Объединенный музейно-образовательный и культурно-досуговый центр (ОМОКДЦ). Национальная инициатива, инновации и приоритеты

Разделы: Внеклассная работа


В июне 2010 г. премьер-министр РФ Владимир Путин призвал ускорить подготовку новой федеральной целевой программы по развитию образования на 2011-2015 годы. "Именно эта программа должна стать основным инструментом государственной политики в образовании, в том числе реализации национальной инициативы, которую предложил президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

Последние годы – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности образования. Создать такие условия, в которых личность смогла бы максимально самореализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – вот основная цель воспитательного процесса. Каждый уважающий себя педагогический коллектив, находясь в поиске осмысления ориентиров, инноваций и конкретных образовательных форм, пытается обрести собственное лицо и выделиться из общей массы учреждений.

Сегодня наш колледж работает в условиях пока еще не решенной проблемы — проблемы более тесной интеграции коллектива и проблемы создания нового содержания образования. И, очевидно, что составные части нового содержания должны определяться теми качествами личности, которые хотело бы видеть общество у выпускников профобразования; теми свойствами личности, которые позволили бы ей “жить в мире с собой и другими”, руководствоваться отношением к собственной жизни и жизни других людей, уметь ориентироваться в постоянно меняющейся экономической и общественно-политической обстановке.

Гуманитаризация профессионального образования направлена на поворот процесса образования к миру человека, и процесс обновления содержания должен способствовать формированию гуманистической личности, то есть личности творческой, развивающейся, владеющей новыми технологиями, при этом, беря на вооружение все то ценное, что было приобретено предыдущими поколениями.

Еще в глубокой древности Экклезиаст сказал: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Во Франции и Англии XIV – XIX вв. это звучало иначе: «Новое – это хорошо забытое старое». В России начала XX в. была популярна поэтическая версия этой фразы поэта К. М. Фофанова: «Ах, экономна мудрость бытия: все новое в ней шьется из старья».

Так что же такое «инновационные технологии в профессиональном образовании» и в частности в учебно-воспитательном процессе? В моем понятии – это все то хорошее и ценное, что уже когда-то было в образовании, однако с течением времени забыто, «затёрто» или «стёрто» из памяти. К примеру, сейчас говорят об организации спортивных центров, студенческих отрядов, волонтёрского движения при образовательных учреждениях. А ведь это уже было и было на достаточно высоком профессиональном уровне (спортивные клубы, трудовые и студенческие лагеря отдыха, движение «Тимуровец»).

На данном, новом витке развития истории России, витке информационных и нанотехнологий, лучшее из опыта обязательно необходимо возрождать, но на более высоком профессионально-техническом и личностном уровне.

В то же время, спорным остается вопрос о существовании при образовательных учреждениях музеев, экспозиций и культурно - досуговых центров. Ставятся вопросы о соответствии количества обучающихся к количеству музеев. А таких нормативов нет даже в Министерстве культуры РФ. Музей образуется там, где общественность, предприятие или организация, региональное руководство считают необходимым. Согласно статьи 3 ФЗ № 54 от 26 мая 1996 г. определение музея звучит так:

«Музей - некоммерческое учреждение …, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций».

А основными понятиями и терминами музейной деятельности являются:

  • «Культурные ценности – предметы…, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
  • «Музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;
  • «Музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;
  • «Музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;

Далее, в статьях 26 и 27 ФЗ-№ 54 читаем:

«Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.

Целями создания музеев в Российской Федерации являются:

  • хранение музейных предметов и музейных коллекций;
  • выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
  • изучение музейных предметов и музейных коллекций;
  • публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности».

Итак, колледж, как собственник может открывать любое кол-во музеев или музейных комнат. Вспомните – это уже было. Были такие понятия, как «ведомственная школа, училище», дом культуры, музей, клуб.

Исходя из этого, наш колледж должен включиться в опытно-экспериментальную работу или как принято называть инновационную технологию. Технологию развития и воспитания Личности средствами музеев, искусства и культуры! Так как интеграция музейной педагогики и культурно-досуговых форм ведет к восприятию обучающимся целостной картины мира, развивает разные типы мышления и способствует изменению всей образовательной системы и внедрению инновационных технологий.

