Тип урока: введение новых знаний.
Вид урока: интегрированный урок.
Цель урока: воспитание любви к Родине и народным традициям через произведения музыки и изобразительного искусства и национальной одежды.
Задачи:
- Познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов.
- Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров.
- Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.
План урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово, Россия – Родина моя
- Учитель изобразительного искусства. Знакомство с
шедеврами изобразительного искусства русских художников.
- А. Г. Венецианов. «Жнецы».
- А. Г. Венецианов. « На пашне. Весна».
- К. А. Коровин. «Северная идиллия».
- Д. Левицкий «Портрет дочери Агафьи.
- В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства».
- Виды орнамента.
- Практическая работа. Учитель музыки.
- Р.Н.П. «Красный сарафан» – исполнения.
- «Четвертая симфония» – фрагмент.
- Итог урока.
- «Уголок России» – исполнение.
Оформление класса:
- экран, стенд «По обычаю дедову»;
- образцы русского народного костюма;
- сценические костюмы разработаны по традициям народной одежды;
- образцы эскизов русских сарафанов;
- шаблоны для выполнения практической части.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Урок наш будет не обычный, интегрированный.
На этом уроке два учителя: учитель музыки и учитель изобразительного искусства. Тема нашего урока «Русский сарафан в музыке и живописи».
Есть у каждого времени песни свои
О дороге, о доме о первой любви
Только есть одна песня
всех песен главней
Слово Родина – самое первое в ней.
Учитель музыки: Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию. Потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Наша страна богатая талантами, традициями, культурой, людьми. Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народным творчеством. Так – же можно сказать о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Многие гениальные художники и композиторы в своём творчестве обращались к образу простой девушки, где главной одеждой для неё был – русский сарафан.
Учитель изобразительного искусства: Наш урок поможет вам сегодня понять, что музыка и изобразительное искусство, созвучны между собой, них нашли своё яркое отражение по натуре своей – художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.
Основным занятием русских крестьян, издавна было земледелие, прядение и ткачество, основная работа русских женщин. Создаваемые ими полотна ткани раскрывали творческое воображение, раскрывали черты узорного ткачества характерные для той или иной области, что нашли отражение в народном костюме.
Красота русской народной одежды впитала в себя красоту природного окружения. Убедится в этом нам поможет знакомство с шедеврами изобразительного искусства русских художников.
Перед вами на экране слайд А. Г. Венецианов «Жнецы».
Когда художник переехал в свою усадьбу в Тверской губернии, он увидел здесь жизнь прежде ему не известную и создал серию картин на темы крестьянской жизни. Посмотрите внимательно, как через бытовой жанр, он талантливо передает образ русской женщины-труженицы. Картина радует глаз своей красотой и покоем изображаемого сюжета: уставшие жнецы, сколько в их лицах душевной чистоты и любви, порхающие бабочки и женщина в русском сарафане…
На экране слайд: А.Г. Венецианова «На пашне. Весна».
Другая картина художника А.Г Венецианова «На пашне. Весна» народной поэзии. И всматриваясь в образ этой русской женщины без усилий ведущей по пашни лошадей, с нежной улыбкой смотрящей на играющего ребенка не вольно вспоминаешь народные слова.
Пойду я во чисто поле –
Под красное солнце
Стану я во чистом поле,
На ровное место
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
В главу свою кладу.
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми узорами…
Это поэтическая народная мудрость помогает раскрыть суть земного совершенства, которую художник передает в своей картине: Освященная солнцем крестьянка в ярком русском сарафане сама похожа на радостно шагающую по земле весну…
Вопрос учителя: А что представляет собой русский сарафан и когда этот вид одежды появился на Руси?
Дети: Одежда на Руси были свободные, длинные, красочные.
Сарафаны известны на Руси с 14 века. Они были разного покроя, но чаще прямые, без рукавов. Шили их из различных тканей: знатные и богатые – из шелковых, парчевых, шерстяных, а бедный люд – из конопляного и льняного полотна.
На экране слайд:
- «Повседневная женская одежда первой половине ХIХ века».
- «Одежда потомков военно-служилых людей. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Московского государства».
- «Женская одежда Михайловского уезда Рязанской губернии ХIХ века».
Учитель: Под сарафаном носили длинную белую рубаху. И обязательно и в мужской и женской и детской одежде был пояс. Он оберегал от несчастья и злых духов.
Вопрос учителя: А что еще являлось неотъемлемой частью женского костюма?
Дети: Головной убор и украшение.
Учитель: Правильно ребята. Головной убор – образ неба. Молодые девушки носили атласные ленты на голове, а в праздники – венки. А замужняя женщина волосы прятала полностью. Считалось большим позором даже дома ходить без головного убора.
