Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи урока:

  • систематизировать знания детей о воде;
  • познакомить с понятием "круговорот воды в природе";
  • выяснить, каково значение воды в жизни человека;
  • выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;
  • формировать умение видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие;
  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  • учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс,
  • рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс,
  • глобус,
  • шаблоны из бумаги "капельки",
  • иллюстрации растений, животных, человека, водопровода,
  • рисунок Злючки-Грязнучки,
  • для опыта - мерный стакан,
  • газетная статья "Обращение к людям 22-го века".

Ход урока

I. Оргмомент /Подготовка к восприятию.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!

- Вода - великий художник природы. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высокие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь - вода.
II. Актуализация полученных знаний.

- Что вы знаете про воду? Какая она?

- Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Оживите её.

(Дети рисуют каплю воды так, как её представляют.

Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)

- Кому нужна вода?

- Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)

- Как они её получают?

- Нужна ли вода животным? (на доску - изображение животных)

- Нужна ли вода человеку? (на доску - изображение человека)

- Для чего нужна вода человеку?

- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников не только как лечебное средство, но и для тепла.

- Много ли воды на Земле?

- Посмотрите на глобус. Вода занимает ? поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

III. Постановка проблемы и задач урока.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.

На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

Проблема урока:

- Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

IV. Поиск решения проблемы.

- Кто сегодня пользовался водой?

- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)

- Проследим её путь по иллюстрации.

Работа по иллюстрации в учебнике: стр 44-45.

- Где начало этого пути?

- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодца, да вёдра с коромыслами.

- Почему речная вода попадает на станцию очистки?

- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.

- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

- Много лет тому назад обратили внимание, если воду профильтровать через песок, она так же очищается от бактерий.

- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка-Грязнучка. В какой воде она живёт?

- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?

- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?

V. Схематическая запись вывода в рабочей тетради: стр 18.

- Покажите в тетради синим карандашом путь воды из реки до станции очистки, от станции до дома; коричневым карандашом - путь от дома до очистных сооружений, затем вновь синим от очистных сооружений до реки.

- Вода! Необыкновенное чудо. Сколько нужно человеку воды?

- Около 100 лет назад горожанин расходовал в сутки 11 литров воды. На сегодняшний день - около 300 литров. На мытье рук -6-8 литров. Душ -15-20 литров в минуту. Принятие ванны -150 литров. А питье, приготовление пищи, влажная уборка, полив комнатных растений:

Запасы пресной воды на нашей планете ограничены и постепенно истощаются.

VI. Физминутка.

   - Я - мама Тучка, а вы - детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...

- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

VII. Эксперимент.

Установить на опыте, сколько воды теряется в сутки.

  • Открываем кран таким образом, чтобы за 1 секунду капала одна капля.
  • Подставляем под кран мерный стакан 200 мл.
  • Через какое время стакан заполнится водой?
  • Высчитываем потери за сутки.

Вывод.

- Как мы можем сохранить воду? (варианты ответов детей)

- Соблюдая эти простые правила, за год ты сможешь сэкономить целое озеро диаметром 200 м и глубиной 2 м. Кроме того, будут сэкономлены химикаты, которые применяются для очистки воды, и энергия, которая используется на ее нагрев и перекачку.

VIII. Статья в газете (работа в микрогруппах по 3 человека).

Обращение к людям 22 века.

"Я обращаюсь к вам с этим посланием, так как если не сделаю этого, то случится то, что я видела.

Я была в 22 веке и видела ужасное. Сейчас начало 21 века и до 22 века осталось 90 лет - для истории природы это совсем мало.

В 22 веке не останется чистой воды - она вся будет только в искусственных закрытых хранилищах, там она будет очищаться, и будет стоить очень дорого. Это будет вся вода мира - в природе - реках и океанах - её не останется. Это все, потому что в 21 веке мы не берегли воду, очень много её расходовали без пользы. Вода в 20 и 21 веке загрязнялась мощными заводами, фабриками, было множество утечек нефти, все отходы стекали в воды морей и рек.

Не останется деревьев и растений вообще - леса вырубят, почва разрушится. Берегите природу сейчас, пока не поздно, экономьте энергию, воду и природные ресурсы.

- Составьте обращение к людям, которые будут жить через 100 лет.

Выступление групп. Обсуждение составленных обращений.

IX. Итог урока.

- Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос?

Откуда в наш дом приходит вода?
Ни умыться, ни напиться -
Без:(воды).
Листику не распуститься без:(воды)
Без: (воды) прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда -
Всем нужна... (вода)!