Из общих целей хочется выделить становление творческой, развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации. Достижению этой цели поможет решение следующих задач:

  • это самоопределение личности;
  • создание условий для ее самореализации;
  • становление личности, как профессионала своего дела, как гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами;
  • развитие индивидуальности;
  • развитие потенциальных творческих способностей;
  • развитие эмоциональной сферы личности;
  • развитие бережного отношения к историко-культурному наследию города и страны;
  • раскрытие гуманистических ценностей жизни;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание и творческое развитие личности;
  • целостное восприятие мира и художественного творчества, способность к диалогу культур;
  • накопление обучающимися опыта общения, культуры общения, опыта решения жизненных ситуаций и т.д.

Почему именно на основе культуры мы хотим решать проблемы образования и воспитания? Во-первых, сегодня музейную педагогику рассматривают как самостоятельную научную дисциплину, интегрирующую информацию музееведения, педагогики, психологии, культурологии, истории. Музейная педагогика в теории и на практике реализует различные подходы, методы и средства в работе с разными социальными группами, рассматривает музей как образовательную среду, способствующую целостному развитию личности. Музей, как сохраненное и охраняемое пространство культуры может и должен не только хранить, собирать и изучать разнообразные артефакты, но и влиять на сообщество колледжа, пробуждая творческие интересы и потенциал человека, особенно стимулируя самоактуализацию способностей детей и подростков. В качестве приоритетных направлений деятельности будущего музейно-образовательтного центра можно выделить три направления:

  1. Музейно-педагогическое (связанное с выполнением конкретных воспитательных проектов, ориентированных на обучающихся);
  2. Культурно-образовательное (с широким спектром культурных задач и нацеленностью на различные категории посетителей);
  3. Специальное (связанное непосредственно с развитием собственно музейного дела).

Первоначально, мы предполагали, что это будет музей истории колледжа и профтехобразования. Но история учебного заведения неразрывно связана с историей города и людьми, которые живут рядом. Поэтому неотъемлемой частью деятельности Центра должны стать встречи обучающихся с ветеранами войны и труда, проведение массовых мероприятий, в том числе и с профориентационной целью, выставки , встречи с деятелями искусства и культуры и просто интересными личностями, экспозиции рассказывающие об истории профессий строителей, истории строительства Москвы, истории улиц и площадей и т.д. А все имеющиеся в наличии музеи и музейные комнаты колледжа будут являться филиалами Центра.

Одновременно с музеями – объединяем под эгидой Центра все объединения дополнительного образования. Таким образом в колледже появляется Объединенный музейно-образовательный и культурно-досуговый Центр (ОМОКДЦ).

На педсоветах, совещаниях кураторов и кл. руководителей, на родительских собраниях мы пытались ответить на вопросы: что мы можем противопоставить засилью рекламы, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни; как дать обучающемуся азбуку человеческой культуры; как добиться того, чтобы у него возникла потребность в образовании добра и в самовоспитании, как личности?

Василий Александрович Сухомлинский сказал: “Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.”

Мы против того, чтобы внедрять чуждую нашей культуре технологию воспитания. И таким образом, выбор нашего инновационного пути в повышении качества профессионального обучения – это организация в колледже Объединенного музейно-образовательного и культурно- досугового центра (ОМОКДЦ). Это предложение продиктовано современной необходимостью развития интегрированного колледжа. В нашем учебном заведении уже существуют два полноценных музея (отд. №№1,3) и две музейные выставки в отд. №№ 2 и 4 . На их базе проводятся:

  • Экскурсии и тематические линейки,
  • уроки и классные часы,
  • регулярные посещения выставок и экспозиций,
  • встречи в ветеранами ВОВ и труда

Итак, перспектива создания единого (объединенного) музейно-культурного пространства и работа по музейной педагогике – наиболее интересна, перспективна и приемлема для воспитания обучающихся.

Первый этап в образовании Центра уже заложен. Выделены помещения, закуплена часть необходимого оборудования. Идет работа над созданием тематико-экспозиционного плана выставки, посвященной 70-летию Профтехобразования и истории нашего колледжа.

