Урок литературного чтения в 4-м классе "Портретные описания на основе восприятия музыкального и изобразительного искусства". Редактирование сочинения "Царевна-Лебедь"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • поиск наиболее выразительных языковых средств;
  • совершенствование умения видеть и слышать, сопоставление картины с музыкальным произведением;
  • определение характера, настроения героев произведений искусства, создание образа на фоне музыки, с использованием средств художественной выразительности;
  • развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
  • развитие логического мышления, навыков умственного труда и умения его организовывать.

Оборудование:

  • репродукция картины М. Врубеля "Царевна-Лебедь";
  • фонохрестоматия (аудиокассета) Римский-Корсаков. Опера "Сказка о царе Салтане". Третье чудо;
  • текст сочинения ученика 4 класса.

Ход урока

Произведения великого русского поэта А.С. Пушкина знают и любят во всем мире, как взрослые, так и дети. Они вдохновляют художников и композиторов на создание великолепных произведений. Влюбленность в сюжет "Сказка о царе Салтане" и жажда высказаться у композитора Римского-Корсакова были так сильны, что музыка сама ложилась на бумагу, сочинялась легко. Так, в 1899 году появилась великолепная опера "Сказка о царе Салтане".

1. Музыка Римского-Корсакова необычайно взволновала художника М Врубеля своим разнообразием, вызвала восторг. Художник пишет ставшую известной картину "Царевна-Лебедь". Об этой сказочно-прекрасной царевне и вы рассказывали в своих сочинениях. Сегодня мы работаем над редактированием ваших сочинений. Работа эта нелегкая. Но если будем внимательны, используем свои знания и умения, сочинения станут более содержательными, образными.

2. Интересных сочинений много. Текст одно из них перед каждым из вас.

Учитель зачитывает текст сочинения Вовы К. "Музыка Римского-Корсакова и картина художника М. Врубеля поражают своей красотой. Я представил себе, как белая лебедь в последних лучах солнца опустилась на гладь воды, и от нее пошла легкая, как пух, рябь. В последних лучах перламутровые крылья лебедя переливаются.

Вдруг последние лучи солнца вспыхнули, и вскоре солнце зашло за горизонт. В это мгновение произошло чудо. Белая лебедь встрепенулась и взмахнула крыльями, и от нее полетели хрустальные брызги. Появилась царевна удивительной красоты. Позади нее вилась воздушная белая, как первый снег, фата. По ее краям были вышиты серебряным шелком чудные узоры, а под фатой виднелась длинная коса. Голову ее украшал венец, убранный драгоценными камнями. Лицо ее бледное. Глаза грустные, наверное, потому, что солнце сейчас зайдет за горизонт и больше не поласкает своими лучами.

На заднем плане возле темной воды стоит замок, окутанный во мрак ночи. Мне кажется, что совсем скоро ночь скроет чудесную красоту царевны".

Для большей выразительности и образности речи Вова К. использует эпитеты, сравнения. Но в сочинении есть речевые ошибки. Их мы найдем и попытаемся исправить.

3. Работаем в группах. Из текста сочинения:

I группа - выпишите глаголы, обозначающие движение Лебеди;

II группа - выпишите глаголы, с помощью которых описывается красота царевны.

группа: выписать предложения с глаголами, определяющими чувства, возникшие при восприятии картины.

группа: запишите глаголы света в синонимический ряд по степени усиления действия излучения света.

4. Самостоятельная работа в группах.

5. Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной и выразительной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологий). В данном тексте они есть. Найдите и прочитайте такие высказывания.

Выберите из предложенных вариантов замену этому словосочетанию или предложите свой вариант.

  • яркие лучи
  • последние лучи заката
  • мерцающие лучи
  • багряные лучи

(Вспомогательные вопросы:

Когда Лебедь опустилась на гладь воды?

Как вы думаете, где лучше оставить словосочетание, а где его убрать совсем?)

О последних лучах солнца удачно написано в сочинениях:.. (Дети зачитывают отмеченные предложения в своих сочинениях).

Одно и то же явление вы описываете по-разному, удачно используя глаголы.

6. Ребята IV группы выписывали предложения с глаголами, определяющими чувства. Скажите, много ли таких глаголов вы нашли в тексте?

-Какова наша задача - задача зрителей? (Почувствовать настроение, которое вызывает картина)

Читается отрывок из сочинения. Ученики отвечают на вопрос.

Удалось ли автору сочинения почувствовать настроение?

Да, художник старательно подбирал цвета. Появление перламутрового цвета могло вызвать радость.

А какие сочетания цветов вызывают у вас другие чувства? Запишите об этом в предложении.

Несколько детей зачитывают свои предложения.

- И у меня неяркая цветовая гамма вызывает чувство грусти. Я думаю, мы смогли почувствовать соответствие между красками и состоянием души.

7. А теперь определите, громко или тихо "звучит" на картине изображенная природа. Шумит ли ветер? Бьется ли о берег море? Или на картине полное безмолвие?

- Конечно, это увидеть невозможно, но можно представить, почувствовать по тому настроению, которое передано на картине.

8. Физкультминутка.

Звучит музыкальный фрагмент из "Третьего чуда" оперы Римского-Корсакова. Дети пытаются вжиться в образ, почувствовать настроение музыки.

- Как вы думаете, соответствует ли картине прозвучавший музыкальный фрагмент? Почему?

-Послушаем, как учащиеся рассказывают о превращении Лебеди в царевну.

9. Проверяем выполнение задания учащимися IV группы.

Прочитайте синонимический ряд глаголов.

С какими словами можно употребить эти глаголы? Почему?

10. I и II группы: прочитайте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой выбор.

-Какая морфема указывает на то, что действие свершилось?

11. - Какой вопрос постоянно звучал при проверке выполнения задания? (Почему)

Этот вопрос гуляет по всему свету, забирается во все, что нас окружает. Сегодня мы задали вопросы и отвечаем на них. А что надо делать, чтобы ответить на вопрос? (Рассуждать)

А что значит рассуждать? (Мыслить, рассказывать, доказывать, объяснять)

Из каких частей может состоять рассуждение?

часть - это мысль (утверждение, отрицание), которую надо доказать - тезис.

часть-это то, что доказываем, т.е. доказательство с примерами.

часть - вывод, заключение.

Найдите в тексте сочинения Вовы К. главную мысль. - Прочитайте доказательство. В чем же красота?

12. А вот дальше допущена грубая логическая ошибка. Нет связи, перехода от описания царевны к описанию заката. Поиск вариантов для перехода. Предлагается один из них. "Она выглядит (великолепно, загадочно...) на фоне темной воды и замка, окутанного во мрак ночи".

Какую ошибку вы еще заметили в тексте? Предлагаются варианты концовки сочинения (вывод). (Один из вариантов - на доске с пропуском слов: "... необычайно взволновал меня своей..., вызвал восторг".)

А в ваших сочинениях есть ли те ошибки, которые встретились в работе вашего одноклассника?

13. Следующее задание, выполняем в группах.

- Напишите мини-рассуждение. Вам предлагаются тезисы. Спишите их и, обсудив в группе, допишите доказательство и вывод.

I группа: "В конце музыкального отрывка звучат трубы".

II группа: "Картина вызывает чувство грусти".

группа: "Композитор наделяет Царевну-Лебедь двумя характеристиками".

группа: "Пейзаж в картине Врубеля помогает лучше выразить переживания и чувства царевны".

14. Работа в группах.

15.- Прочитайте, что у вас получилось. Оцените правильность выполнения работы.

16. Домашнее задание. Доработать сочинения, используя памятку "Этапы работы над сочинением".