Однородные члены предложения

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. усвоить опознавательные признаки однородных членов предложения, понимать их роль в предложении, воспроизводить конструкции с однородными членами предложения, воспроизводить однородные члены в устной речи, закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения;
  2. развивать: навыки точного выбора и уместного использования «наполнителей» предложения; умение определять тему текста, озаглавливать его; межпредметная связь;
  3. воспитание точности в выполнении задания; знание явлений природы; умение точно употреблять слова в тексте.

Оборудование: схемы однородных членов предложения, карточки с индивидуальными заданиями, тексты.

Ход урока

1. Подготовка учащихся к работе на уроке: приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, мела. Задать цель урока, записать число и «классная работа» на доске и в тетрадях.

2. Проверка выполнения домашнего задания (установление правильности, устранение ошибок):

- Как называется член предложения, который мы изучили на предыдущем уроке?

(Обстоятельство.)

- Запишите термин в тетрадях.

- Какой член предложения называется обстоятельством?

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи выражается обстоятельство?

- Упр.357. Прочитать предложения, указать обстоятельства, чем они выражены.

3. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Подготовка учащихся к УПД, которая будет на основном этапе. Активизация познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов.

На доске шифр темы:

1 2 3 1 4 1 2 3 5 6

7 8 6 3 5

9 4 6 2 8 1 10 6 3 11 12

-На доске записана тема урока. Она зашифрована. Чтоб ее расшифровать, надо вспомнить материал прошедших уроков. Первая буква ответа на вопрос соответствует цифре:

- член предложения, который обозначает признак предмета или лица (определение – 1/о);

- В домашнем упражнении найдите определение во 2 и 3 предложениях.

- член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей ( дополнение – 2/д);

- В 1 предложении найдите дополнение.

- неизменяемая часть речи ( наречие – 3/н);

- предложение, в котором есть кроме главных и второстепенные члены ( распространенное – 4/р);

- какую букву не пишем в жи-ши ( 5/ы);

- какой буквой обозначаем звуки [ j’э] (6/е);

- часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при счете ( числительное – 7/ч);

- период времени в природе, когда опадают листья ( листопад – 8/л);

- главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? ( подлежащее – 9/п);

- плод дуба ( жёлудь – 10/ж);

- название падежа, в котором всегда стоит подлежащее ( именительный – 11/и);

- последняя буква алфавита ( 12/я).

- Прочитайте тему урока. ( Однородные члены предложения.)

4. Усвоение новых знаний. Формирование конкретных представлений об однородных членах предложения, выделить главное, обобщить ЗУН.

Однородные члены предложения:

  1. Главные: подлежащее, сказуемое;
  2. Второстепенные: обстоятельство, определение, дополнение.

- Как называется 1 группа?

- Что образуют главные члены предложения? ( Грамматическую основу.)

- Как называется 2 группа?

- Из программы начальной школы вспомним, какие члены предложения называют однородными.

- Какие однородные члены предложения вы знаете?

- На письме какие знаки препинания разделяют однородные члены?

- С какой интонацией?

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Установка осознанности усвоения нового материала.

Упр. 361 поможет разобраться в данном материале.

- Прочитайте предложение.

- Найдите однородные члены и докажите их наличие.

- Какой частью речи выражены.

- Какие знаки препинания присутствуют и почему.

- Составим схемы предложений с однородными членами. ( На доске и в тетрадях.)

Вывод на с. 139.

6. Закрепление знаний. Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.

На доске готовый текст с недостающими однородными членами предложения:

Начинаются сильные морозы, …, … . Ледяной ветер дует в поле, … . Он гнёт, … сухие ветви деревьев. Мороз затянул прозрачным льдом озёра, … . Зима будет холодной, …, … .

- Прочитайте текст. Выделите основную мысль, озаглавьте.

- Дополните предложения однородными членами.

- Прочитайте полученный текст. Назовите однородные члены в каждом предложении, какой частью речи выражены.

- По предложенной схеме составить предложение, выделить однородные члены с доказательством: _._. __ == _ _ _ , _ _ _ , _ _ _ .

7. Обобщение и систематизация знаний. Усвоение системы понятия «однородные члены предложения».

- Какие члены предложения называются однородными?

- Как на письме выделяются однородные члены предложения?

- С какой интонацией произносятся?

8. Контроль и самопроверка (дифференцированные карточки). Личностно-ориентированный подход: слабые учащиеся определяют однородные главные члены предложения; сильные – второстепенные.

Солнце осветило дальний лес, речку. Темнеет, хмурится небо. Белки, ежи готовятся к зиме. На Ёлке зажглись красные, синие огоньки. Песня звучит звонко, задорно.

- Определите, какая схема соответствует данному предложению?

9. Подведение итогов урока. Оценка знаний учащихся. Домашнее задание: с.138-139, упр. 362.