Методическая работа в школе

Разделы: Администрирование школы


Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Цель методической работы

  • Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
  • Реализации этой цели были подчинены и задачи, связанные с системой внутришкольного управления жизнедеятельностью школы.

Методическая тема

“Реализация принципов адаптивной школы в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных педагогических и ИКТ-технологий в учебно-воспитательном процессе”, которая была сориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников.

Педсоветы

  • Анализ работы школы за предыдущий учебный год и задачи, стоящие перед коллективом в новом учебном году
  • Обучение и воспитание успехом – одна из важнейших задач адаптивной школы
  • Меняющийся мир и модель выпускника школы

Методические объединения

  • учителей гуманитарного цикла
  • учителей естественно-математических наук
  • учителей иностранного языка
  • учителей технологии, физической культуры, предметов эстетического цикла
  • учителей начальных классов
  • классных руководителей

Руководителям МО делегирована часть функций по осуществлению инспекционно-контрольной деятельности. Каждый из руководителей достойно выполнял свои обязанности, и этот фактор способствовал возможности на хорошем уровне решать в школе систему учебно-методических задач.

Вопросы, рассматриваемые на заседаниях МО

  • обязательный минимум содержания образовательных программ; работа с образовательными стандартами;
  • обсуждение новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
  • организация мониторинга результативности образовательного процесса в школе
  • вопросы рациональной организации урока;
  • деятельность учителя по созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • анализ урока с позиций здоровьясбережения;
  • ИКТ-технологии обучения;
  • адаптация учащихся 1,5,10 класса к новым условиям обучения;
  • урок – основная форма учебной деятельности. Современные подходы к методике подготовки и проведения различных типов уроков;
  • организация учебно–методического обеспечения предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • методика работы с одаренными детьми;
  • методики создания и систематизация дидактического материала уровневого контроля (тесты);
  • формы и методы итогового контроля (тестирование, собеседование, творческие отчеты);
  • новые технологии и проблемы их внедрения в практику;
  • участие школьников в олимпиадах, конкурсах и исследовательской деятельности.

По итогам каждой четверти, с целью совершенствования УВП и выявления резервов для повышения качества образования собираются и анализируются информационно-статистические материалы по успеваемости, качеству знаний, уровню воспитанности школьников.

Для эффективного проведения заседаний методических объединений широко используются возможности ИКТ. Подведением итогов работы МО становится проведение конференции с творческими отчетами-презентациями всех руководителей.

Предметные недели

  • Иностранного языка;
  • Технологии и предметов эстетического цикла
  • Математики и естественных наук
  • Начальной школы

Рейтинг использования современных образовательных технологий

% педагогов, использующих современные образовательные технологии Название технологии
43 % Информационно-коммуникационные технологии
29 % Разноуровневое обучение
42,6% Проблемное обучение
62 % Развивающее обучение
51 % Здоровьесберегающие технологии
28,9% Исследовательские методы обучения
34,3% Обучение в сотрудничестве
67,4% Технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
22,2% Проектные методы обучения
10% Лекционно-семинарско-зачетная система обучения;
Менее 8 % Кейс-метод
5% POPS, MOPS метод

Нетрадиционные формы урока

  • урок-семинар,
  • урок-диспут,
  • урок-презентация,
  • урок-практикум,
  • урок-дискуссия

Направления работы методического совета

  • Создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей
  • Координация работы МО

Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:

– Основные направления деятельности учителя для успешной подготовки к участию в едином государственном экзамене, итоговой аттестации
– Сопровождение начинающих педагогов, организация наставничества
– Самопрезентация через организацию внеклассной деятельности по предмету (предметные олимпиады, недели, конкурсы и др.)
– работа по введению ФГОС НОО

Семинары

  • Октябрь – семинар с участием директоров школ района “Контрольно-инспекционная деятельность школы”.
  • Декабрь – семинар с участием представителей администрации округа Латвии RIEBINU “Учитель как субъект процесса модернизации образования” (обмен опытом).

Организация профильного обучения

Для определения учащимися 9-х классов осознанного выбора профиля обучения в 10-м классе организуется предпрофильная подготовка девятиклассников, в рамках которой проведены следующие мероприятия:

  1. Разработана визитная карточка школы.
  2. Проведены собрания родителей выпускников 9-х классов о переходе на профильное обучение.
  3. Проведены классные часы в 9-х классах о целях и задачах предпрофильной подготовки.
  4. Проведена диагностика образовательных потребностей обучающихся с целью выявления их профессиональных ориентаций, предпочитаемых образовательных областей (индивидуальное собеседование, анкетирование, социологический опрос).
  5. Определены перечни элективных курсов.
  6. Разработан учебный план для 9-х классов с учетом введения элективных курсов, информационной и профориентационной работы с обучающимися.
  7. Разработано портфолио и проведена разъяснительная работа с выпускниками 9-х классов и их родителями о его роли в определении образовательного рейтинга выпускника.

Классы профильного обучения

  • естественно-математический (11 класс)
  • универсальный с углубленным изучением русского языка и истории (11 класс)
  • гуманитарный (10 класс)
  • универсальный с углубленным изучением математики (10 класс).
  • естественно-физико-математический

Результативность профильного обучения. Профильные предметы
11-е классы

Учитель Профильные предметы Оценка Среднийбалл Качество %
“5” “4” “3” “2”
Дударь Н.Г. Математика 19% 48% 33% 0% 3,9 67%
Никаненок Л.Л. Биология 19% 48% 33% 0% 3,9 67%

Задачи профильного обучения школа

– корректировка содержания профильного обучения;
– вооружение учителя формами и методами работы с учащимися по его развитию;
– совершенствование форм и методов организации уроков с использованием ИКТ;
– совершенствование работы психолога в вопросах профессиональной ориентации;
– совершенствования форм диагностирования учащихся по определению уровня их подготовленности к профильному обучению и интеллектуального развития.
– построения обучения в профильных классах на принципе их развития в определенной области знаний, что позволяет учащимся связывать свою дальнейшую профильную подготовку с различными типами учебных заведений.

Проблемы

– недостаточный процент педагогов, систематически работающих по современным образовательным технологиям;
– низок уровень включения и участия педагогов школы в конкурсы профессионального мастерства;
– невысок уровень самоанализа,
– обобщение опыта работы учителей школы проводится не на достаточно высоком уровне;
– началась работа по диагностике деятельности педколлектива, но не практикуется создание микрогрупп по обработке результатов и по решению выявленных проблем;

Комплексная научно-методическая темы школы на новый учебный год

“Совершенствование образовательного процесса, посредством использования современных педагогических и ИКТ-технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях адаптивной школы в свете современной модели образования до 2020 года”

Цель: формирование общей культуры личности, адаптированной к жизни в обществе на основе создания благоприятных условий для ее разностороннего развития; непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства в области своего предмета и методики его преподавания.

Задачи:

  • создать условия для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствования их деятельности с учетом основных направлений работы школы
  • создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.
  • совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов
  • обеспечить дальнейшее внедрение в УВП новых образовательных технологий, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных.
  • привести в систему работу учителей по темам самообразования как на уровне школы, так и района, активизировать работу по выявлению и обобщению актуального передового педагогического опыта.
  • активизировать работу педагогического коллектива по организации исследовательской, проектной деятельности учащихся.
  • создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам.
  • продолжить работу по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля знаний учащихся, с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
  • разнообразить формы работы с мотивированными учащимися, активизировать работу по привлечению учащихся к участию в областных и Всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах.