Цель: знакомство с наречием как частью речи.
Задачи:
- дать понятие о наречии как о части речи;
- показать общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль наречий;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте;
- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование:
- материалы презентации, выполненные в программе Power Point;
- раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
1. Наблюдение.
Стоит солнце, греет землю. Каждый листик и травка светились под весёлым лучом. Зеленеют луга. Синие и лиловые ирисы раскрылись в траве. | Высоко стоит солнце, жарко греет землю. Каждый листик и травка насквозь светились под весёлым лучом. Свежо зеленеют луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. |
Чем отличаются эти два текста?
Какой текст более насыщен информацией?
За счёт каких частей речи?
Таким образом, наречия делают текст более ярким,
выразительным.
2. Запись темы урока
Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься? Какова цель нашего урока?
(Знакомство с наречием как частью речи, узнать общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль наречий; уметь находить наречия в тексте, узнать роль наречий в тексте)
3. Выписывание наречий с главными словами
Разбор словосочетаний.
Как вы думаете, что будет обозначать наречие? Что
оно характеризует? Что описывает?
4. Формулировка понятия о наречии.
– Что же такое наречие?
Соберите его определение.
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, зависит чаще всего от глагола, отвечает на вопросы где?, куда?, зачем?, откуда?, почему?, когда?, как?
5. Разбор наречий по составу. Вывод.
Высоко
Жарко
Насквозь
Свежо
Пышно
6. Определение синтаксической роли наречия.
– Пропустите строчку и запишите предложение.
Наши спортсмены хорошо подготовились, поэтому
они уверенно двинулись вперёд.
7. Полная формулировка понятия о наречии.
– Давайте вернёмся к нашему определению наречия и его дополним выводом по двум выполненным заданиям.
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, зависит чаще всего от глагола, отвечает на вопросы где?, куда?, зачем?, откуда?, почему?, когда?, как?. Не изменяется. В предложении является обстоятельством.
3. Закрепление
Вставьте наречия.
Был полдень . . . ,палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая . . . двигалась с запада на восток. . . . подул ветер. Молодая березка . . .затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, . . . раздался первый удар грома. Спеша укрыться, . . . заметались птицы.
Проверка:
- Пример ребят
- Мой пример
Вывод. Какова же роль наречий в тексте?
(Наречия всесторонне, точно описывают движения, помогают создать картину яркую картину природы, при этом передают и различные чувства и состояние)
4. Итог урока
– Чем же мы сегодня занимались? Что изучали? Достигли ли мы с вами поставленных цели и задач?
Задание. Закончите предложения..
1. Наречие – это . . . часть речи
2. В предложении наречие чаще всего является . . .
3. Наречие никогда не имеет . . .
4. Наречие чаще всего присоединяется к . . .
6. Наречие отвечает на вопросы . . .
7. Наречие обозначает . . .
5. Тест
1. Что обозначает наречие?
а) признак предмета
б) признак по действию
в) признак действия
г) действие
2. Наречие зависит:
а) от глагола
б) от существительного
в) от местоимения
г) от числительного
3. В предложении наречие чаще всего является:
а) подлежащим
б) определением
в) обстоятельством
г) дополнением
4. На какие вопросы отвечает наречие?
а) Где? Куда? Откуда?
б) Какой? Каким?
в) Кто? Что?
г) С кем? С чем?
5. Найдите словосочетание с наречием.
а) красивый цветок
б) добывая пищу
в) писал красиво
г) желтеющая рожь
Проверка:
В
А
В
А
В
6. Домашнее задание
Параграф 32 (повторить).
Выписать из художественной литературы семь
предложений с наречиями, подчеркнуть их как
члены предложения.