Русский сарафан в музыке и живописи. Интегрированный урок (музыка + ИЗО)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Тип урока: введение новых знаний.

Вид урока: интегрированный урок.

Цель урока: воспитание любви к Родине и народным традициям через произведения музыки и изобразительного искусства и национальной одежды.

Задачи:

  1. Познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов.
  2. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров.
  3. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово, Россия – Родина моя
  3. Учитель изобразительного искусства. Знакомство с шедеврами изобразительного искусства русских художников.
    • А. Г. Венецианов. «Жнецы».
    • А. Г. Венецианов. « На пашне. Весна».
    • К. А. Коровин. «Северная идиллия».
    • Д. Левицкий «Портрет дочери Агафьи.
    • В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства».
  4. Виды орнамента.
  5. Практическая работа. Учитель музыки.
    • Р.Н.П. «Красный сарафан» – исполнения.
    • «Четвертая симфония» – фрагмент.
  6. Итог урока.
    • «Уголок России» – исполнение.

Оформление класса:

  • экран, стенд «По обычаю дедову»;
  • образцы русского народного костюма;
  • сценические костюмы разработаны по традициям народной одежды;
  • образцы эскизов русских сарафанов;
  • шаблоны для выполнения практической части.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Урок наш будет не обычный, интегрированный.

На этом уроке два учителя: учитель музыки и учитель изобразительного искусства. Тема нашего урока «Русский сарафан в музыке и живописи».

Приложение

Есть у каждого времени песни свои
О дороге, о доме о первой любви
Только есть одна песня
всех песен главней
Слово Родина – самое первое в ней.

Учитель музыки: Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию. Потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Наша страна богатая талантами, традициями, культурой, людьми. Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народным творчеством. Так – же можно сказать о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Многие гениальные художники и композиторы в своём творчестве обращались к образу простой девушки, где главной одеждой для неё был – русский сарафан.

Учитель изобразительного искусства: Наш урок поможет вам сегодня понять, что музыка и изобразительное искусство, созвучны между собой, них нашли своё яркое отражение по натуре своей – художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.

Основным занятием русских крестьян, издавна было земледелие, прядение и ткачество, основная работа русских женщин. Создаваемые ими полотна ткани раскрывали творческое воображение, раскрывали черты узорного ткачества характерные для той или иной области, что нашли отражение в народном костюме.

Красота русской народной одежды впитала в себя красоту природного окружения. Убедится в этом нам поможет знакомство с шедеврами изобразительного искусства русских художников.

Перед вами на экране слайд А. Г. Венецианов «Жнецы».

Когда художник переехал в свою усадьбу в Тверской губернии, он увидел здесь жизнь прежде ему не известную и создал серию картин на темы крестьянской жизни. Посмотрите внимательно, как через бытовой жанр, он талантливо передает образ русской женщины-труженицы. Картина радует глаз своей красотой и покоем изображаемого сюжета: уставшие жнецы, сколько в их лицах душевной чистоты и любви, порхающие бабочки и женщина в русском сарафане…

На экране слайд: А.Г. Венецианова «На пашне. Весна».

Другая картина художника А.Г Венецианова «На пашне. Весна» народной поэзии. И всматриваясь в образ этой русской женщины без усилий ведущей по пашни лошадей, с нежной улыбкой смотрящей на играющего ребенка не вольно вспоминаешь народные слова.

Пойду я во чисто поле –
Под красное солнце
Стану я во чистом поле,
На ровное место
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
В главу свою кладу.
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми узорами…

Это поэтическая народная мудрость помогает раскрыть суть земного совершенства, которую художник передает в своей картине: Освященная солнцем крестьянка в ярком русском сарафане сама похожа на радостно шагающую по земле весну…

Вопрос учителя: А что представляет собой русский сарафан и когда этот вид одежды появился на Руси?

Дети: Одежда на Руси были свободные, длинные, красочные.

Сарафаны известны на Руси с 14 века. Они были разного покроя, но чаще прямые, без рукавов. Шили их из различных тканей: знатные и богатые – из шелковых, парчевых, шерстяных, а бедный люд – из конопляного и льняного полотна.

На экране слайд:

  • «Повседневная женская одежда первой половине ХIХ века».
  • «Одежда потомков военно-служилых людей. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Московского государства».
  • «Женская одежда Михайловского уезда Рязанской губернии ХIХ века».

Учитель: Под сарафаном носили длинную белую рубаху. И обязательно и в мужской и женской и детской одежде был пояс. Он оберегал от несчастья и злых духов.

Вопрос учителя: А что еще являлось неотъемлемой частью женского костюма?

Дети: Головной убор и украшение.

Учитель: Правильно ребята. Головной убор – образ неба. Молодые девушки носили атласные ленты на голове, а в праздники – венки. А замужняя женщина волосы прятала полностью. Считалось большим позором даже дома ходить без головного убора.

На экране слайды:

  • Костюм просватанной невесты. На голове девичий венец. Окского района ХIХ.
  • Девичий головной убор – полотенце Рязанская губерния ХIХ.
  • Женские головные уборы. Рязанская губерния ХIХ века.
  • Девичий венец – «банты» – с задушниками и ожерелками. Тамбовская губерния ХIХ века.

Учитель: Весели головные уборы до 7кг, могли иметь разную форму и конечно, разнообразную отделку. Вспомните нашу экскурсию в Рязанский Кремль. Там вы воочию могли соприкоснуться и увидеть красоту ни только народной одежды, но в целом национальных традиций и быта наших предков, которые находили свое отражение в наши дни.

На экране слайд: Современный сценический костюм в народном стиле.

Учитель: А сейчас давайте представим нашу заочную экскурсию по выставке и посмотрим, как еще изображали русских красавиц живописцы. Гармония природы и человека нашли свое отражение в картине художника К.А. Коровина «Северная идиллия».

На экране слайд: К.А. Коровин «Северная идиллия».

Раскрывающей поэтический образ девушек-пастушек в народных русских сарафанах. Они слушают как играет на свирели пастушек «Лель» – герой волшебной сказки «Снегурочка» к которой композитор Римский Корсаков написал музыку, а художники «Васнецов и Коровин создали декорации и костюмы для театральной постановки оперы «Снегурочка».

Вопрос учителя: Как вы думаете, одеждой для людей какого сословия общества был сарафан когда он только появился на Руси!

Дети: Только женщинам из царской семьи и знатным боярыням разрешалось носить сарафаны, которые шились из дорогих заморских тканей: парчи шелка, бархата. С особой точностью красоту национальной одежды, для людей высшего сословия передали художники-портретисты. И мы можем это увидеть в портретном жанре.

На экране слайд: Например перед вами портрет дочери Агафьи художника Дмитрия Левицкого.

Учитель: Мы увидели юную девушку, одетую в характерный русский костюм. На голове кокошник – чисто русский головной убор. Она необычно привлекательна и трогательна.

На экране слайд: В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства».

Учитель: А это картина великого русского художника сказочника В.М. Васнецова». Мы видим, что их одежда украшена тканными узорами, вышивкой, драгоценными камнями. Как сказочная птица выступает женщина в таком праздничном наряде. Наряд поражает обилеем украшений и орнаментов, каждая деталь, которого несет свое символическое значение.

Вопрос учителя: А давайте с вами вспомним, что такое орнамент?

Дети: Орнамент – это узор или украшение.

На экране слайд: Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке, каких ни будь элементов.

Учитель: Виды орнаментов:

  • символический;
  • геометрический;
  • растительный;
  • фантастический;
  • животный.

На экране слайд:

На вид орнамент неприметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет
Быть может нитками
Зигзаги.
В узоры вытканы не зря,
И мы с тобою видим
Знаки.
Славянского календаря.

Учитель: Большую роль в украшении национальной одежды играла вышивка с геометрическим, растительным, животным орнаментами, которая использовалась в других предметах быта: скатерти, полотенца, салфетки. И сегодня находит большое применение в жизни в творчестве художников, модельеров, в сценическом костюме…

Практическая работа.

Учитель: Вы много сегодня еще увидим и услышим об особенностях национальной одежды. Все это бесспорно вам поможет в выполнении практического задания, которое сегодня мы продолжим выполнять в цвете.

На экране слайд: Цветовой круг.

Учитель: Цвет в жизни человека и в орнаменте играет существенную роль. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику человека. С цветом в той или иной степени в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источникам всего живого на земле.

- Работа с цветовым кругом.

- Материалы в декоративно-прикладном искусстве.

- Материалы для создания эскиза и разработки орнамента в русском сарафане и правила пользования ими.

Ваша задача: точно и выразительно передать красоту, устройство и цветовое звучание орнамента в русском сарафане.

На экране демонстрируются слайды с изображением русского народного костюма, бытовой утвари, вышитые полотенца, скатерти, салфетки, головные уборы в сопровождении русской народной песни «Прялица».

- Выполнение учащимися эскиза орнамента в народном костюме.

- Индивидуальная работа учителя ИЗО с детьми.

- Завершенные работы положить на край карты.

Учитель музыки: Ребята помните на прошлом уроке мы говорили какой цвет на Руси был синонимом красивого?

Дети: Красный.

Учитель: Действительно «красна девица; красно солнышко» так называли в народе что-то красивое. Так же во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни. Например назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты?

Дети: Красный.