На экране слайды:
- Костюм просватанной невесты. На голове девичий венец. Окского района ХIХ.
- Девичий головной убор – полотенце Рязанская губерния ХIХ.
- Женские головные уборы. Рязанская губерния ХIХ века.
- Девичий венец – «банты» – с задушниками и ожерелками. Тамбовская губерния ХIХ века.
Учитель: Весели головные уборы до 7кг, могли иметь разную форму и конечно, разнообразную отделку. Вспомните нашу экскурсию в Рязанский Кремль. Там вы воочию могли соприкоснуться и увидеть красоту ни только народной одежды, но в целом национальных традиций и быта наших предков, которые находили свое отражение в наши дни.
На экране слайд: Современный сценический костюм в народном стиле.
Учитель: А сейчас давайте представим нашу заочную экскурсию по выставке и посмотрим, как еще изображали русских красавиц живописцы. Гармония природы и человека нашли свое отражение в картине художника К.А. Коровина «Северная идиллия».
На экране слайд: К.А. Коровин «Северная идиллия».
Раскрывающей поэтический образ девушек-пастушек в народных русских сарафанах. Они слушают как играет на свирели пастушек «Лель» – герой волшебной сказки «Снегурочка» к которой композитор Римский Корсаков написал музыку, а художники «Васнецов и Коровин создали декорации и костюмы для театральной постановки оперы «Снегурочка».
Вопрос учителя: Как вы думаете, одеждой для людей какого сословия общества был сарафан когда он только появился на Руси!
Дети: Только женщинам из царской семьи и знатным боярыням разрешалось носить сарафаны, которые шились из дорогих заморских тканей: парчи шелка, бархата. С особой точностью красоту национальной одежды, для людей высшего сословия передали художники-портретисты. И мы можем это увидеть в портретном жанре.
На экране слайд: Например перед вами портрет дочери Агафьи художника Дмитрия Левицкого.
Учитель: Мы увидели юную девушку, одетую в характерный русский костюм. На голове кокошник – чисто русский головной убор. Она необычно привлекательна и трогательна.
На экране слайд: В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства».
Учитель: А это картина великого русского художника сказочника В.М. Васнецова». Мы видим, что их одежда украшена тканными узорами, вышивкой, драгоценными камнями. Как сказочная птица выступает женщина в таком праздничном наряде. Наряд поражает обилеем украшений и орнаментов, каждая деталь, которого несет свое символическое значение.
Вопрос учителя: А давайте с вами вспомним, что такое орнамент?
Дети: Орнамент – это узор или украшение.
На экране слайд: Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке, каких ни будь элементов.
Учитель: Виды орнаментов:
- символический;
- геометрический;
- растительный;
- фантастический;
- животный.
На экране слайд:
На вид орнамент неприметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет
Быть может нитками
Зигзаги.
В узоры вытканы не зря,
И мы с тобою видим
Знаки.
Славянского календаря.
Учитель: Большую роль в украшении национальной одежды играла вышивка с геометрическим, растительным, животным орнаментами, которая использовалась в других предметах быта: скатерти, полотенца, салфетки. И сегодня находит большое применение в жизни в творчестве художников, модельеров, в сценическом костюме…
Практическая работа.
Учитель: Вы много сегодня еще увидим и услышим об особенностях национальной одежды. Все это бесспорно вам поможет в выполнении практического задания, которое сегодня мы продолжим выполнять в цвете.
На экране слайд: Цветовой круг.
Учитель: Цвет в жизни человека и в орнаменте играет существенную роль. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику человека. С цветом в той или иной степени в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источникам всего живого на земле.
- Работа с цветовым кругом.
- Материалы в декоративно-прикладном искусстве.
- Материалы для создания эскиза и разработки орнамента в русском сарафане и правила пользования ими.
Ваша задача: точно и выразительно передать красоту, устройство и цветовое звучание орнамента в русском сарафане.
На экране демонстрируются слайды с изображением русского народного костюма, бытовой утвари, вышитые полотенца, скатерти, салфетки, головные уборы в сопровождении русской народной песни «Прялица».
- Выполнение учащимися эскиза орнамента в народном костюме.
- Индивидуальная работа учителя ИЗО с детьми.
- Завершенные работы положить на край карты.
Учитель музыки: Ребята помните на прошлом уроке мы говорили какой цвет на Руси был синонимом красивого?
Дети: Красный.
Учитель: Действительно «красна девица; красно солнышко» – так называли в народе что-то красивое. Так же во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни. Например назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты?
Дети: Красный.
Учитель: Верно. А о каком событии речь если первая строчка звучит так:
Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан.
