Информационные технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Информатика


Цели урока:

  1. Познакомиться с ходом Отечественной войны, героической обороной российского населения.
  2. Воспитать чувство гордости и любви к Родине.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение нового материала.
    1. Вторжение Наполеона Бонапарта в Россию.
    2. Смоленское сражение.
    3. Бородинская битва.
    4. Военный совет в Филях.
    5. Партизанское движение.
    6. Гибель «Великой армии». Историческое значение победы в Отечественной войне 1812г.
  3. Итог урока.

Ход урока

Приложение

I. Проверка домашнего задания.

  1. Назовите основные направления внешней политики Александра! (Ближневосточное и Европейское направления.)
  2. Какова была расстановка сил в Европе в начале Х1Хв? (Коалиция европейских держав во главе с Англией противостояла французам.)
  3. Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в начале XIX века? (Франция перестала считаться с интересами России и пыталась ослабить её влияние.)
  4. Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? (Установить в Европе порядок, который не позволял бы Франции вести захватническую политику.)
  5. Кто были союзники России в войне против Наполеона в 1805г? (Англия, Австрия.)
  6. В чем были причины военных неудач в компании 1805-1807г.г? (Несогласованность действий союзников, образовавшаяся коалиция была непрочной.)
  7. Какого было основное условие Тильзитского мира? (Присоединение к континентальной блокаде против Англии.)
  8. Насколько оно было выгодно для России? (Невыгодно – означало ухудшение экономического положения.)
  9. Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России? (Поставило во враждебные отношения с Англией, заставило вступить в войну со Швецией.)
  10. Что такое «восточный вопрос»? (Международная проблема, связанная с ослаблением османской империи и борьбой между европейскими державами за раздел её владений в своих интересах.)

II. Объяснение нового материала.

Приложение

1. Вторжение Наполеона Бонапарта в Россию.

План Наполеона состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы в ходе генерального сражения вблизи границы (см. Приложение, слайд 1).

Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Второю половину составляли воины покоренных народов Европы. Скомплектованная по принудительному принципу, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности (слайд 2).

2. Смоленское сражение.

Был избран единственно верный план действий – любой ценой сохранить войско, и не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Во второй половине июля армии Барклая и Багратиона встретились с Смоленске. Тем самым первоначальный замысел Наполеона был сорван (слайд 3).

В начале августа под Смоленском происходило крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли 20 тыс. своих солдат (слайд 4).

3. Бородинская битва.

17 августа М.И. Кутузов прибыл в армию, встреченный общим ликованием. Офицеры поздравляли друг друга. Солдаты быстро сложили поговорку. «Пришел Кутузов бить французов!» (слайд 5).

Силы сторон были примерно равны. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным. М.И.Кутузов отдал приказ отступить к Москве (слайд 6).

4. Военный совет в Филях.

М.И.Кутузов, получивший накануне высший чин генерал – фельдмаршала, на военном совете в подмосковной деревне Фили принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии (слайд 7).

5. Партизанское движение.

С первых же дней война носила всенародный, отечественный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии (слайд 8).

6. Гибель « Великой армии». Историческое значение победы в Отечественной войне 1812г.

Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стала еще одним бедствием для французов (слайд 9).

В 1812г. Русское общество взяло дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность (слайд 10).

III. Итог урока.