Комплекс упражнений по формированию связной речи учащихся школы VIII вида

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Основное внимание в специальном обучении уделяется развитию речевых умений, позволяющих школьникам создавать высказывания, построенные по правилам литературного языка. К высказываниям умственно отсталых учащихся предъявляются требования смысловой развёрнутости и правильного лексико-грамматического оформления. Успешность самостоятельного формирования и оформления содержания связных высказываний умственно отсталыми детьми во многом определяется особенностями их познавательной деятельности. Недостатки познавательной деятельности, характерные для учащихся СКОШ VIII вида, в большей или меньшей степени отражаются в их речи.

При использовании связной речи появляется возможность активизировать и совершенствовать те речевые умения умственно отсталых школьников, которые актуальны для реальных жизненных ситуаций.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

Работа над формированием связной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает им более успешную социальную адаптацию в обществе.

Чтобы оценить возможности ребёнка, необходимо оценить ещё и такой показатель, который бы ориентировал дефектолога на ближайшую перспективу его развития. В качестве такого параметра мы использовали обучаемость, под которой понимали возможности ученика оперировать учебным материалом и степень его самостоятельности в этом. Параметры определялись по четырём уровням. Здесь использовалась классификация учащихся СКОШ VIII вида по возможностям обучения, предложенная В.В.Воронковой.

Классификация учащихся СКОШ VIII вида по В.В.Воронковой (характеристика учащихся по возможности обучения).

Группа Характеристика особенностей детей Коррекционно-воспитательные мероприятия
I. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Задания, как правило, выполняют самостоятельно. Используют имеющийся опыт при выполнении новой работы. Сознательно усваивают программный материал. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешно применяют на практике. При выполнении более сложный заданий нуждаются в незначительной активизирующей помощи взрослых. Помощь в виде побуждения (подумай, вспомни) или незначительная помощь при выполнении очень сложных заданий.
II. Достаточно успешно обучаются, испытывая несколько большие трудности, чем учащиеся I группы. Понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изученный материал, но без помощи сделать выводы и обобщения не могут. Отмечаются меньшей самостоятельностью, нуждаются в помощи учителя. При переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью. Свои действия объясняют недостаточно точно. Помощь в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
III. Учащиеся с трудом усваивающие программный материал. Недостаточно осознают сообщаемый материал, с трудом определяют главное, не могут установить логическую связь. Нуждаются в дополнительном объяснении. Низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже. Умеют применять знания и умения при выполнении аналогичных заданий. Требуют постоянной организации своей деятельности. Нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логических, наглядных предметно-практических). Меньший объем материала, помощь в выполнении. Работа по образцу.
IV. Учащиеся овладевающие учебным материалом на самом низком уровне. Самостоятельно сделать простейшие выводы, даже повторить не могут. Знания усваивают механически, быстро забываются. Требуется неоднократное объяснение. Использование наглядности. Подкреплять большим количеством примеров и упражнений. Помощь в виде прямой подсказки.

Упражнения по формированию связной речи.

Упражнение 1.

Цель:

  1. Развивать умение сравнивать, анализировать.
  2. Воспитывать самостоятельность в принятии решений.

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • карточки с «лишними» словами.

Выполняется в устной форме. 1 и 2 группа – самостоятельно по карточкам, 3 и 4 – при помощи учителя.

Найди в каждой группе прилагательных лишнее. Объясни, почему оно лишнее.

  1. Горький, розовый, солёный, сладкий, пресный.
  2. Лиловый, фиолетовый, красный, оранжевый, шёлковый.
  3. Молодой, гигантский, огромный, большой, громадный.
  4. Грубый, ласковый, нежный, тонкий.
  5. Утренний, морозный, вечерний, ночной.
  6. Прекрасный, старый, пожилой, юный, молодой.
  7. Холодный, морозный, жаркий, жуткий.

Упражнение 2.

Цель:

  1. Преодолевать инертность психических процессов.
  2. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование:

  • запись на доске или мультимедиа;
  • индивидуальные карточки со словами (10 слов).

Выполняется коллективно со всей группой учащихся. Замени выделенное сочетание прилагательными. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

  1. Известие, принёсшее радость.
  2. Дождь, после которого начинают расти грибы.
  3. Горка, покрытая льдом.
  4. Лес, в котором растут только сосны.
  5. Дно, покрытое песком.
  6. Цветок, который растёт в комнате.
  7. Песня, навеявшая грусть.
  8. Поезд, который перевозит пассажиров.
  9. Вагон, в котором перевозят багаж.
  10. Кисель, приготовленный из клюквы.