Учитель: Верно. А о каком событии речь если первая строчка звучит так:

Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан.

Дети: О свадьбе.

Учитель: Ребята я предлагаю послушать эту песню.

Учитель музыки исполняет р.н.п. «Красный сарафан».

Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан
Не входи, родимая
Попусту в изъян.

Рано мою косыньку
На две расплетать
Прикажи мне русую
В ленту убирать.

Золотая волюшка.
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой.
В свете ничего!

Дитя мое, дитятко
Дочка милая!
Головка победная.
Неразумная!

Не век тебе пташечкой.
Звонко распевать.
Легкокрылой бабочкой.
По цветам порхать.

И я молодешенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.

 

Учитель: Ребята скажите, а сколько лет этой песни 50 или 100 лет?

Дети: Наверное 100 лет.

Учитель: Эту песню написал в начале xΙx века актер и певец Н.Г Цыганов, а музыку Александр Егорович Варламов. Скажите ребята пожалуйста а с какой русской народной песней можно сравнить песню «Красный сарафан».

Дети: Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Учитель: Что общего между двумя песнями? Какая здесь общая сюжетная линия?

Дети: То, что девушке трудно жить на Руси. И часто без ведома девушки,насильно выдавали замуж. Девушка просит свою мать, чтобы ее не выдавали замуж.

На экране слайд: Ф. Журавлев «Не равный брак».

Учитель: Ребята посмотрите девушка в красивом белоснежном платье, а на голове нежная, струящиеся фата. Но девушка вся в горе утанула в слезах. В день свадьбы она глубоко несчастлива, потому, что выходит замуж без любви. Возле нее стоит грозный отец и по всей видимости заставляет в приказном порядке свою дочь выйти замуж.

- Ребята вспомните ведь многие композиторы включали в свое творчество народную песню.

Дети: Н.А. Римский-Корсаков «Садко», «Снегурочка». М.П. Мусорский «Хованщина», «Плывет, плывет лебедушка».  И. Стравинский «Балет». М.И. Глинка «Иван Сусанин» песня-романс «Не о том, скорблю, подруженьки».

На экране слайд: Антонида из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Антонида – образ русской девушки. Увели враги Ивана Сусанина – отца Антониды. Не вернется он больше в дом. И в ответ на слова подружек Антонида поет свою песню-романс. «Не о том скорблю, подруженьки, я горюю не о том, что мне жалко воли девичьей, что оставлю отчий дом»! Задушевная, простая мелодия, трогательная интонации народных причитаний раскрывают внутренний мир героини, ее боль за отца. И конечно не хочет покидать родной дом после своего замужества.

- А сейчас послушайте фрагмент музыкального произведения.

Звучит фрагмент «Четвертой симфонии» (финал) П.И Чайковского.

Учитель: Как называется, это произведение?

Дети: «Четвертая симфония» П.И Чайковский.

Учитель: Ребята скажите пожалуйста, а какую мелодию использовал композитор?

Дети: Русская народная песня «Во поле березка стояла».

Учитель: К какому жанру она относится?

Дети: Эта песня хороводная.

Учитель: Тема изменяется?

Дети: Да конечно изменяется варьируется.

Учитель: Какие динамические оттенки присутствуют в этом произведении?

Дети: Тема звучит мягко, спокойно, а затем видоизменяется и звучит.

Учитель: Какой оркестр исполняет это произведение?

Дети: Симфонический.

Итог урока.

Учитель: Репродукции каких художников вы запомнили?

Дети: Венецианов «Жнецы» Коровин «Северная идиллия». Д.Левицкий «Портрет Агафьи». В.М Васнецов «Три царевны подземного царства».

Учитель: Какие жанры упомянули на уроке, где встречаются интонации р.н.п.

Дети: Опера, балет, симфония.

Учитель: Какой след оставил сарафан в ваших душах?

Дети: Русский национальный костюм, а именно – русский сарафан воспевали в своем творчестве и художники и композиторы и так - же он оставил след в современном мире как сценический образ в исполнении танцев, хороводов, русских народных песен, театрализованных представлений.

Учитель: Молодцы ребята, вы очень хорошо работали! Вам понравился урок.

Дети: Очень!

Учитель: Мне тоже.

Я знаю Россию по песня
По тем, что народ сберегал.
Из слов – самоцветов, кудесник
Что день, то и строчка – слагал,

В России есть города, поселки, деревни, есть в ней столица Москва. И в нашем районе есть, всеми нами любимые прекрасные Подлипки, которые свято хранят источники народного фольклора, бытовые особенности и много-много всего, что связано с культурой и искусством русского народа. Это наша малая родина. Это наш маленький «Уголок России».

В исполнении учащихся звучит песня «Уголок России» (муз. В. Шаинского, слова Е. Шевелевой).