На протяжении тысячелетий народное искусство дает возможность человеку познать мир и выразить свое отношение к нему. Произведения народного искусства отражают особенности эпохи, людей, которые их создавали.
Виды народного искусства можно подразделить на пространственные (изобразительные) и временные (музыка, слово). Каждый из этих фундаментальных видов имеет свои особенности, обладает своеобразными выразительными средствами.
Искусством пронизана вся жизнь человека. Важно ввести ребенка в мир искусства как можно раньше. Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно - эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г.К.Вагнера, З.М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.
Значение народного декоративно - прикладного искусства для эстетического воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества - Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.К.Ковальская, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Ю.В.Максимов, Н.Б.Халезова и другие. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у младших школьников художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию. Степень развитости всех этих проявлений эстетического познания непрерывно совершенствуется в течении всей жизни человека.
Программа предполагает последовательное усвоение детьми знаний и систему практики. Методика работы с детьми в начальной школе ориентированна на то, чтобы дать им базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение школьников к культуре. И, как нам представляется, в процессе работы с детьми младшего школьного возраста не следует ограничиваться фрагментарным знакомством с отдельными произведениями искусства.
Цель школы: постепенное, поэтапное введение ребенка в мир искусства, развитие художественно - творческих способностей в речевой, музыкальной и изобразительной деятельности средствами взаимосвязанного использования всех видов народного искусства.
Ключом эстетического воспитания является связь художественно - творческой деятельности ребенка с освоением им выразительных особенностей различных видов искусства. В начале закладываются основы эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетической оценки произведений искусства и собственных творческих работ детей, выделяются главные виды деятельности (игровая, театрализованная, художественно - речевая, музыкальная, изобразительная), большое внимание уделяется развитию творческой активности. Включение в педагогический процесс произведений народного искусства наполняет жизнь детей ярким, интересным содержание ческой творческой деятельности.
Использованные в работе с детьми разнообразные методы, приемы и средства позволили сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность, выразившуюся в стремлении детей использовать созданные ими по народным мотивам декоративные изделия, в желании исполнять народные песни, танцы, хороводы. Разработка системы эстетического воспитания в начальной школе дает возможность избежать стихийности и случайности в воспитательно-образовательной работе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: Усова А.П., Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Шпикалова Т.Я., Езикеева В.Я., Халезова Н.Б., Богатеева З.А., Доронова Т.Н., Грибовская А.А. и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс . Исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Известный педагог Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н.П. Саккулина: "Детям младшего возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством".
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно - прикладного искусства.
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях в школах
"Интегрирование разного содержания в воспитательно - образовательной работе с детьми на материале народного искусства, - пишет Т.С. Комарова, - соответствует характеру мышления детей младшего школьного возраста: оно является наглядно - действенным и наглядно - образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу"
Что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности в процессе ознакомления с искусством? Прежде всего - развитие эстетического восприятия, формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве; в музыке - выделять звуки, их силу, гармонию, характер. Постепенно под влиянием педагогов дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом воспитании пути познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли является результатом пережитого в художественных образах. С годами удельный вес осмысления произведений увеличивается - дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений. Это обеспечивает ему успешное овладение учением и спокойную адаптацию в школе. Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.
Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей младшего школьного возраста.
C одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности в том числе и эстетического восприятия, с другой - основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.
Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования интеграции искусств вызвано потребностью обозначать концептуально новый подход к решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегрированных качеств личности.
Наличие художественно - творческих способностей у детей 6-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствует развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.
Искусство - особая форма познания и видения жизни. Оно отличается от науки, которая тоже форма отражающей жизнь в виде формул, законов, умозаключений и т. д., тем, что рисует наш мир в образах. И образы, передаваемые в произведениях искусства, всегда метафоричны, они не копируют действительность, а передают ее через ассоциативный ряд, поскольку художник мыслит ассоциативно. Подбору произведений искусства для интегрированных занятий мы уделяем особое внимание. Образы искусства должны быть яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.
При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств эстетического воспитания все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Вместе с тем какое-то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают: природа, детская художественная литература, театрализованная и изобразительная деятельность.
Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей младшего школьного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу, а народное искусство синкретично по своему характеру.
Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.
Исходя из выработанного положения о том, что наиболее полно гуманизация педагогического процесса может быть обеспечена путем широкого включения в жизнь детей художественно-творческой деятельности, углубления и расширения их эстетического воспитания вообще, считается необходимым поставить в центр педагогического процесса в начальной школе эстетическое воспитание и развитие художественных способностей и одаренности у детей.
Рисование, лепка, аппликация способствуют развитию эстетического восприятия - восприятия того, что красиво. Это становится возможным только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красоту, является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства - волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным.
Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик - на стройность его формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание.
Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще не достаточно для того, чтобы дети могли создавать изображения этих предметов и явлений.
Знакомство с предметом, который будет затем изображен в рисунке, в лепке или аппликации, должно иметь особый характер. Поэтому после целостного восприятия необходимо подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности, к их анализу, определению, сообщить детям необходимые знания.
Однако очень важно закончить восприятие вновь целостным охватом предмета в совокупности всех его основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам.