Современные подходы к контролю и оцениванию

Разделы: Начальная школа


Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Этапы учебной деятельности младших школьников рассматриваются нами и как условия деятельностного подхода:

  1. Ученик сам формулирует проблему.
  2. Ученик сам находит решение.
  3. Ученик сам решает.
  4. Ученик сам оценивает правильность решения.

Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Функции оценивания в деятельностном подходе:

  • оценка должна стимулировать ответственность за свои образовательные результаты;
  • помогать учиться на своих ошибках;
  • помогать понять, что не получается;
  • помогать понять, что важно;
  • помогает, что не знает;
  • констатировать наличие умений;
  • определять степень овладения умением;
  • констатировать позитивные достижения;
  • фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
  • оценивать продвижение относительно себя;
  • поддерживать высокую самооценку;
  • мотивировать на достижение успеха;
  • формировать действия контроля и оценки.

То есть, современная оценка:

  • Поддерживает и стимулирует;
  • Обеспечивает точную обратную связь;
  • Включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность;
  • Современная оценка информативна.

Безотметочное обучение (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся.

Принципы безотметочного обучения:

  • критериальность;
  • приоритет самооценки;
  • отказ от принципа «вычитания»;
  • гибкость и вариативность;
  • естественность процесса контроля и оценки.

Наиболее простой в употреблении инструмент дифференцированного оценивания – «линеечки». Подробно методика описывается в книге Г.Цукерман «Оценка без отметки». Мы приведем пример использования «линеечек» на уроке в первом классе.

Дается первый диктант, состоящий из 6 имен: Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша. Дети оценивают себя после того, как учитель диктант проверил, т.е. исправил ошибки, но не оценил, по трем критериям: К – красота, Б – пропуск букв, Г – выбор гласной буквы. Нарисовав на доске три линеечки, учитель самым подробным образом объясняет значение каждой шкалы: «На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те, кто считает, что каждую букву написал очень красиво. Кто недоволен 1-2 буквами, поставит крестик чуть ниже. Кто недоволен половиной букв, а половиной доволен, поставит крестик ровно посередине линеечки. А кто недоволен ни одной буквой, поставит крестик в самом низу…. Вторая линеечка оценивает ваше умение слышать все звуки в слове и обозначать их буквами. Всего надо было написать тридцать букв. Тот, кто не написал ни одной, поставит себе крестик в самом низу. Тот, кто пропустил 15 букв – посередине. Тот, кто не пропустил ни одной буквы, поставит себе крестик в самом верху». Выслушав объяснения учителя, дети рисуют в тетради три линеечки, обязательно отмечая их серединки. При регулярном самооценивании дети быстро справляются. Учитель обходит весь класс и в каждой тетради выставляет свои три крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадает, то учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям комментирует индивидуально свою оценку, некоторые случаи расхождения обсуждаются со всем классом. Как правило, самооценка первоклассника завышена, но постепенно сравнивается с оценкой учителя.

Другой вид работы, представляющийся нам интересным, позволяющий сформировать и проконтролировать алгоритм действий, это оценивание своей работы по критериям в таблице.

Например, дается задание составить модель слова «Лёня».

У каждого ученика имеются заламинированные и скрепленные карточки: «+ - согласен», «- - не согласен», «? – у меня вопрос» и «Л – задание с ловушкой».

Составлен план работы, который позволяет оценить составленную модель по критериям. После того, как два ученика, закончив работу в группе, презентовали свои модели, происходит обсуждение.

По каждому критерию происходит обращение к классу: «Оцените, как Ваня обозначил звуки? Поднимите карточки». В личной карточке учащиеся выставляют знаки:

Критерии/ученик Обозначение звуков      Деление на слоги ударение Характеристика согласных звуков Буквы
Иван + + + + +
Петр + - + + +

Общая оценка выставляется на шкале.

Это практическое, действенное обучение контролю. Любое действие контроля состоит из знания алгоритма этого действия, и если учащийся знает алгоритм, он может себя проконтролировать.

Не отказываясь от системы выставления баллов, следует исходить из того, что каждое детское усилие должно оцениваться отдельно. Если работа требует пяти усилий, ставится 5 баллов, если шести – 6 баллов, если трех – 3 балла. Например, детям дается задание найти значение выражения:

(56 827 – 58 015 : 205) + 567 = 

Перед тем, как выполнять задание, класс договаривается о плане работы. Сначала надо определить порядок действий. Это усилие оценивается в 1 балл. Потом надо выполнить каждое арифметическое действие. Их всего 3, значит общая оценка за это задание 4. Да, это четверка, но вся кухня этой оценки, обычно настолько скрытая от учеников, что они ощущают себя в глубокой зависимости от милости учителя и собственного везения, здесь целиком раскрыта детям. Они сами изготовили оценочный инструмент, учителю досталась лишь эмоциональная часть оценки: от души поздравить тех, кто эти 4 балла заработал.

Есть ещё 1 очень, на наш взгляд, хороший способ научить младших школьников действиям самоконтроля и самооценивания.

Математика: детям предлагается составить свой вариант проверочной работы для класса. Если она включает «ловушки» и «ошибкоопасные» места, то, значит, дети сами понимают, осознают, где могут допустить ошибки.

Например: составьте такое задание, которое может проверить, научились ли дети складывать многозначные числа.

    25 + 52 125; 950 + 5 069.

  • Если сразу давать запись столбиком, не проверишь, умеет ли обучающийся правильно записывать числа друг под другом.
  • Если не включены числа с переходом через десяток, не проверишь умение осуществлять такой переход ит.д.

Оцени по критериям: -умею ли я записывать числа друг под другом,

  • умею ли я определять, где есть переход через разряд,
  • верно ли выполнены вычисления.

Дети договариваются о «цене» каждого критерия.

К середине – концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки.

Например, в гимназии 1729 приняты такие нормы: выполнение работы 0-49% - «2»

50-74% - «3»
75-94% - «4»
95-100% - «5»

Приведем несколько примеров, которые наглядно показывают, как оценивать работы по критериям:

1. Составь модель слова «Лёня».

Критерии/ученик Обозначение звуков     Деление на слоги Ударение Характеристика согласных звуков   ? БуквыБ
           

2. Составьте такое задание для одноклассников, которое поможет проверить, научились ли они умножать многозначные числа. По каким критериям вы бы оценили эту работу?

  • Умеет ли подписывать многозначные числа друг под другом
  • Знание алгоритма умножения
  • Знание таблицы умножения и т.д.

3. Оцените свою работу сегодня по критериям: понравилось – не понравилось, интересно – не интересно, новое – знакомое.