между собой и с компонентами неживой природы.

Экосистемы формируются из биоценозов и их неживого окружения. Главная особенность экосистем – биологический круговорот веществ. Пути воздействия организмов на среду обитания – их питание, дыхание, выделение, рост, размножение и другие формы активности. Суммарные результаты этого воздействия огромны и проявляются в масштабах всей планеты. Освоение разных сред жизни требует различных экологических приспособлений. Виды, населяющие одну и туже среду, должны реагировать и на общий комплекс условий, и на частные особенности местообитаний. По внешнему строению организмов всегда можно определить, какую среду они населяют, и какой образ жизни ведут. Все живые организмы связаны между собой различными типами отношений, которые могут быть прямыми и косвенными.

По каждой теме предложена последовательность выполнения практических работ и методические рекомендации по их проведению (с использованием таблиц, иллюстраций, гербарных образцов и т.п.). Материал практикума существенно расширяет отдельные темы в школьном курсе биологии, дополняя сведениями по основам экологической классификации организмов, на примере отдельных групп растений и животных, что способствует идее реализации экологического подхода к изучению школьного курса биологии и, позволяет школьникам усвоить и закрепить на занятиях навыки первичной научной обработки и систематизации материала.

Изучение многообразия адаптивных реакций организмов в ответ на воздействие экологических факторов позволяет глубже познать структуру и динамику сообщества, дать экологическую оценку местообитанию.

Экологические связи в природе основаны на количественных закономерностях. Поэтому в программе приводится некоторый набор цифровых задач и заданий.

На примере жизненных форм покрытосеменных растений легко можно продемонстрировать приспособленность разных категорий жизненных форм к климатическим условиям. Жизненные формы, преобладающие в сообществе, могут служить довольно точными индикаторами условия местообитания.

Для понимания различного вида существующих связей в экосистемах и обусловленности механизмов их функционирования важно познакомиться с одним из основополагающих понятий экологии – экологической нишей. Экологическая ниша отображает участие вида в биоценозе. По выражению Ч. Элтона, экологическая ниша – “это место вида в живом окружении, отношение вида к пище и врагам”.

Быть наблюдательными, лучше понимать и оберегать природу помогают экскурсии. Они дают возможность увидеть в природе не отдельные, разбросанные формы и явления, но единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены.

Главное значение этой программы состоит в том, чтобы помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимоотношениями природы и общества.

Учебно-тематический план. Содержание разделов программы Приложение 3.

“Здоровье человека и окружающая среда”.

Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всём мире. Человек, безусловно, – абсолютная ценность общества, а его здоровье – гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса – недостаточно, если за ним не следует радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а если сказать в целом – экологического качества окружающей среды.

Эстетическое, экологическое качество окружающей человека природной и социальной среды оказывает и непосредственное, и опосредованное влияние на его здоровье. Прежде всего на чувственно – эмоциональное состояние – эмоции, самочувствие, настроение, активность, что во многом определяет душевное и психическое здоровье человека.

Специалисты в области здоровьесбережения давно пришли к выводу, что здоровью надо учить, воспитывать у человека культуру и культ здоровья, связанный с идеалами физически, психически и духовно здоровой личности. Решение этой задачи начинается с изучения собственного здоровья. Постигая материал программы, обучающиеся научатся исследовать собственное здоровье, устанавливать зависящую от него работоспособность, свои адаптивные возможности, оценивать особенности окружающей среды. Программа включает ряд тем по двум разделам: “Здоровье” и “Окружающая среда”. Задания практикума выполняются в малых группах, ребята работают в группах по 3 -5 человек. Практические работы предусматривают деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, выдвижению гипотез, проделыванию опытов. На основе полученных экспериментальных данных делаются выводы, планируется дальнейшая деятельность.

В разделе “Здоровье” учебная деятельность направлена на развитие практических умений самоанализа и самооценки своего здоровья – физического и психического. Раздел “Окружающая среда” связан с работой по изучению экологического состояния школьного помещения, гигиенического режима школы. Полевой практикум направлен на оценку школьной территории.

Учебно-тематический план. Содержание разделов программы Приложение 4.

Цель и задачи объединения.

Цель курса – становление экологической культуры личности, способной к конкретным конструктивным действиям в области охраны и улучшения природного окружения.

Задачи курса:

– Формировать знания об экосистемной организации природы Земли; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
– Воспитывать потребности (мотивы, побуждения) поведения и деятельности, направленные на соблюдение здорового образа жизни и улучшение окружающей среды.
– Развивать интеллектуальную сферу – способность к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональную сферу – эстетическое восприятие и оценку состояния окружающей среды; волевую сферу – убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Ожидаемые результаты

По окончании изучения программы “Все о лесном сообществе” воспитанники должны знать: Приложение 5.

По окончании изучения программы “Значение воды в природе и жизни человека” воспитанники должны знать: Приложение6.

По окончании изучения программы “Организмы и среда их обитания” воспитанники должны знать: Приложение 7.

По окончании изучения программы “Здоровье человека и окружающая среда” воспитанники должны знать: Приложение 8.

В целом программный курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности подростков.

Список литературы используемой педагогом дополнительного образования и воспитанниками для работы в объединении “Ноосферный ключ” по темам “Все о лесном сообществе”, “Значение воды в природе и жизни человека”, “Организмы и среда их обитания”, “Здоровье человека и окружающая среда”. Приложение 9.