Одна из актуальнейших проблем школы – это проблема воспитания. Что же значит воспитать? Наверное, вырастить или помочь ребенку вырасти Человеком с большой буквы.
Цель: содействовать развитию компетентностей, способствующих осознанному выбору профессии, социализации, осознания того, что личный успех зависит от его профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, патриотизма, инициативы, предприимчивости, посредством:
- раскрытия способностей и наклонностей учащихся, учета индивидуальных и возрастных возможностей учащихся.
Задачи:
- Формирование нравственных отношений.
- Развитие творческих способностей, поддержка таланта и инициативы детей.
- Приобщение к духовности и общечеловеческим ценностям.
- Индивидуальное воспитание характера с учетом его природосообразности.
Философия развития классного ученического коллектива основывается на следующих позициях:
- человек уникален и многогранен: он обладает огромным интеллектуальным и физическим потенциалом самообучения и саморазвития, имеет возможность самостоятельного творческого конструирования собственной личности в процессе самовоспитания и самосовершенствования;
- классный коллектив, как и первичная среда воспитания – семья, динамичен и обладает способностью самоорганизации и саморазвития.
Направления и формы развития ученического классного коллектива:
- воспитание в семье;
- воспитание в школе;
- воспитание в учреждениях дополнительного образования.
Нормативно-правовое обеспечение концепции классного коллектива.
- Межведомственная программа развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия).
- Стратегическая программа развития и воспитания детей в Горном улусе.
- Улусная целевая программа «Духовно-нравственное гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в Горном улусе 2006-2010гг».
Научно-методическое обеспечение.
Наша школа явилась площадкой трех республиканских экспериментов:
- Коллективный способ обучения в отдельно взятом классе;
- Коллективно-распределенная деятельность и социализация работы школы;
- Технология «УЬуйуу» для предметов педагогической направленности.
Роль социума в развитии коллектива учащихся.
Дополнительное образовательное учреждение:
- Спортивная школа.
- Музыкальная школа.
- Центр духовности.
- Библиотека деловой информации.
- Детская и семейная библиотека.
- Улусный краеведческий музей.
- Дом ветеранов.
Народная педагогика в развитии ученического коллектива.
- Сотрудничество и взаимопомощь.
- Внутренняя потребность к труду.
- Комфортное самочувствие.
- Деятельностный подход
- Воспитательная сила коллектива.
- Привитие общеучебных умений.
- Общение.
Принципы:
- природосообразность;
- коллективизм;
- персонализация;
- индивидуализация;
- разновозрастность;
- педагогизация.
Этапы развития ученического коллектива.
- 5 класс – самосознание.
- 6 класс – самовоспитание.
- 7 класс – самообразование.
- 8 класс – самоутверждение.
- 9 класс – самоопределение.
- 10 класс – саморегуляция.
- 11 класс – самореализация.
Заповеди:
- Делайте добро!
- Любите и прощайте людей!
- Бойтесь обидеть человека!
- Найдите свою цель в жизни!
- Не ленитесь!
- Не теряйте веры в себя!
- Умейте дарить радость людям!
Проект воспитательной системы «Сделай себя сам» (самовоспитание).
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе такой атмосферы жизнедеятельности, которая бы способствовала проявлению, реализации и развитию интеллектуальных, творческих, познавательных потенциалов ребенка.
Цель: формирование человека ориентированного и способного к самопознанию, саморазвитию и самореализации.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня через разнообразные формы и виды деятельности.
- Создание условий для развития творческих способностей, природных задатков, беспрерывный поиск позитивных интересов.
- Формирование активной жизненной позиции через включение школьника в многообразные виды деятельности в классе.
- Совершенствование классного коллектива способного к совместной созидательной творческой деятельности.
- Создание системы работы с родителями.
В воспитательной системе приоритетными ценностями являются «Человек», «Семья», «Труд», «Родина».
Основные принципы.
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Приоритетным видом деятельности является участие, подготовка, реализация коллективных творческих дел проводимые традиционно в школе и запланированные в классе.
Ступеньки развития.
- Участие в улусных, республиканских, Российских конкурсах и соревнованиях.
- Занятия различными видами деятельности вне уроков.
- Поиск своих интересов и склонностей.
Образ ученика 6 класса (моделирование).
Образ ученика составлен из его потенциалов, его возможностей и из его устремлений к самосовершенствованию. Он отличается от его сверстников тем, что реально оценивает и знает свои задатки и целенаправленно развивает свои потенциалы.
Основные задачи и направления:
1. Потенциал в познании. Поддержать и развивать любовь к учению, тягу к знаниям как к главному фактору развития человека. Привить навыки работы с литературой, с книгой. Работа в библиотеках.
2. Потенциал в самовыражении. Постоянное изучение интересов и потребностей детей. Поиск подходящих занятий для каждого: запись в студиях, кружках, секциях ДЮСШ. Стимуляция инициатив учащихся.
3. Потенциал в общении. Человек не мыслим без контакта, без общения с другими людьми. Общение – очень сложная наука развить в детях главные принципы, правила, общения, научить искусству общения.
4. Нравственно-волевая мотивация. Изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров. Формирование мировых человеческих ценностей в ребенке, принятие понятий чести, долга, справедливости, добра, патриотизма.
5. Потребность в самоутверждении. Поиск сильных психологических, физических, духовных качеств ребенка. Инициирование активности ребенка для поддержки и помощи ему самоутвердиться. Помочь ребенку завоевать уважение и авторитет среди сверстников.
6. Я и моя семья. Изучение жизни ребенка в семье, изучение семейных взаимоотношений, повышение статуса ребенка в семье или адекватная оценка ребенка. Развитие отношений в семье участие родителя в школьной жизни ребенка.
7. Совместная работа с краеведческим, с педагогическим музеем, работа в фондах.
8. Воспитательная система класса. Планирование, организация, подготовка реализация коллективных творческих дел
Встреча с людьми достигших успеха в какой-либо деятельности, (как образец подражания) Как пример в школе. Совместная работа с библиотеками поселка:
- детская библиотека;
- школьная библиотека;
- библиотека деловой информации.
Совместная деятельность с родителями. Работа, участие в школьном научно-исследовательском НОУ «Дабаан». Участие в улусных, региональных, республиканских всероссийских конкурсах, соревнованиях.
Занятия в кружках, студиях, клубах, секциях в ДШИ, ДЮСШ, в доме творчества. Совместная работа с пресс центром школы. Работа в школе самоуправления.