Учащимся 1 и 2 группы предлагается записать коллективно составленные предложения. 3 группа – списывает с карточки. 4 группа работает над чтением составленных предложений вместе с учителем.

Упражнение 3.

Цель:

  1. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
  2. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

Оборудование.

  • карточки с данными существительными;
  • картинки или рисунки дождливой осени, туманного утра, летнего жаркого дня.

Выполняется в устной форме. Фронтальный вид работы.

  1. Образовать прилагательные от данных существительных:
    • Осень, дождь.
    • Утро, туман.
    • Вечер, прохлада.
    • Лето, зной.
  2. Составить словосочетания, состоящие из данных существительных и образованных от них прилагательных:
    • Осенний дождь.
    • Дождливая осень.
  3. Составить предложения с полученными словосочетаниями:
    • На дворе моросит мелкий осенний дождь.
    • В этом году выдалась дождливая осень.

Усвоение слов обобщающего характера.

Упражнение 4.

Цель:

  1. Развивать умение группировать предметы.
  2. Формировать навык самоконтроля.

Оборудование: одинаковые наборы предметных картинок для каждой группы учащихся.

1, 2, 3 группы выполняют самостоятельно в письменном виде. 4 группе предложены картинки, которые нужно разложить на две группы. При проверке задания учащиеся читают записанные слова, 4 группа сопровождает чтение показом картинок. Продолжи список слов.

  1. Одушевлённые имена существительные: (кто?) кошка, волк, воробей, ...
  2. Неодушевлённые имена существительные: (что?) солнце, дерево, мяч, ...

Упражнение 5.

Цель:

  1. Расширять активный словарь.
  2. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

Оборудование: мультимедиа.

Выполняется коллективно в устной форме. Идёт фронтальная беседа о профессиях родителей, о родном городе. Подбери конкретные имена существительные. Поставь к ним вопросы.

  1. Профессии людей: (кто?) столяр, слесарь, ...
  2. Птицы: ( ...?) ...
  3. Деревья: ( ...?) ...
  4. Дни недели: ( ...?) ...
  5. Города: ( ...?) ...
  6. Имена людей: ( ...?) ...
  7. Цветы: ( ...?) ...
  8. Домашние животные: ( ...?) ...

Упражнение 6.

Цель:

  1. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.
  2. Воспитывать умение анализировать свою деятельность.

Оборудование:

  • тематические предметные картинки;
  • сигнальные карточки.

1 группа выполняет самостоятельно в письменном виде. 2, 3, 4 группы с помощью учителя устно. Из данных ниже слов выделите и сгруппируйте слова, которые обозначают растения и места, где они растут:

  • деревья;
  • злаки;
  • грибы;
  • цветы;
  • ягоды;
  • места, где растут растения.

Ельник, пион, дубрава, мак, бор, болото, боровик, тайга, рис, рыжик, клюква, кедр, пальма, василёк, роза, брусника, шиповник, рожь, рябина, берёза, одуванчик, клумба, овёс, подберёзовик, березняк, сыроежка, пшеница, поле, тюльпан, кукуруза, дуб, малина, парк, незабудка, черника, приусадебный участок, маслёнок, сосна, оазис, земляника, ель, роща, степь, смородина, кабачок, арбуз, помидор, бахча, сад, груша, огород, дыня, вишня.

Работа над усвоением значения слова в словосочетании, предложении.

Упражнение 7.

Цель:

  1. Развивать словесно-логическую память.
  2. Вырабатывать положительные привычки поведения.

Оборудование: мультимедиа.

Выполняется всеми письменно. Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

  1. Туча (медная, свинцовая, цинковая).
  2. Нервы (оловянные, серебряные, стальные).
  3. Аппетит (волчий, кроличий, тигровый).
  4. Здоровье (медное, стальное, железное).
  5. Услуга (заячья, лисья, медвежья).
  6. Желание (сильное, крепкое, могучее).
  7. Спор (горячий, огненный, тёплый).
  8. Встреча (тёплая, жаркая, горячая).

Упражнение 8.

Цель:

  1. Учить строить умозаключения.
  2. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование:

  • карточки со словосочетаниями;
  • предметные картинки.

