Проблема профессиональной подготовки специалиста всегда была в центре внимания ученых, остается она актуальной и сегодня. Различные авторы обстоятельно анализируют содержание общего и профессионального образования, его реформирование, особенности подготовки компетентных специалистов. Так, М.М. Поташник раскрывает происшедшие изменения в определении сущности образования. В.М. Зуев указывает на одну из задач профессионального образования - формирование свойств личности как работника. Э.Д. Днепров, А.М. Новиков называют основные принципы реформирования общего и профессионального образования. Г.К. Селевко, Б.Д. Эльконин раскрывают одно из направлений профессионального образования - компетентностный подход, означающий постепенный переход образовательной парадигмы на овладение комплексом компетенций.
Мы придерживаемся определения, что компетенция - это подтвержденная способность использовать знания и умения для достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности [1].
Анализ работ по проблеме компетенций (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и др.), позволяет из всего многообразия видов компетенций выделить наиболее существенные для профессионального образования: профессиональные, предметные и ключевые.
Информационную компетентность рассматривают как составляющую профессиональной компетентности [7].
Информационная компетентность включает в себя следующие элементы:
1. Теоретические знания, практические умения и навыки использования информационных технологий (ИТ) в своей профессиональной деятельности.
2. Творческий подход в применении информационных технологий при решении практических задач, а так же при организации обработки, хранения и передачи информации.
3. Гибкость мышления, способность к самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области информационной технологии.
4. Сформированное мировоззрение и система личностных ценностей и жизненных приоритетов.
Одним из перспективных направлений для формирования информационной компетентности студентов колледжей является применение в профессиональном образовании современных педагогических технологий [8].
Понятие "педагогическая технология" апробировалось в педагогическую науку несколько десятилетий, поскольку педагогике как гуманитарной науке привычнее и понятнее были дидактические определения способов обучения и воспитания, формировавшиеся в течение столетий, если начать с Я.А. Коменского, и даже тысячелетий, если вспомнить педагогику Древнего мира. Но все изменяется, и в педагогике, как в зеркале, отразились характерные особенности ХХ в., а именно: в начале ХХ в. произошла техническая революция, а в конце - технологическая, "переход от машин к системам деятельности". Техника оказывается не только на развитии какой-либо отрасли науки и техники, но и на учебном процессе. Первый подход к разработке педагогических технологий был связан с внедрением в педагогический процесс различных технологических средств обучения и информационных технологий - технология в обучении (1950 - 1960 - е гг.). Считалось, что накопление технических средств - использование ЭВМ, компьютерных систем хранения информации - создает благоприятные условия для модернизации образования, т.е. технологизация была направлена преимущественно на создание своего рода технической среды или применение информационных технологий в обучении.
В 1970 - 1980 - е гг. появилось новое понимание сущности педагогической технологии, которое связано, прежде всего, с подходом к ней как к способу управления педагогическим процессом, системного его построения - технология обучения.
Само слово "технология" (от гр. techne - "искусство, ремесло, наука" + logos - "понятие, учение") означает "совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.".
Можно дать определение педагогической технологии - это набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Это совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального и/или профессионального опыта в процессе обучения [9].
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [4].
В отличие от метода обучения, технологией может являться только, то, что поддается точному описанию и алгоритмизации.
Для технологии характерны:
- системность (системный способ организации деятельности);
- воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами);
- результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям, что требует постановки диагностичных целей и разработки соответствующих способов диагностики результатов) [1].
Можно перечислить следующие педагогические технологии: программированное обучение; проблемное обучение; деловые игры; модульное обучение; вальдорфская педагогика Р. Штайнера; педагогическая система В.Ф. Шаталова; интегральное обучение; компьютерное обучение; информационные технологии; технология учебного проектирования.
Существует мнение, что педагогика - это искусство. Но ведь искусство посильно не каждому, а только мастеру своего дела, обладающему определенными личными способностями. Не все преподаватели, к сожалению, обладают педагогическим мастерством, но овладеть педагогической технологией сможет каждый, ибо "искусство основано на интуиции, а технология - на науке". Овладеть этой наукой - значит стать хорошим преподавателем. Нельзя не согласиться с В.П. Беспалько, что "хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания - это и есть педагогическое мастерство".
Одним из перспективных направлений является технология учебного проектирования, т.е. система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
По типологии проектов по различным основаниям: по доминирующему типу деятельности (информационные, исследовательские, творческие, прикладные, ролевые, игровые); по предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметгые, надпредметные); по количественному составу (личностные, парные, групповые); по продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные)
При проведении нашего проектного обучения по первому признаку нами был использован информационно-исследовательский проект. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомлении участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
По второму признаку - монопроекты и межпредметные проекты.
По третьему признаку характеру контактов - парный, между парами студентов.
По продолжительности наши проекты можно отнести к долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).
Технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию преподавателя в учебном процессе. Из авторитарного он превращается в организатора исследовательской деятельности, консультанта и помощника. Его задачами становится комплексное системное руководство студентами, оказание им поддержки на всех этапах работы: в выборе темы проекта и в формировании проблемы исследования; овладение исследовательскими умениями и навыками; поиске источников информации. В задачи преподавателя входят также координация всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи, координация поисковой деятельности студентов, организация итогового обсуждения, защиты проектов.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Работа над проектом побуждает студента не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов; использование новейших информационных и коммуникационных технологий.
Приведем пример последнего проекта по теме: "Жидкие кристаллы".
Девиз проекта: "Образование есть то, что остается когда, все выученное уже забыто" М. Лауэ. Этот проект является интегрированным проектом по информатике и физике. Как признает А.Ф. Эсаулов, важная роль в педагогическом процессе за перспективностью разработки проектов смежных наук (например: физико-химических, физико-математических, физико-информатических). Современный уровень образования требует разработки проектов не только в области одной из данных наук, но и смежных областей этих наук.
Элементы данного учебного проекта.
1. Методические и дидактические материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплинам "Информатика" и "Физика" используемые темы "Базовая аппаратная конфигурация ПК", "Электрический ток в различных средах".
2. Структурирование учебного материала по истории жидких кристаллов.
3. Пример работы студентов отражающий их самостоятельное исследование по природе жидких кристаллов (мультимедиа презентация и доклад по теме исследования).
4. Критерии оценивания проекта.
5. Представление на защиту проекта.
6. План применения учебного проекта в колледже на уроках информатики и физики.
Техническое обеспечение проекта.
Компьютер, мультимедиа проектор, сетевые ресурсы Internet, MS Power Point, Adobe Photoshop, классическая музыка.
Идея проекта.
Создать элемент электронного учебно-методического пособия по информатике и физике с использованием мультимедиа средств, который может эффективно использоваться на занятиях информатики по теме "Базовая аппаратная конфигурация ПК" и физики по теме "Электрический ток в различных средах", что способствует насыщению урока богатейшим историческим и иллюстративным материалом.
Типология проекта.
Информационный проект. Творческо-поисковый проект. Интегрированный проект по информатике и физике с применением мультимедиа средств.
Цели проекта.
Цели проекта преподавателя:
Дидактические:
- развитие информационной компетентности при изучении информатики и физики (расширение знаний студентов в области жидких кристаллов, обучение целенаправленному поиску информации по данной теме, умению применять методы поиска и отбора информации; обучение систематизации информации);
- формирование интереса к предметам информатика и физика.
Цели проекта для студентов:
- исследовать природу жидких кристаллов;
- определить применение жидких кристаллов;
- провести сравнительный анализ мониторов с электронно-лучевой трубкой и жидкокристаллических мониторов;
- сделать отчет по проекту в виде презентации.
Этапы проведения проекта.
1. Организационно-подготовительный:
1.1 Ориентировочно-подготовительный - постановка проблемы по информатике тема 2.2 "Базовая аппаратная конфигурация ПК", физике тема 2.3 "Электрический ток в различных средах" и определение путей ее разрешения, выбор названия проекта, ознакомление со стартовой литературой.
1.2 Организационно-содержательный - утверждение тем исследований, выбранных студентами, формирование групп для проведения исследования.
2. Технологический:
2.1. Процессуально-содержательный - обсуждение плана работы студентов, заданий каждому студенту в группе. Обсуждение возможных источников информации.
2.2. Процессуально-деятельностный - самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
3. Заключительный этап.
3.1 Контрольно-оценочный - подготовка презентации по отчету о проделанной работе.
3.2 Защита полученных результатов и подведение итогов на конкурсе проектов во время недели "Физики, математики и информатики" и на научно-технической студенческой конференции в колледже.
Предложенные студентами темы самостоятельных исследований по информатики и физики.
Темы исследования по информатике:
1. Аппаратное обеспечение ПК.
2. Современные устройства ввода данных.
3. Современные устройства вывода данных.
4. Современные устройства накопления информации.
Темы исследования по физике:
5. Первые представления на природу жидких кристаллов. Первые гипотезы.
6. Ученые, которые внесли большой вклад в исследование жидких кристаллов.
В заключении хочется отметить, что учебно-проектное обучение имеет четко выраженную профессиональную направленность, вызывает интерес студентов к своей будущей специальности.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества [6].
Литература:
- Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ "МарТ", 2005. - 448 с.
- Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: "Академия", 2005 - 624 с.
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
- Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. - М.: "Академия", 2005. - 272 с.
- Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: "Академия", 2007. - 368
- Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ "МарТ": - Ростов н/Д: изд. центр "МарТ", 2006. - 336 с.
- Ширшов, Е.В. Информационно - педагогические технологии: ключевые понятия: словарь./Е.В. Ширшов - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 258 с.