Использование электронных ресурсов, нестандартных методов, дополнительного материала к содержанию урока химии

Разделы: Химия


Явления, происходящие в современном мире, неизбежно отражаются в системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого поколения. В этих условиях традиционные педагогические средства воспитания, содержания и организации учебного процесса всё чаще дают сбои, не срабатывают. Человек как объект и субъект педагогического действия в новых условиях существования человечества, меняется быстрее, чем мы это пытаемся осмыслить в педагогике, в содержании и процессе воспитания и образования. Из-за этого несоответствия возникают кризисные явления в педагогике и школе. Традиционные методы не позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, не развивают творческую активность учащихся. В результате не каждый ребёнок уверен в своих знаниях, развивается комплекс собственной неполноценности. По данным ВОЗ в последние годы отмечается значительное распространение неврозов среди детей в некоторых регионах до 38%. Необходимы методы, способствующие творческому развитию учащихся в процессе обучения.

На любом этапе каждого урока можно и нужно включать элемент игры, дети становятся более раскованными, уверенными в своих силах, появляется стремление к достижению первенства, равнодушными не остаются даже самые пассивные. Думаю, у каждого учителя есть своя копилка всевозможных "химических" игр, о которой мы забываем в погоне за изложением большого теоретического материала. По возможности проводить весь урок как ролевую игру. Сюжетно-ролевые игры действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные переживания. Например, в каждой теме раздела "Вещества" можно проводить уроки-спектакли, где одни ученики, выступая в роли обвинителей, рассказывают о вредном воздействии вещества на организм человека, окружающую среду, а другая группа, выступая в роли защитников, говорит о разнообразном применении этих веществ и их соединений. "Судьи" делают вывод о том, что на химических предприятиях должны соблюдаться правила техники безопасности, проводиться мероприятия по охране окружающей среды, соблюдаться правила природопользования, несоблюдение которых приводит к экологическим катастрофам, о которых "кричат" все средства массовой информации.

Повышает эмоциональное восприятие любой темы использование на уроках дополнительного материала. Для меня стало традиционным начинать уроки в разделе "Химические элементы" стихами-загадками, интересными фактами их открытия, необычными историями - объяснение которых скрыто в свойствах этих простых веществ или их соединений. Находить эти элементы и их соединения в знакомых нам предметах. Как много интересного можно рассказать детям о химической реакции, о любом элементе, например о фосфоре:

Его названье "светоносный", он ядовитый и горюч.
Есть аллотроп его известный безвредный, красный как сургуч.
Он очень нужен всем растеньям, в природных минералах есть.
Относят соли к удобреньям, которых в России не счесть.

Гамбургский химик и купец Геннинг Бранд, выделивший, фосфор в 1669 году сразу стал наживаться с его помощью, показывая светящийся в темноте "мой огонь" за деньги. Тайна получения состояла в том, что в реторте выпаривали мочу, добавляя в неё уголь и песок. По мере нагревания колба начинала светиться в темноте "таинственным" голубоватым сиянием. Так я начинаю урок по теме "Фосфор" и сразу возникает масса вопросов: а как получают фосфор сейчас, почему он светится, почему он краснеет, где можно использовать его свойство самовоспламеняться?

Можно просто сказать, что гидриды фосфора образуются при гниении органических веществ без доступа воздуха, и ребёнок тебя просто не услышит, а можно рассказать о явлении "блуждающих огней" и пояснить его: ":двое мальчишек забрались ночью на старое кладбище посмотреть на приведение, о котором давно говорили в их деревне. Когда их глаза привыкли к темноте, то они увидели, как вспыхнул и погас огонёк на одной могиле, затем он появился на другой, потом на третьей. Мальчики застыли в ужасе, огоньки летают:"

Появление "блуждающих огней " на старых кладбищах и болотах вызвано воспламенением на воздухе выделяющихся гидридов фосфора: дифосфана P2H4 и фосфина PH3. Эти газы образуются при разложении органических соединений, содержащих фосфор. Продуктами их сгорания является оксид фосфора (V), который при взаимодействии с влагой воздуха образует мельчайшие капельки кислоты, дающие неясные размывающиеся белые контуры "привидения".

Ученики слушают, затаив дыхание, легко и с интересом пишут уравнения реакций, о которых идёт речь. При этом они надолго запоминают и само явление, и то, что оно имеет научное объяснение.

Нельзя серо и буднично констатировать химические факты. Интересный дополнительный материал, который заинтересует ученика можно найти по любой теме курса. Часто к поиску привлекаю учеников, они делают это с удовольствием. Я считаю, что строить объяснение материала на уроке необходимо как исследование, как открытие. Итог урока должен быть озарением для учащихся.

Если возможно начинаю урок с эксперимента, который помогает обозначить проблему, причём чётко, ярко, эмоционально. Например, объяснение темы: "Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных реакций" начинаю с того, что в три больших стакана с водным раствором марганцовки с разной средой приливаю раствор сульфита натрия. Окраска раствора марганцовки в стаканах меняется, становится разной: бесцветной, зелёной и коричневой. Далее, выяснив, каким соединениям марганца характерна такая окраска, приходим к выводу о влиянии среды раствора на степень восстановления марганца. Дети легко дописывают продукта реакций, пользуясь сделанными выводами, причём независимо от того, с участием каких веществ, протекает реакция, неорганических или органических. Пробуем решать аналогичные задания из материалов ЕГЭ части "С", ученики убеждаются в том, что это легко и доступно.

