Сложное предложение. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: обобщение и систематизация знаний о синтаксисе СП; развитие умения различать виды СП; развитие умения различать виды придаточных предложений в СПП; контроль знаний.

Задачи урока.

  • Обучающие задачи: тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в СП.
  • Развивающие задачи: развивать навыки исследовательской деятельности; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развивать умение употреблять СП в речи.
  • Воспитательные задачи: воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать культуру речи; воспитывать любовь к чтению и художественной литературе.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма урока: урок- зачет с элементами исследовательского характера.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (тексты с отрывками из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»), презентация урока, разработанная учителем к данному уроку по теме : «Сложное предложение».

Для проведения урока класс делится на 2 группы: 1-ая группа выполняет письменно тест по теме : «Виды придаточных предложений в составе СПП»; вторая группа работает с учителем.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока.

3. 1-группа выполняет тест; вторая группа работает с учителем.

- Дети дают понятие сложного предложения, называют типы СП и средства связи между его частями.

- Работа со ССП. Учащиеся называют разряды сочинительных союзов, приводят примеры ССП из раздаточного материала, чертят схемы, определяя вид ССП.

- Работа со СПП. Учащиеся различают СПП по значению и строению, приводят примеры СПП из раздаточного материала.

- Характеризуют СПП с придаточными определительными.

- Характеризуют СПП с придаточными изъяснительными.

- Лингвистическое моделирование. Учащиеся работают с предложениями, в которых необходимо заменить прямую речь косвенной. Делают вывод, что за предложения получились, чертят схемы.

- Характеризуют СПП с придаточными обстоятельственными.

Повторение языковых конструкций с союзом КАК.

Далее группы меняются местами.

4. Итог урока.

Учащиеся делают вывод о том, зачем необходимо знать виды придаточных.

Не только для того, чтобы уметь составлять схемы и выполнять синтаксический разбор. Определяя, к какому виду относится то или иное придаточное предложение, они тренируют логическое мышление, учатся видеть тонкие оттенки смысла, осознают, как богаты выразительные возможности нашего языка. И, конечно же, привыкают пользоваться этими богатыми возможностями.