Цели урока:
- усвоить опознавательные признаки однородных членов предложения, понимать их роль в предложении, воспроизводить конструкции с однородными членами предложения, воспроизводить однородные члены в устной речи, закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения;
- развивать: навыки точного выбора и уместного использования «наполнителей» предложения; умение определять тему текста, озаглавливать его; межпредметная связь;
- воспитание точности в выполнении задания; знание явлений природы; умение точно употреблять слова в тексте.
Оборудование: схемы однородных членов предложения, карточки с индивидуальными заданиями, тексты.
Ход урока
1. Подготовка учащихся к работе на уроке: приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, мела. Задать цель урока, записать число и «классная работа» на доске и в тетрадях.
2. Проверка выполнения домашнего задания (установление правильности, устранение ошибок):
- Как называется член предложения, который мы изучили на предыдущем уроке?
(Обстоятельство.)
- Запишите термин в тетрадях.
- Какой член предложения называется обстоятельством?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражается обстоятельство?
- Упр.357. Прочитать предложения, указать обстоятельства, чем они выражены.
3. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Подготовка учащихся к УПД, которая будет на основном этапе. Активизация познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов.
На доске шифр темы:
1 2 3 1 4 1 2 3 5 6
7 8 6 3 5
9 4 6 2 8 1 10 6 3 11 12
-На доске записана тема урока. Она зашифрована. Чтоб ее расшифровать, надо вспомнить материал прошедших уроков. Первая буква ответа на вопрос соответствует цифре:
- член предложения, который обозначает признак предмета или лица (определение – 1/о);
- В домашнем упражнении найдите определение во 2 и 3 предложениях.
- член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей ( дополнение – 2/д);
- В 1 предложении найдите дополнение.
- неизменяемая часть речи ( наречие – 3/н);
- предложение, в котором есть кроме главных и второстепенные члены ( распространенное – 4/р);
- какую букву не пишем в жи-ши ( 5/ы);
- какой буквой обозначаем звуки [ j’э] (6/е);
- часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при счете ( числительное – 7/ч);
- период времени в природе, когда опадают листья ( листопад – 8/л);
- главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? ( подлежащее – 9/п);
- плод дуба ( жёлудь – 10/ж);
- название падежа, в котором всегда стоит подлежащее ( именительный – 11/и);
- последняя буква алфавита ( 12/я).
- Прочитайте тему урока. ( Однородные члены предложения.)
4. Усвоение новых знаний. Формирование конкретных представлений об однородных членах предложения, выделить главное, обобщить ЗУН.
Однородные члены предложения:
- Главные: подлежащее, сказуемое;
- Второстепенные: обстоятельство, определение, дополнение.
- Как называется 1 группа?
- Что образуют главные члены предложения? ( Грамматическую основу.)
- Как называется 2 группа?
- Из программы начальной школы вспомним, какие члены предложения называют однородными.
- Какие однородные члены предложения вы знаете?
- На письме какие знаки препинания разделяют однородные члены?
- С какой интонацией?
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Установка осознанности усвоения нового материала.
Упр. 361 поможет разобраться в данном материале.
- Прочитайте предложение.
- Найдите однородные члены и докажите их наличие.
- Какой частью речи выражены.
- Какие знаки препинания присутствуют и почему.
- Составим схемы предложений с однородными членами. ( На доске и в тетрадях.)
Вывод на с. 139.
6. Закрепление знаний. Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.
На доске готовый текст с недостающими однородными членами предложения:
Начинаются сильные морозы, …, … . Ледяной ветер дует в поле, … . Он гнёт, … сухие ветви деревьев. Мороз затянул прозрачным льдом озёра, … . Зима будет холодной, …, … .
- Прочитайте текст. Выделите основную мысль, озаглавьте.
- Дополните предложения однородными членами.
- Прочитайте полученный текст. Назовите однородные члены в каждом предложении, какой частью речи выражены.
- По предложенной схеме составить предложение, выделить однородные члены с доказательством: _._. __ == _ _ _ , _ _ _ , _ _ _ .
7. Обобщение и систематизация знаний. Усвоение системы понятия «однородные члены предложения».
- Какие члены предложения называются однородными?
- Как на письме выделяются однородные члены предложения?
- С какой интонацией произносятся?
8. Контроль и самопроверка (дифференцированные карточки). Личностно-ориентированный подход: слабые учащиеся определяют однородные главные члены предложения; сильные – второстепенные.
Солнце осветило дальний лес, речку. Темнеет, хмурится небо. Белки, ежи готовятся к зиме. На Ёлке зажглись красные, синие огоньки. Песня звучит звонко, задорно.
- Определите, какая схема соответствует данному предложению?
9. Подведение итогов урока. Оценка знаний учащихся. Домашнее задание: с.138-139, упр. 362.