Поиск научного объяснения увиденного рождает не просто удивление, а живейший познавательный интерес. Причем это объяснение должно быть четким и доступным для учащихся. Вовлекая их в поиск, учу размышлять, делать выводы из фактов, т. е. воспитываю их познавательную активность, что является одним из важнейших условий развития творческой самостоятельности

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если обучающийся постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.

Большой интерес у учащихся вызывает взаимный опрос. Я вызывает одного из обучающихся; остальные задают ему несколько вопросов, после ответов на которые, обучающемуся ставят оценку. В случае затруднений с ответом на вопрос отвечает тот, кто его задал. Как показывает опыт, во время взаимного опроса класс всегда работает активно. Учащиеся ответственно относятся к постановке вопроса. Качество предлагаемых вопросов улучшается от урока к уроку.

При сдаче зачётов по определённому теоретическому материалу создаю ситуацию, в которой ученики, первыми сдавшие зачёт, выступают в роли учителя. Такие "учителя" отличаются принципиальностью и требовательностью и, тем не менее, у них нет отбоя от "учеников".

Проблемы, связанные с мотивацией учения, подготовкой учащихся к сдаче итоговой аттестации, к олимпиадам, конференциям в современной школе помогают решить уроки с применением ИКТ. Компьютерные технологии использую с целью ведения школьной документации. Школа №12 перешла на работу в режиме "безбумажных технологий" с использованием программы Net Школа, которая позволяет создать единую информационную среду, причём вовлечь в этот процесс не только сотрудников школы, но и учащихся, и родителей. Нет традиционных классных журналов, досок объявлений, планирования в бумажном варианте и многого к чему мы привыкли и без чего работу в школе считали невозможной:

  • поиска дополнительной информации;
  • использования аудиовизуальных средств для увеличения наглядности материала;
  • сопровождения учебного материала динамическими рисунками;
  • моделирования процессов, которых в обычных условиях невозможно воспроизвести;
  • проведения химических экспериментов с опасными реактивами;
  • тестирования учащихся;
  • дистанционного обучения учащихся (в школе много детей, выбравших "экстернат");
  • участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

ИКТ использую на разных этапах урока. На этапе введения в тему применяю компьютерную презентацию, чтобы представить большой объём информации в короткое время. Изучая новый материал можно сочетать презентацию с применением электронных дисков. Из большого количества дисков, наверняка имеющихся в арсенале каждого учителя, назову наиболее часто используемый мною - мультимедийный обучающий курс TeachPro Химия. Курс представляет собой иллюстрированный и озвученный лекционный материал, а также большое количество задач различной степени трудности по всем разделам химии. К диску прилагается удобная в работе методическая литература.

Информационные технологии при обучении химии незаменимы в том случае, если идёт изучение токсичных или взрывоопасных веществ. В этом случае возможность проведения эксперимента в виртуальном мире является единственной. Виртуальная лаборатория доступна всем, так как выложена в "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов" на сайте: www.school-collection.edu.ru. Очень удобны в использовании на уроке иллюстрированные материалы сайта "Химия для всех" http://experiment.edu.ru.

Уроки контроля знаний уже немыслимы без тестирования, которое стало неотъемлемой формой подготовки к ЕГЭ. На этом этапе я использую не только готовые материалы учебных дисков "1С. Образование", "ЕГЭ разработано ФИПИ" и т.д., а также составленные мною тематические электронные тесты. Тесты составляю на основе Контрольно-измерительных материалов открытого сегмента ФИПИ. На сегодняшний день готов комплект тестов по всем разделам курса "Органическая химия" в трёх вариантах. В качестве примера приведу один из вариантов теста по теме: "Предельные углеводороды".

Часть А

К каждому заданию Части А дано четыре ответа, из которых только один верный. В ответе укажите цифру, соответствующую выбранному Вами ответу.

А1. Метан не способен к реакциям

1) окисления

2) радикального замещения

3) полимеризации

4) разложения

А2. Металлический натрий реагирует с образованием 2,3-диметилбутана с

1) 2-бромпропаном

2) 2,3-дибромбутаном

3) 1-хлорпропаном

4) 2,2,3,3-тетраметилбутаном

А3. При взаимодействии 1 моль СН4 с 2 моль Cl2 при освещении получается преимущественно

1) хлорметан

2) хлороформ

3) дихлорметан

4) тетрахлорэтан

А4. Как гексан, так и циклогексан вступают в реакции

1) присоединения водорода

2) замещения с хлором

3) присоединения хлора

4) замещения с галогеноводородами

А5. При полном окислении 1 моль пропана кислородом образуются

1) 1 моль СО2 и 1 моль Н2О

2) 4 моль СО2 и 6 моль Н2О

3) 2 моль СО2 и 3 моль Н2О

4) 3 моль СО2 и 4 моль Н2О

А6. Верны ли суждения о предельных углеводородах?

А. В предельных углеводородах все углерод-углеродные связи являются ковалентными неполярными s -связями.

Б. Алканы неустойчивы к действию раствора перманганата калия

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть В

В заданиях части В ответом является набор букв

В1. Для метана характерны:

а) реакция гидрирования

б) тетраэдрическая форма молекулы

в) наличие p -связи в молекулах

г) sp3 гибридизация атомов углерода

д) реакция с галогеноводородами

е) горение на воздухе

Ответ: ____ (запишите буквы в алфавитном порядке)

В2. Объём воздуха, необходимый для полного сгорания 20 л (н.у.) С4Н10, равен ______л. (запишите число с точностью до целых)

Часть С

В заданиях части С запишите полное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

С1. При сгорании алкана массой 3,6 г образуется оксид углерода (IV) объёмом 5,6 л (н.у.). Определите молекулярную формулу алкана.