ОМОКДЦ – это новая организационно-правовая модель совместной деятельности нашего учреждения образования и (возможно) заинтересованных социальных партнеров СВАО и г. Москвы. Это могут быть и учреждения дошкольного образования и школы – здесь для нас важен момент профориентации. Это могут быть учреждения культуры – здесь важен эффект интеграции в образовании и воспитании, совместное проведение массовых мероприятий. Это могут быть общественные организации и партии – здесь важен момент прибыли в бюджет нашего учреждения. Наш Центр может стать профориентационной, научно-методической, выставочной и экспериментальной площадкой.

На базе Центра можно реализовывать любые педагогические проекты. Вот некоторые из них:

  1. Интерактивные программы : «Как устроен дом? Я в нем», «Моя профессия САМАЯ!» «История строительства», «Его Величество - Топор», музей деревянной архитектуры (мини-копии на территории колледжа, одновременно благоустройство территории и ландшафтный дизайн)
  2. Лагерь труда и отдыха
  3. Клубы по интересам (например: создание макетов зданий и сооружений, ландшафтный дизайн, любителей ретро автомобилей, клуб технических разработок «Кулибин», «Моя семья – моё богатство» и т.д.)
  4. Мастер-классы старины (плотники, каменщики и др. профессии)
  5. Проводить учебу педколлектива.
  6. Проводить педсоветы и директораты.
  7. Вести научно-исследовательскую работу ( обучающиеся и педагоги)
  8. Отдельное помещение можно выделить для студенческого самоуправления (газеты колледжа) и т.д.

Метод проектов занимает ведущее место среди форм, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики. Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современного образования состоят не только в том, чтобы подготовить обучающегося к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня». Предполагается, что внедрение проектного метода в воспитательный процесс Центра существенно повысит инициативу и активность обучающихся в жизни группы, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности будут социальные проекты направленные на совместную деятельность обучающихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.

Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс – это воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.

В ближайших планах Центра - создать музейно-образовательные и культурно-досуговые программы и активно внедряется их в образовательную практику. Ценность таких программ признается ведущими психологами и педагогами. Поэтому основной задачей становится развитие эмоциональной сферы обучающегося, его творческой деятельности средствами музейной педагогики и культурно-досуговых программ.

Итак, создание такого Центра даст возможность реализовать национальные инициативы, расставить приоритеты в воспитании и самосовершенствовании личности. И внедрить инновационные технологии.

 

Список использованной литературы:

  1. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. – Кіраванне ў адукацыі. – № 12. – 2007. – С.
  2. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.
  3. Следзевский И.В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15.
  4. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М. «Детская литература», 1989 г.
  5. Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.
  6. Лотман Ю.Н. Семиосфера. Культура и взрыв. С-П. «Искусство Санкт-Петербурга»,1992 г.
  7. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
  8. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
  9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
  10. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
  11. Ариарский М. А. Прикладная культурология. Изд. 2-е. СПб., 2001.
  12. Культурология: от прошлого к будущему: к 70-летию Российского института культурологии. М., 2002.
  13. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
  14. От краеведения к культурологии / Отв. ред. К. Э. Разгон. М., 2002.
  15. Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч. -информ. сб. Вып. I. М., 2001.
  16. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
  17. Артемов Е. Г. Исторический музей в XXI веке: стратегия реализации меняющихся запросов общества // Музей XXI века: мечта и реальность. СПб., 1999.
  18. Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.
  19. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып. VI. СПб., 2000.
  20. Герасимов С. А. Мир должен звучать и сиять // Советский музей. 1985. N 5.
  21. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Образовательная миссия музея // Произведение искусства в образовательном процессе: Материалы Международной научно-практической конференции, 5 - 7 апреля 2000 г. СПб., 2000.
  22. Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности. СПб., 1998.
  23. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
  24. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003.
  25. Теоретическая культурология / Отв. ред. О. К. Румянцев. М., 2005.
  26. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.
    стр. 12

Ресурсы Internet:

  1. http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m
  2. http://www.gumer.info/authors.php?name=%CB%EE%F2%EC%E0%ED+%DE.
  3. http://kizhi.karelia.ru/education/
  4. http://www.museum.vladimir.ru/dkc/dmz?menu=dkc
  5. http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE/1344

Презентация.