Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги)
Для реализации созданы следующие условия: игровая комната, речевой уголок, подбор настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом, спортивный зал, площадка для прогулок, предметно-развивающая среда.
Целью работы является - формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Основными задачами в работе являются:
- Создание условий для формирования грамматического строя речи.
- Совершенствование грамматического строя речи через игру.
- Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.
Методы, используемые в работе:
- метод имитации;
- метод разговора (беседы);
- метод пересказа (5-7 лет);
- метод сочинения.
Все эти методы реализовываем при помощи приёма игр. Игры, которые используем в работе;
Сюжетно-ролевые (дети сами ставят цель, выбирают средства для реализации игрового замысла) включают в себя:
- игры на бытовые темы;
- строительные игры
- театрализованные игры
Игры с правилами (отличаются специально разработанными взрослыми и чёткими игровыми правилами):
- подвижные
дидактические, включают в себя:
- игры с предметами
- настольно-печатные
- словесные
Например: в подвижной игре, которую применяем на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего.
Дидактические игры и её элементы применяем на занятиях, на утреннем сборе, в трудовой деятельности, в свободной деятельности, прогулке. Все виды игр, направленные на развитие речи детей, применяем в процессе следующей деятельности:
Основными направлениями деятельности являются:
- организация воспитательно-образовательного процесса;
- психолого-педагогическая работа;
- работа с логопедом;
- работа с педагогами детского сада;
- работа с родителями
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется через организацию:
- утреннего сбора,
- воспитания культурно-гигиенических навыков прогулки;
- трудовой и свободной деятельности
- занятий (фронтальные, индивидуальные)
Психолого-педагогическая работа организуется следующим образом:
- Подбор диагностического материала
- Диагностика и обследование детей
- Игры и тренинги
- Консультации для родителей
Работа логопеда:
Подбор речевых игр на развитие и совершенствование грамматического строя речи;
Консультирование родителей
С педагогами детского сада проводим семинары, консультации, семинары-практикумы:
- "Развитие речи дошкольников".
- "Роль игры в развитии речи дошкольников"
- "Дидактические игры для формирования грамматического строя речи"
Работа с родителями
Большое внимание уделяем работе с родителями, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и в семейных взаимоотношениях и только совместными усилиями можно добиться определенных результатов. В настоящее время сложились следующие формы работы с родителями.
Консультации:
- Игрушки полезные и вредные.
- Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.
- Учите детей наблюдать.
- Что делать, если у ребенка плохая память.
- Нужно ли родителям обучать детей чтению.
- Как научить ребенка запоминать стихи.
- Учим детей рассказыванию.
Родительские собрания:
- Развитие правильной речи ребёнка в семье.
- Развиваем речь, играя.
- Почему ребёнку нужна игра.
- Развитие речи детей в преддошкольный период.