Классный час "Мы разные - в этом наше богатство, но мы вместе - в этом наша сила"

Разделы: Классное руководство


На доске написано: «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

1. – Здравствуйте, ребята, я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным, удачным. Главной целью нашего классного часа будет выяснение, в чем же состоит наше с вами богатство и где сокрыта наша сила. И  итогом нашего  классного  часа будет выполнение   небольшой  проектной работы в форме коллажа, которая должна полностью соответствовать нашей теме.

2. Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями. Он взрастил в нас агрессивную реакцию на восприятие человеком превратностей судьбы, без которых наша жизнь невозможна или в которых подчас мы виноваты сами. Если нам плохо, то кто-то в этом виноват. Нет работы – виноваты приезжие, растет уровень преступности – виноваты приезжие, если нам и нашим близким плохо, то, конечно, виноваты чужие! НО!  Давайте задумаемся! Общее число погибших в годы Первой и Второй мировых войн составляет 65 миллионов человек. Во времена сталинских репрессий погибло в тюрьмах и концлагерях более 643 тысяч человек, только на Бутовском полигоне – 20 тыс. 765 чел., в афганскую войну наша страна потеряла 13 тысяч 833 человек, а сколько пропало без вести, сколько вернулось калеками нравственными и физическими… И это касается не только русского населения, ведь во время Великой отечественной войны, когда фашисты проводили политику геноцида, сталинских репрессий, афганской, чеченских войн погибали представители всех национальностей, живущих на территории России. А Россия, как вы знаете, очень многонациональна и, казалось бы, совершенно неуместно проповедовать здесь национализм и расизм (Вопрос классу: Что такое национализм?), но тем не менее все знают об убийстве скинхедами Сергея Николаева 20 октября 2007 года, гроссмейстера мирового класса, талантливейшего человека,  который объездил весь мир,  а убили его у себя  дома, в России, только за то, что он был якутом по национальности. А бурятская команда КВН из Улан-Удэ… Список этот можно продолжать бесконечно, но слишком больно… Не случайно, что в 1989 году из уст Генерального директора Юнеско Федерико Майора впервые прозвучала идея «Культуры Мира», что означает на русском языке искусство, культуру жить в мире, умение быть всегда и во всем предельно толерантными, избегая конфликтов.

Культура мира – культура разрешения конфликта, направленная на  переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.

Цель культуры мира – не устранение конфликтов (без которых наша жизнь невозможна), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на восьми принципах.

(Принципы выведены на экран)

3. Давайте их с вами перечислим. (Дети по очереди читают с экрана)

1) Уважение прав, достоинства и жизни каждого человека – уважение всех прав и прав всех людей.
2) Ненасилие, имеется в виду отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания.
3)  Щедрость души: умение жить вместе без отчуждения и несправедливости.
4) «Слушать, чтобы слышать» – на свободном обмене информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.
5) Сохранение планеты – необходима уверенность, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.
6) Толерантность – сознание того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.
7) Равноправие мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества.
8) Демократия – каждый имеет свой голос при принятии коллективных решений. 

Все эти проекты, казалось бы, похожи на утопию, но люди всегда стремились к несбыточному, к мечте, иногда самые безумные идеи все-таки претворяются в жизнь. Вспомните хотя бы полеты в космос.   Говорить о переходе к культуре мира можно только при комплексном соблюдении всех восьми принципов. 
А теперь, внимание! (Весь класс делится на 2 команды)

4. Практическая работа

– Ребята, перед вами лежат по две карточки разного цвета, вы должны выбрать для каждого понятия свой цвет по ассоциации и написать то слово, с которым ассоциируется данное понятие. Понятия такие

1) Толерантность
2) Конфликт

То есть, другими словами, с каким цветом и словом ассоциируется у вас данное понятие, например : конфликт – коричневая карточка, слово «ненависть».

(Карточки готовы. Далее все они приклеиваются на скотч и вывешиваются на доске,
справа ассоциации о толерантности, слева – о конфликте. В зависимости от времени можно попросить детей прокомментировать свои ответы)

5. А теперь, ребята, давайте составим определения этих двух понятий, в соответствии с вашими ассоциациями

6. Работа по группам

– Внимание, ребята! Проблемные вопросы:

1) Насколько вообще возможно существование и развитие общества без конфликтов и столкновения интересов.

2) Что мы можем сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему? Очень важно, чтобы вы, ребята, были искренни в своих ответах.

7. Игра в ситуации:

Швейцарская академия развития и Научно-методический центр «Гуманист» представляют новый проект – компьютерную игру «Другие мы» для того, чтобы снизить уровень ксенофобии в современном российском обществе.

Ситуация «Поздний час»

Подземный переход, поздний вечер. Вы видите, как молодой африканец пытается убежать от группы парней, вооруженных палками и дубинками.

А. Отвлечь нападающих громкими криками, угрозами.
Б. Выбежать на улицу, позвать на помощь прохожих.
В. Запомнить приметы нападающих, отойти в безопасное место, вызвать милицию.

Ситуация «Новенький»

В середине года в классе появился новенький. Он некрасивый, сильно заикается, очень стеснительный. Ребята все в открытую начали смеяться над ним. Как помочь мальчику?

А. Попробовать подружиться с ним.
Б. Договориться с одноклассниками и заступиться за мальчика.
В.Обратиться за помощью к старшим (к  классному руководителю, к родителям, к директору школы)

Ситуация «В электричке»

В вагон электрички вваливается толпа возбужденных, кричащих фанатов. Несколько парней отделяются от своих приятелей и зачем-то идут по вагону, разглядывая пассажиров. Около одного из них (парень явно не русской национальности) они останавливаются и начинают, повалив его на пол, наносить ему жуткие удары по лицу и телу. Все пассажиры делают вид, что ничего не происходит.

А. Дождаться остановки, выбежать из вагона, позвать на помощь.
Б. Попросить кого-то из пассажиров помочь остановить хулиганов.
В. Найти переговорное устройство, сказать машинисту, что в вагоне драка.

Ситуация «Происхождение»

У твоего друга все дедушки и бабушки разных национальностей, но он считает себя русским. Прав ли он, если с одной стороны у него поляки и евреи, а с другой – белорусы и эстонцы?

А. Кем считает он себя сам, той национальности он и является.
Б. Какой национальности относится его фамилия.
В. Раз он живет в России, русский язык – его родной язык и у него русский менталитет, то он русский.

8. Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшую проектную работу.

Работая по группам, нам необходимо составить плакаты-коллажи на темы (по выбору): «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила», «Нет фашизму!», «Нет насилию!».

(Каждая группа получает одинаковые картинки и должна выбрать для работы нужные. При  защите своего проекта  ребята должны прокомментировать его).

9. Слово учителя.

– Жизнь так коротка, жаль растрачивать ее на ненависть, надо жить, надо радоваться жизни, некоторые вещи нам даны свыше, и мы не можем их выбирать: это Родина и  родители.
Но мы вправе выбрать ту дорогу, по которой мы пойдем, – по тропе ненависти, человеконенавистничества или по дороге мира, милосердия, любви, согласия.

Все вместе: «Мы разные – в этом наше богатство, но мы вместе – в этом наша сила!»

Приложение