Дети: О свадьбе.
Учитель: Ребята я предлагаю послушать эту песню.
Учитель музыки исполняет р.н.п. «Красный сарафан».
Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан
Не входи, родимая
Попусту в изъян.Рано мою косыньку
На две расплетать
Прикажи мне русую
В ленту убирать.Золотая волюшка.
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой.
В свете ничего!Дитя мое, дитятко
Дочка милая!
Головка победная.
Неразумная!Не век тебе пташечкой.
Звонко распевать.
Легкокрылой бабочкой.
По цветам порхать.И я молодешенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.
Учитель: Ребята скажите, а сколько лет этой песни 50 или 100 лет?
Дети: Наверное 100 лет.
Учитель: Эту песню написал в начале xΙx века актер и певец Н.Г Цыганов, а музыку Александр Егорович Варламов. Скажите ребята пожалуйста а с какой русской народной песней можно сравнить песню «Красный сарафан».
Дети: Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Учитель: Что общего между двумя песнями? Какая здесь общая сюжетная линия?
Дети: То, что девушке трудно жить на Руси. И часто без ведома девушки,насильно выдавали замуж. Девушка просит свою мать, чтобы ее не выдавали замуж.
На экране слайд: Ф. Журавлев «Не равный брак».
Учитель: Ребята посмотрите девушка в красивом белоснежном платье, а на голове нежная, струящиеся фата. Но девушка вся в горе утанула в слезах. В день свадьбы она глубоко несчастлива, потому, что выходит замуж без любви. Возле нее стоит грозный отец и по всей видимости заставляет в приказном порядке свою дочь выйти замуж.
- Ребята вспомните ведь многие композиторы включали в свое творчество народную песню.
Дети: Н.А. Римский-Корсаков «Садко», «Снегурочка». М.П. Мусорский «Хованщина», «Плывет, плывет лебедушка». И. Стравинский «Балет». М.И. Глинка «Иван Сусанин» песня-романс «Не о том, скорблю, подруженьки».
На экране слайд: Антонида из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Антонида – образ русской девушки. Увели враги Ивана Сусанина – отца Антониды. Не вернется он больше в дом. И в ответ на слова подружек Антонида поет свою песню-романс. «Не о том скорблю, подруженьки, я горюю не о том, что мне жалко воли девичьей, что оставлю отчий дом»! Задушевная, простая мелодия, трогательная интонации народных причитаний раскрывают внутренний мир героини, ее боль за отца. И конечно не хочет покидать родной дом после своего замужества.
- А сейчас послушайте фрагмент музыкального произведения.
Звучит фрагмент «Четвертой симфонии» (финал) П.И Чайковского.
Учитель: Как называется, это произведение?
Дети: «Четвертая симфония» П.И Чайковский.
Учитель: Ребята скажите пожалуйста, а какую мелодию использовал композитор?
Дети: Русская народная песня «Во поле березка стояла».
Учитель: К какому жанру она относится?
Дети: Эта песня хороводная.
Учитель: Тема изменяется?
Дети: Да конечно изменяется варьируется.
Учитель: Какие динамические оттенки присутствуют в этом произведении?
Дети: Тема звучит мягко, спокойно, а затем видоизменяется и звучит.
Учитель: Какой оркестр исполняет это произведение?
Дети: Симфонический.
Итог урока.
Учитель: Репродукции каких художников вы запомнили?
Дети: Венецианов «Жнецы» Коровин «Северная идиллия». Д.Левицкий «Портрет Агафьи». В.М Васнецов «Три царевны подземного царства».
Учитель: Какие жанры упомянули на уроке, где встречаются интонации р.н.п.
Дети: Опера, балет, симфония.
Учитель: Какой след оставил сарафан в ваших душах?
Дети: Русский национальный костюм, а именно – русский сарафан воспевали в своем творчестве и художники и композиторы и так - же он оставил след в современном мире как сценический образ в исполнении танцев, хороводов, русских народных песен, театрализованных представлений.
Учитель: Молодцы ребята, вы очень хорошо работали! Вам понравился урок.
Дети: Очень!
Учитель: Мне тоже.
Я знаю Россию по песня
По тем, что народ сберегал.
Из слов – самоцветов, кудесник
Что день, то и строчка – слагал,
В России есть города, поселки, деревни, есть в ней столица Москва. И в нашем районе есть, всеми нами любимые прекрасные Подлипки, которые свято хранят источники народного фольклора, бытовые особенности и много-много всего, что связано с культурой и искусством русского народа. Это наша малая родина. Это наш маленький «Уголок России».
В исполнении учащихся звучит песня «Уголок России» (муз. В. Шаинского, слова Е. Шевелевой).