Выполняется коллективно устно. Составить предложения с данными словосочетаниями.

  1. Глубокая река, глубокая старость.
  2. Горькая редька, горькая правда.
  3. Крепкий чай, крепкая дружба.
  4. Стальной нож, стальной характер.
  5. Каменный дом, каменное сердце.
  6. Мягкий диван, мягкий климат.

Упражнение 9.

Цель:

  1. Развитие экспрессивной стороны речи.
  2. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: карточки со словосочетаниями у каждого учащегося.

Выполняется коллективно устно. Объясните данные ниже словосочетания; дайте им определения по образцу. Составьте с каждым словосочетанием по два предложения.

Образец. Овощной магазин – это магазин, в котором продают овощи. В наш овощной магазин завезли в мае свежие огурцы. Машина остановилась у овощного магазина.

  • Обувной магазин, продовольственная палатка, хозяйственный магазин, промтоварная палатка, книжный киоск.

Развитие функции словоизменения и словообразования.

Упражнение 10.

Цель:

  1. Развивать целенаправленность внимания.
  2. Воспитывать самоконтроль.

Оборудование:

  • схемы частей слова;
  • сигнальные карточки для самопроверки.

Дети записывают слова под диктовку, затем объясняют, выделяют корень слова. Объясните значение данных слов. Какая часть слова помогает это сделать?

  • Земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садовник.

Упражнение 11.

Цель:

  1. Развивать силу внимания (не замечая посторонних раздражителей).
  2. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование: мультимедиа.

Фронтальная работа. Руководствуясь смыслом и рифмой, закончить предложения словами с безударными гласными в корне.

  1. Пришла весна, поют скворцы,
    Бегут ручьи во все ... (концы).
  2. Жгуч мороз трескучий,
    На дворе темно;
    Серебристый иней
    Запушил ... (окно).
  3. Падают легки, как воздух,
    Белые снежинки – звёзды.
    А поймаешь – нет звезды:
    Только капельки ... (воды).
  4. Двое мальчиков вчера.
    Подрались среди ... (двора).
  5. Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною.
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется ... (листвою).

Упражнение 12.

Цель:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи.
  2. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Оборудование: карточки с текстом заданий у учащихся каждой группы.

Выполняется в парах. Учащиеся помогают друг другу. Предложения записываются. С учащимся 4 группы ведётся индивидуальная работа. Закончите предложения, используя данные ниже слова.

  1. Наша школа находится недалеко от . . .
  2. Мы живём около . . .
  3. Стадион находится у . . .
  4. Мои друзья живут напротив . . .
  5. Гостиница находится вблизи . . .
  6. Поезд шёл мимо . . .
  7. Трибуны расположены вокруг . . .

Слова для справок: парк, бассейн, станция, остановка, центр города, почта, вокзал.

Усвоение предикативных отношений внутри речевого высказывания.

Упражнение 13.

Цель:

  1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность.
  2. Формировать умение добиваться результата.

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • схемы предложений.

Выполняется коллективно устно. Затем запись составленного текста под диктовку учителя с комментированием у доски. Дана тема «Вечер» и три нераспространённых предложения.

  • Догорает заря. Лес затих. Птица скрылась.

Посмотрите, как можно этот маленький текст сделать интереснее. Найдём «друзей» подлежащему и сказуемому, опираясь на схемы.

Формирование внутреннего программирования речевого высказывания

Упражнение 14.

Цель:

  1. Учить строить предложения по принципу сочинения, подчинения.
  2. Формировать навыки потребности в труде.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Учащиеся 1, 2 группы выполняют самостоятельно. 3 и 4 группы – с помощью учителя. Посмотрев внимательно на четыре картинки, ответь письменно на вопросы.

  1. Кто отдыхал под кустом?
  2. Кто заметил следы зайца?
  3. Что стала делать лиса?
  4. Что сделала сорока?
  5. Почему убежал заяц?

Используйте в своих ответах слова: стала подкрадываться, застрекотала, сигнал тревоги.

Упражнение 15.

Цель:

  1. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
  2. Воспитывать доброжелательность.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Выполняется индивидуально с каждым учащимся. Детям предложена серия сюжетных картинок.

Задания:

  1. Запомнить последовательность картинок, а затем восстановить их по памяти.
  2. Найти лишнюю картинку.
  3. Найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок.